Павел Осипович Сухой

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой на своём рабочем месте

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой на своём рабочем месте

Самолёты марки «Су» известны во всём мире уже несколько десятилетий! Конструктор этих самолётов Павел Осипович Сухой. Он был всегда нацелен на будущее. Эта цель и талант генерального конструктора помогли создать целый ряд замечательных самолётов! Однако сотрудникам Кб Павла Осиповича Сухого довелось испытать не только победы, но и поражения. Самолёты Сухого прочно заняли свою позицию в истории мировой авиации! Фирма Сухого состоит из 6-ти филиалов расположенных в разных концах нашей страны. Его КБ создало около 100 типов самолётов и их модификаций. Выпущено серийно около 11 200 машин. Из них около 2 700 штук поставлены на экспорт в 37 стран.

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой в детстве

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой в детстве

Павел Осипович Сухой родился 22-го июля 1895-го года в Белоруссии, которая тогда входила в состав Российской Империи. На самом деле изначально фамилия Павла Осиповича была Сухи, по фамилии его отца, но во время крещения в церкви дьяк назвал Павла Осиповича Сухой. На момент рождения Павла Осиповича Сухого, в семье уже было 5 детей, все дочери, он стал 6-м ребёнком самым младшим! Отец Павла, Осип Андреевич Сухи работал учителем начальных классов в школе на селе, матерью была  Елизавета Яковлевна. Семья активно интересовалась музыкой, литературой, искусством. Но Павел Осипович Сухой больше интересовался техникой — двигателями внутреннего сгорания, существовавшими на тот момент летательными аппаратами. Он с рвением изучал всю попадавшуюся литературу, которая существовала на эту тему, в том числе и статьи основоположника российской и советской аэродинамики и авиационной науки Николая Егоровича Жуковского (смотри статью «Николай Егорович Жуковский»).

АНТ-5 в разработке которого принимал участие Павел Осипович Сухой

АНТ-5 в разработке которого принимал участие Павел Осипович Сухой

В начале 20-го века мир охватила авиационная лихорадка!!! Тогда попытки покорить небо назывались «воздушные аттракционы». Они буквально сводили публику с ума! Как-то раз, идя домой из гимназии, Павел Осипович Сухой первый раз увидел самолёт. Позже в своих воспоминаниях он написал: «Я шёл с ребятами из гимназии, и вдруг над нашими головами пролетел аэроплан. Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало, не птица, а человек летит над нами По сути дела именно этот случай определил дальнейшую судьбу Павла Осиповича. В 1915-м году Павел Осипович Сухой поступил в Московское Императорское Техническое Училище. Там он с интересом посещал лекции Жуковского, с научными трудами которого он знакомился ещё в юношестве. Так же он посещал воздухоплавательный кружок, возглавляемый Жуковским.

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой в армии в должности младшего офицера пехотного полка

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой в армии в должности младшего офицера пехотного полка

В это время уже шла Первая Мировая война и Павла Осиповича Сухого после окончания школы прапорщиков призвали в армию. В январе 1917-го года он попал на Северо-Западный фронт в должности младшего офицера пехотного полка. Затем он был назначен начальником пулемётной команды. Именно на фронте он понял, какую роль в будущем может сыграть военная авиация. Самый большой тогда самолёт в мире бомбардировщик «Илья Муромец», Игоря Ивановича Сикорского буквально наводил ужас на немцев! Так же Сухой знал, что артиллерия часто и успешно использует данные воздушной разведки. Однако он видел и недостатки русской авиации. По большей части устаревшие самолёты не могли противостоять более совершенным немецким машинам.

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой в армии в должности начальника пулемётной группы

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой в армии в должности начальника пулемётной группы

На фронте Павел Осипович Сухой получил туберкулёз лёгких, который сильно подорвал его здоровье. В дальнейшем на протяжении всей жизни он испытывал последствия перенесённой болезни. В марте 1918-го года Павла Осиповича Сухого по состоянию здоровья комиссовали из армии. После возвращения домой Павел Осипович 2 года работал учителем математики по месту жительства. Именно в местной школе он познакомился со своей будущей женой, Софьей. Она преподавала французский язык. Пытаясь привлечь её внимание, Павел приносил ей охапки сирени, он сам очень любил сирень! Так они познакомились, как потом оказалось на всю жизнь!

АНТ-5 в разработке которого принимал участие Павел Осипович Сухой

АНТ-5 в разработке которого принимал участие Павел Осипович Сухой

В 1920-м году Сухой вновь восстановился на учёбу в Техническом Училище. В 1924-м году он уже устроился на работу в ЦАГИ, хотя до конца учёбы оставался ещё год. Во время работы в ЦАГИ он готовил дипломный проект. Дипломной работой Павла Осиповича Сухого стал одноместный истребитель с мотором мощностью 300 л.с. Руководителем проекта был авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев (смотри статью «Андрей Николаевич Туполев»), который вместе с Егором Николаевичем Жуковским (смотри статью «Егор Николаевич Жуковский») являлся основателем ЦАГИ. Защитился Сухой успешно и Туполев пригласил молодого специалиста на работу в своё КБ. Он попал в бригаду, которая разрабатывала цельнометаллический истребитель Туполева, АНТ-5. Непосредственно Сухому поручили сконструировать раму, в которой размещался двигатель. После выхода машины в серию Павла Осиповича Сухого назначили техническим представителем ЦАГИ на авиазаводе.

Первый самолёт Павла Осиповича Сухого И-14

Первый самолёт Павла Осиповича Сухого И-14

В мае 1932-го года Сухого снова повысили в должности, назначив его начальником объединённой конструкторской бригады истребителей и рекордных самолётов. Сотрудник конструкторской бригады Сухого, Владимир Балуев вспоминал: «Нас, зелёную молодёжь, подкупали вежливость, спокойствие, работоспособность Павла Осиповича Сухого, его чёткие ответы на все задаваемые вопросы. Он учил конструированию и занимался сам непосредственно с каждым исполнителем. Молодые конструкторы рвались в бригаду Сухого, там было особенно интересно».

Первый самолёт Павла Осиповича Сухого И-14

Первый самолёт Павла Осиповича Сухого И-14

Первым заданием бригады стал скоростной истребитель под названием И-14. В самолёте применили множество нововведений, например, убирающееся шасси, колёса с тормозами, закрытый фонарь кабины. К тому же И-14 стал первым советским цельнометаллическим истребителем монопланом. Павел Осипович отличался тем, что не боялся нового, браться за такое, что раньше никогда не применялось. Для Павла Осиповича Сухого, И-14 стал первой самостоятельной конструкторской работой. Самолёт получился с приемлемыми лётными характеристиками, но военных не устроила склонность И-14 к сваливанию в штопор и тяжёлый выход из него, поэтому в большом количестве он изготовлен не был.

АНТ-25 в разработке которого главную роль принимал Павел Осипович Сухой

АНТ-25 в разработке которого главную роль принимал Павел Осипович Сухой

Одновременно с И-14 бригада Павла Осиповича Сухого работала и над рекордным самолётом. Рекордный самолёт оказался более успешным. Летом 1931-го года главком ВВС Яков Алкснис вместе с авиаконструктором А.Н.Туполевым обратились к правительству с предложением создать самолёт с рекордной дальностью полёта. Тогда руководство нашей страны было крайне заинтересовано в поднятии престижа государства и приняло проект! По заданию дальность полёта должна была составлять 12 000 км. Бригада Павла Осиповича Сухого добилась, как тогда казалось невозможного! Именно она создала очень удачный одномоторный самолёт АНТ-25 с очень хорошей аэродинамикой и весовой отдачей. Хорошая весовая отдача, это когда вес самого самолёта меньше веса полезной нагрузки. На данном типе, вес самого самолёта меньше веса топлива на борту. На АНТ-25, Павла Осиповича Сухого ВПЕРВЫЕ в МИРОВОЙ практике огромные топливные баки разместили в КРЫЛЬЯХ!

Самолёт АНТ-25

Самолёт АНТ-25

Лётные характеристики АНТ-25 позволили совершить рекордный полёт для того времени. В 1937-м году 20 июня экипаж Валерия Павловича Чкалова (смотри статью «Валерий Павлович Чкалов») совершил беспосадочный перелёт в Америку через Северный Полюс. Правда говоря, сама ИДЕЯ перелёта через Северный Полюс принадлежала американцам. Но в одном из тренировочных полётов американский лётчик Уайли Пост погиб, и американцы на риск больше не пошли.

ДБ-1 в разработке которого главную роль принимал Павел Осипович Сухой

ДБ-1 в разработке которого главную роль принимал Павел Осипович Сухой

Через месяц за Чкаловым подобный перелёт совершил экипаж Михаила Михайловича Громова. Причём экипаж Громова (смотри статью «Михаил Михайлович Громов») установил Мировой рекорд дальности перелёта ПО ПРЯМОЙ, пролетев 10 148 км. В авиации рекорды устанавливаются не ради рекордов. Результатом рекордных перелётов стало создание бригадой Сухого первых советских дальних бомбардировщиков «ДБ-1» и «ДБ-2». Через год на 2-х двигательном самолёте Павла Осиповича Сухого, ДБ-2, который назвали «Родина», установил Мировой рекорд дальности полёта ЖЕНСКИЙ экипаж. Экипаж Валентины Степановны Гризодубовой преодолел 5 908 км. Гордиться БЫЛО ЧЕМ!!!

ДБ-2 в разработке которого главную роль принимал Павел Осипович Сухой

ДБ-2 в разработке которого главную роль принимал Павел Осипович Сухой

На самом деле время тогда было очень НЕ ОДНОЗНАЧНЫМ. С одной стороны гремели технические победы и ликование народа, с другой стороны катящийся КАТОК РЕПРЕССИЙ, который прошёл и по авиационной промышленности. В заключении оказался и А.Н.Туполев, в КБ которого работал и Павел Осипович Сухой. Бригаде Сухого посчастливилось одной из немногих остаться нетронутой в КБ Туполева. В тот момент КБ Сухова разрабатывало проект под кодовым названием «Иванов». Конкурс на проектирование многоцелевого самолёта управление ВВС объявило в начале 1936-го года. Эта машина должна была быть одновременно и разведчиком и штурмовиком и лёгким бомбардировщиком. Сталин поставил задачу сконструировать самолёт простой в изготовлении, такой чтобы их можно было построить столько сколько в нашей стране людей с фамилией «Иванов».

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-2

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-2

В конкурсе победил проект Сухого. Проведя курс испытаний и доработок, самолёт передали для серийного производства в Харьков. В 1939-м году бригаду Павла Осиповича Сухого перевели на этот же завод в Харьков. К моменту переезда в Харьков коллектив Сухого получил статус отдельного КБ, а Сухого назначают директором Харьковского завода. Через год КБ Сухого наладило серийный выпуск самолёта «Су-2», который разрабатывался по проекту «Иванов». По сути дела это был не многоцелевой самолёт, а ближний бомбардировщик. Хотя иногда его применяли и в качестве штурмовика и в качестве разведчика. Самолёт обладал отличной летучестью! Су-2 в полной мере испытал на себе всю тяжесть первых месяцев войны.

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-2

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-2

Су-2, Павла Осиповича Сухого отличался большей живучестью по сравнению с другими советскими самолётами – это подтверждали даже немецкие лётчики (смотри статью «Немецкие истребители Второй Мировой войны»)! Один из немецких лётчиков вспоминал: «Я смог пристроиться к советскому самолёту в хвост и с расстояния около 50-ти метров открыл огонь… Из повреждённой машины выпало шасси, а мёртвый хвостовой стрелок повис из полуоткрытой турели, но самолёт не загорелся и продолжил полёт. Я израсходовал весь боекомплект, и мне пришлось выйти из атаки. Сбить русского так и НЕ удалось». Однако правительство страны решило перейти на массовый выпуск более современных на тот момент штурмовиков Ил-2 и пикирующих бомбардировщиков Пе-2. К середине войны на фронте Су-2 почти не осталось.

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-6

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-6

Получив в 1939-м году самостоятельность в Харькове, Павел Осипович Сухой активно взялся за конструирование штурмовиков и истребителей. Но удалённость от московской научно-исследовательской базы заметно тормозила разработку новых самолётов. Поэтому Сухой обратился с просьбой к правительству предоставить его КБ место, поближе к Москве. Тогда весной 1940-го года КБ Сухого перевели на завод в Подлипках. Но это оказалось только началом нескольких переездов КБ Сухого.

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-6

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-6

В начале войны КБ эвакуировали в Пермь. Хотя на каждом новом месте приходилось начинать работу фактически заново, Павел Осипович Сухой упорно продолжал конструировать новые самолёты. К началу войны КБ создало штурмовик Су-6, который к тому же прошёл государственные испытания. На испытаниях Су-6 показал характеристики лучше, чем Ил-2. Но на Су-6 стоял «сырой» мотор, ещё не запущенный в серийное производство. В условиях начавшейся войны правительство СССР не решилось перестраивать конвейер под новую технику, и Су-6 не пошёл в серийное производство. За этот самолёт Сухой получил Сталинскую Премию 1-й степени.

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой с семьёй

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой с семьёй

В середине 1943-го года КБ Павла Осиповича Сухого перевели на северо-запад Москвы в Тушино. График работы был очень напряжённый, рабочий день авиаконструктора был расписан чуть ли не поминутно. Выдерживать такой режим работы было очень тяжело, тем более, что сказывалось заболевание туберкулёзом, полученное на фронте во время Первой Мировой войны. Но Сухому во всём помогала его жена Софья Феликсовна, которая была совершенно преданной своему мужу. Всю свою жизнь Софья Феликсовна посвятила мужу. Она строго следила за диетой, которая была предписана Сухому. Всё было безукоризненно вовремя и по желанию Павла Осиповича Сухого.

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-12

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-12

После Великой Отечественной войны КБ Сухого сконструировало учебно-тренировочный вариант бомбардировщика Туполева, Ту-2, который запустили в серийное производство под названием «УТБ». Так же по целевому заказу артиллеристов был сконструирован разведчик и корректировщик артиллерийского огня Су-12, который стал крайним поршневым самолётом Сухого. Однако это были проекты не масштабного плана. Сухой рассматривал новые технические разработки. В том числе с появившимися к этому времени реактивными двигателями. Но реактивные двигатели пока ещё были очень несовершенными, поэтому Павел Осипович Сухой спроектировал истребитель с комбинированной силовой установкой. Данная модель самолёта стала только переходной моделью к реактивной авиации, но она позволила получить бесценный опыт для разработок в будущем.

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-7

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-7

В 1945-м году Павел Осипович Сухой начал проектировать истребитель-бомбардировщик с 2-мя реактивными двигателями, который получил название Су-9. По компоновке и внешнему виду он сильно походил на немецкий истребитель Второй Мировой войны, Ме-262 (смотри статью «Немецкие истребители Второй Мировой войны»). Дело в том, что во время войны немецкие авиаконструкторы первыми начали разрабатывать реактивные авиадвигатели и существенно преуспели в этом деле.

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-7

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-7

После войны советские авиаконструкторы изучали немецкие разработки и на их основе создали собственные реактивные двигатели. Так Су-9 был оснащён 2-мя трофейными немецкими двигателями, а следующий самолёт КБ Павла Осиповича Сухого, Су-11 оснастили уже советскими реактивными двигателями. Это были двигатели, разработанные в КБ Архипа Михайловича Люльки. Позже Люлька вспоминал: «Именно Сухой первым применил наш турбореактивный двигатель «ТР-1». Изучив его во всех подробностях, Павел Осипович Сухой отчётливо представил, его возможности, поверил нашему только что организованному КБ и мне — молодому главному конструктору».

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-11

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-11

В 1947-м году 28-го мая, Су-11 впервые взлетел в воздух. В конце 1940-х годов в авиации появилось много технических новинок. Реактивная авиация принципиально отличалась от поршневых самолётов – другие режимы полёта. Так на Су-9 была применена система гидро усилителей управления, катапультируемое кресло пилота, стартовые пороховые ускорители, тормозной парашют. Самолёт Су-9 разрабатывался в разных вариантах, но в 1948-м году летом тему вообще закрыли. Дело в том, что после войны в СССР шло восстановление народного хозяйства, и страна не могла себе позволить множество авиационных новинок. А в 1949-м году упразднили и само КБ Павла Осиповича Сухого. Многих авиаконструкторов разбросали по другим КБ. Сухой с частью сотрудников своего КБ опять оказался в КБ Андрея Николаевича Туполева. Там Туполев поручил Павлу Осиповичу заниматься серийным выпуском Ту-14 в Иркутске. Позже директор иркутского авиазавода Михаил Семёнов вспоминал: «С прибытием Павла Осиповича Сухого на завод технические проблемы стали решаться оперативно, на месте, без запросов Москвы, без длительных споров между представителями КБ и техническими службами завода».

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-11

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-11

В подчинении Туполева, Павлу Осиповичу Сухому пришлось находиться сравнительно недолго. Через 3 года КБ Сухого снова стало самостоятельным. В некоторой степени этому поспособствовала политическая ситуация в мире в начале 1950-х годов. Раскручивалась «холодная война» и иностранные разведывательные самолёты летали не только вдоль советских границ, но и залетали далеко над территорией СССР, пока в СССР не было соответствующих средств ПВО. Возникла потребность в надёжном перехватчике, способном сбить не только разведывательный самолёт, но и бомбардировщик с ядерным оружием. В этот момент вспомнили, что такими машинами занимался Павел Осипович Сухой.

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-24 с изменяемой стреловидностью крыла В данном случае максимальная стреловидность крыла

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-24 с изменяемой стреловидностью крыла В данном случае максимальная стреловидность крыла

В мае 1953-го года начался новый стремительный взлёт КБ Сухого. В коллектив Павла Осиповича вернулись многие те, кого раскидали по другим КБ 3 года назад. Среди восстановившихся в КБ, был и Евгений Алексеевич Иванов, который помимо конструкторского таланта обладал ещё и пробивной жилкой! Он внёс неоценимый вклад в дело становления КБ Сухого, в том числе благодаря его деятельности численность КБ увеличилась в несколько раз. На работу в КБ Павла Осиповича Сухого сотрудники шли с желанием! Сухой никогда не повышал голос, говорил спокойно, всегда на «Вы». Никогда не позволял себе разговаривать с подчинёнными по принципу «если я начальник я всегда прав»!

Самолёт Павла Осиповича Сухого Т-4 или Су-100 со склоняемым в даннои случае склонённым носом в музее в Монино

Самолёт Павла Осиповича Сухого Т-4 или Су-100 со склоняемым в даннои случае склонённым носом в музее в Монино

Но при мягкости общения с подчинёнными никогда не снижал требовательности. Допустим, происходил случай, когда тот или иной работник по неуважительной причине не справился с каким-либо заданием и соответственно был не готов сообщить о настоящей причине невыполнения задания. При докладе в подобном случае Павел Осипович Сухой очень быстро улавливал неладное. Но при этом не устраивал разнос, а вставал и говорил: «Я вижу, что Вы не готовы обсуждать этот вопрос. Сколько Вам нужно времени на эту работу Например, требовалось 3 дня. Он говорил: «Хорошо через 3 дня встречаемся вновь, до свидания». Всё! После этого виновный чувствовал себя как побитый и уходил, очень неловко себя чувствуя!

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой студент Московского Императорского Технического училища

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой студент Московского Императорского Технического училища

В 1953-м году осенью, КБ Павла Осиповича Сухого получило производственную базу на территории авиационного Ходынского поля. Сухой получил возможность вернуться к своей любимой тематике, конструированию истребителей и перехватчиков. Предыдущие 3 года простоя, Павел Осипович не терял даром. Он следил за разработками А.И.Микояна (смотри статью «Артём Иванович Микоян»), С.А.Лавочкина (смотри статью «Семён Алексеевич Лавочкин»), А.С.Яковлева (смотри статью «Александр Сергеевич Яковлев») и был в курсе их работ. Так же он был в курсе и по иностранным разработкам.

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой

Например, в субботу и воскресенье Павел Осипович Сухой отправлялся на свою дачу, брал с собой иностранные журналы – английские, немецкие, французские и свободно читал технические тексты на этих языках. Затем брал из этих журналов заинтересовавшие его технические решения и давал своим начальникам подразделений своего КБ, задания проработать их у себя и дать своё заключение по этим техническим новинкам! Только ещё во время формирования КБ, Павел Осипович Сухой уже предложил 2 варианта новых самолётов это были сверхзвуковые истребители с треугольным и стреловидным крылом! Машина с треугольным крылом получила обозначение соответственно «Т-3», а со стреловидным крылом «С-1». Расчётные данные предложенных моделей захватывали дух!!! Предполагалось превышение скорости звука в 2 раза! При этом надо учесть ещё слабую на тот момент производственную базу и крайне сжатые сроки поставки новых моделей на испытания. Но коллектив КБ Павла Осиповича Сухого горел желанием показать свои способности и возможности.

Самолёт КБ Павла Осиповича Сухого Су-27 на вираже

Самолёт КБ Павла Осиповича Сухого Су-27 на вираже

В 1955-м году 7-го сентября самолёт С-1 вышел на лётные испытания. Впервые самолёт в воздух должен был поднять лётчик-испытатель Андрей Григорьевич Кочетков. Ему предстояло выполнить задание «подлёт» — это означало, что Кочетков должен был оторвать самолёт от полосы и тут же его посадить. Андрей Григорьевич Кочетков вспоминал: «Я вырулил на старт. Дал полностью обороты двигателю, разогнал самолёт до скорости отрыва. И тут произошло неожиданное… Самолёт моментально поднялся на высоту 15 метров. Я немедленно убрал обороты двигателю, но сразу понял, что полосы для посадки уже не хватит, и самолёт будет разбит… В голове мгновенно созрело решение: надо спасать самолёт, уйдя в воздух, приняв целиком ответственность за самовольный взлёт на себя». В результате получился не «подлёт», а полноценный полёт. За этот первый не санкционированный полёт Кочеткова не отчитали, а наоборот наградили премией! Вскоре на испытаниях самолёт Павла Осиповича Сухого, С-1 показал скорость более 2 000 км/ч.

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-17 с изменяемой стреловидностью крыла

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-17 с изменяемой стреловидностью крыла

Затем на базе этой машины создали истребитель-бомбардировщик, Су-7Б. Этот самолёт стал родоначальником и основой семейства самолётов истребительно-бомбардировочной авиации СССР. Следующей моделью КБ Павла Осиповича Сухого стал истребитель с ИЗМЕНЯЕМОЙ СТРЕЛОВИДНОСТЬЮ крыла Су-17. Это качество позволяет истребителю при малом угле стреловидности крыла взлетать с короткой длинной разбега и при посадке садиться с укороченным пробегом, а с большим углом стреловидности крыла развивать большую скорость на большой высоте. Длину разбега при взлёте пытались уменьшить и с помощью стартовых ракетных ускорителей. Так же пытались уменьшить длину разбега при взлёте и длину пробега при посадке с помощью дополнительных подъёмных двигателей.

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-17 с изменяемой стреловидностью крыла

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-17 с изменяемой стреловидностью крыла

Параллельно шло создание истребителя Т-3 с треугольным крылом. Впервые он поднялся в воздух в мае 1956-го года. В 1956-м году летом, оба самолёта КБ Павла Осиповича Сухого были показаны на воздушном параде. Для Сухого,  это был не просто показ его техники, но и здесь ВПЕРВЫЕ прозвучало его ИМЯ на широкой публике. В этом же году главный конструктор Павел Осипович Сухой стал генеральным конструктором. Доработанный перехватчик Т-3 приняли на вооружение с обозначением Су-9. Это был 2-й самолёт с таким названием. Реактивная авиация развивалась стремительно! К созданию реактивных самолётов, кроме самого КБ, теперь подключались десятки научно-исследовательских институтов и организаций. Мощные двигатели, сверхзвуковые скорости, сложное бортовое оборудование. Пилотам пришлось осваивать эту новую сложную технику. Неспроста, во время ПЕРЕХОДА на новую технику появился такой афоризм – «конструктор Сухой, самолёт сырой, а лётчик мокрый». Самолёт, конечно, не был «сырым», просто имелось в виду, что реактивный самолёт более сложный в процессе обучения летать на нём.

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-15

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-15

Средства спасения пилота на этих машинах были ещё не совершенны. Произошло несколько случаев потери лётчиков. Соответственно началась очень плотная работа по созданию надёжных средств спасения пилота. Павел Осипович Сухой сам лично контролировал данную работу. Он разбирался в нюансах устройства катапульты вместе с рядовыми и в том числе и молодыми инженерами. Кстати сказать, проблема спасения пилота на ВСЕХ РЕЖИМАХ полёта тогда не была решена не только в СССР, но и во всём мире. В ходе работы над катапультными креслами выяснилось, что у них должны быть реактивные двигатели, сложная автоматика и вообще катапультное кресло это маленький летательный аппарат. Павел Осипович Сухой не вмешивался в ход создания катапультных кресел, только однажды заметил молодому специалисту: «Молодой человек, Вы всё замечательно делаете, только не забывайте пожалуйста, что мы создаём боевые самолёты не только, для того чтобы возить средства спасения». То есть в любом случае катапультируемое кресло не должно ухудшать боевые характеристики самолёта.

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-15

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-15

Новый Су-9 стал уже не просто самолётом, а частью комплекса перехвата. В него входили наземные станции наведения, управляемые ракеты класса воздух-воздух, радиолокационная станция на борту перехватчика. КБ Павла Осиповича Сухого стало ЗАЧИНАТЕЛЕМ в деле создания авиационных комплексов ПВО. После Су-9 появился более совершенный истребитель Су-11. Оба самолёта вошли в систему ПВО СССР. Длительное время это были самые скоростные и высотные советские истребители. Следующей моделью КБ Павла Осиповича Сухого стал двух двигательный Су-15. На нём уже стояла более совершенная радиолокационная станция позволяющая поражать цели, как на больших, так и на малых высотах. Су-15 был очень НАДЁЖНОЙ машиной, поэтому её любили и лётчики и авиатехники. Он оказался самым массовым истребителем СССР и стоял на защите воздушных границ нашей страны до начала 1990-х годов!

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-24 с изменяемой стреловидностью крыла В данном случае минимальная стреловидность крыла на взлёте

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-24 с изменяемой стреловидностью крыла В данном случае минимальная стреловидность крыла на взлёте

В середине 1960-х годов КБ Сухого разрабатывало много проектов самолётов. К этому моменту Павлу Осиповичу Сухому шёл уже 8-й десяток лет. Несмотря на возраст, Павел Осипович всё равно продолжал работать, и был в курсе разработок своего КБ. По-другому он себя и не мыслил! В 1963-м году КБ Сухого начало создавать фронтовой бомбардировщик Су-24. По задумке этот самолёт должен был подходить к цели на малых и сверхмалых высотах, чтобы не попадать в поле зрения локаторов противника. Полёт на сверхмалой высоте на сверхзвуковой или околозвуковой скорости возможен только с АВТОМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ ОГИБАНИЯ РЕЛЬЕФА местности. Су-24 оснастили такой системой. Именно в КБ Павла Осиповича Сухого система ОГИБАНИЯ РЕЛЬЕФА местности была установлена в СССР ВПЕРВЫЕ! В середине 1970-х годов Су-24 начал поступать в войска. Он находится на вооружении ВВС России до сих пор.

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-25 Штурмовик

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-25 Штурмовик

В конце 1960-х годов, КБ Сухого начало работать над проектом штурмовика, впоследствии названным Су-25. Дело в том, что сотрудники КБ начинали конструировать Су-25 втайне от Сухого. В КБ образовалась определённая группа конструкторов, которая занялась этой работой по собственной инициативе, не сообщая руководству. Об этой работе не знал даже сам Сухой! И только, когда проект дошёл до стадии, в которой появилось что показывать и обсуждать, сотрудники КБ предъявили его Павлу Осиповичу Сухому. После того как Сухой выслушал сослуживцев, он сказал: «Продолжайте работу». Павел Осипович являлся человеком очень вежливым и интеллигентным и НЕ ДАВАЛ ОЦЕНОК. А его ответ «продолжайте работать» и стал высшей оценкой и подтверждением выполнения нужной работы.

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-25 Штурмовик с очень высокой живучестью Даже с такими повреждениями возвращается на свой аэродром

Самолёт Павла Осиповича Сухого Су-25 Штурмовик с очень высокой живучестью Даже с такими повреждениями возвращается на свой аэродром

Военные считали, что Су-25 должен быть сверхзвуковым. Конструкторы КБ Сухого думали по другому. К тому же учитывая мировой опыт, было ясно, что при огневой поддержке с воздуха непосредственно над полем боя, сверхзвуковая скорость не нужна. А нужна повышенная защита от оружия противника, хороший обзор из кабины, манёвренность и живучесть самолёта, возможность вести боевые действия на сверхмалых высотах. После завершения робот по Су-25, КБ Павла Осиповича Сухого представило его в Научно-техническом комитете ВВС. Ответ оказался отрицательным! Военные мотивировали свой ответ тем, что им не нужен дозвуковой самолёт. Сотрудники КБ поникли духом, так сказать сработали на «корзину». Однако Сухой сказал работникам КБ: «Не вешайте нос, продолжайте работать над проектом, осуществляйте дальнейшую проработку и совершенствование Су-25. Они просто не понимают, что такой самолёт им будет нужен! Когда они это поймут – всё встанет на свои места Позже Су-25 очень успешно применялся на протяжении нескольких десятилетий! Штурмовик Су-25 стал одним из лучших штурмовиков в мире! На его базе создано несколько модификаций, в том числе корабельный вариант.

Самолёт Павла Осиповича Сухого Т-4 или Су-100 в музее в Монино

Самолёт Павла Осиповича Сухого Т-4 или Су-100 в музее в Монино

В советской авиации КБ Павла Осиповича Сухого по праву занимало нишу истребителей. Но в начале 1960-х годов, Сухому представилась возможность попробовать себя в создании дальнего бомбардировщика. Военные задали условия технических характеристик будущего самолёта. Он должен летать на высоте 24 000 метров, на дальность не менее 7 000 км, на скорости более 3 000 км/час. В СССР разработкой самолётов дальней авиации занимались два КБ – Туполева и Мясищева (смотри статью «Андрей Николаевич Туполев» и статью «Владимир Михайлович Мясищев»). Но опыт создания самолётов летающих на СВЕРХЗВУКОВЫХ скоростях был только у ИСТРЕБИТЕЛЬНЫХ КБ, а скорость нового бомбардировщика должна была быть не менее 3-х скоростей звука! Поэтому к этой работе подключили КБ Павла Осиповича Сухого. В дальнейшем он вспоминал: «… истребительному КБ органически присуще стремление к малым формам, а этот самолёт можно создать, отталкиваясь именно от малых форм».

Самолёт Павла Осиповича Сухого Т-4 или Су-100 в полёте

Самолёт Павла Осиповича Сухого Т-4 или Су-100 в полёте

В объявленном конкурсе победил проект КБ Сухого! Он получил название «Т-4» (смотри статью «Су-100»). Новизна проекта составляла почти 100 процентов! Это обстоятельство требовало нестандартных решений. В материалах, из которых изготавливали Т-4, присутствовала сталь, но в основном использовали ТИТАН. ВПЕРВЫЕ в МИРЕ применили электро дистанционную систему управления, гидро турбонасосы, автомат тяги. Информацию со всех бортовых систем обрабатывали 2 ЭВМ, которые обеспечивали наведение на цель, полёт вслепую и многое другое. В этой работе участвовали специалисты из разных научно-промышленных отраслей, таких как радио электронщики, металлурги, химики, физики. Сотрудники КБ Павла Осиповича Сухого, работая над самолётом Т-4, получили более 200 Авторских Свидетельств на изобретения!!!

Самолёт Павла Осиповича Сухого Т-4 или Су-100 со склоняемым в даннои случае выпрямленным носом

Самолёт Павла Осиповича Сухого Т-4 или Су-100 со склоняемым в даннои случае выпрямленным носом

Из-за сложности проекта первый опытный экземпляр построили только в 1971-м году, а первый полёт осуществили летом 1972-го года. В начале испытаний стало понятно, что Т-4 строить СЕРИЙНО НЕГДЕ. Единственный на тот момент авиазавод способный выпускать самолёты большого размера — Казанский, но он специализировался на выпуске машин Туполева, который постарался быстро загрузить его своим новым самолётом. По этой причине Т-4 спустили на тормозах. СВЕРХЗВУКОВОЙ бомбардировщик КБ Павла Осиповича Сухого, Т-4 выполнил несколько испытательных полётов и работы по нему прекратили??? В Приказе о закрытии Т-4 говорилось, что его закрыли якобы в пользу работ по Ту-160 (смотри статью «Ту-160»). На самом деле впоследствии НЕ ВСЕ принципы, заложенные в Т-4, были применены в Ту-160.

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой Дважды Герой Социалистического Труда

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой Дважды Герой Социалистического Труда

Как многие советские авиаконструкторы Сухой не был обойдён почестями и наградами. Он был лауреатом Государственной и Ленинской Премии. Дважды Герой Социалистического Труда. Медаль имени А.Н.Туполева N1 была присуждена именно ему, но уже посмертно. Павел Осипович Сухой обладал обаятельной улыбкой, но в разговорах о деле он улыбался редко. Существует такая традиция, когда после удачного испытания нового самолёта весь коллектив собирается и отмечает это событие, но Сухой не любил такие мероприятия. Он мог появиться в начале празднования, сказать первые слова, подержать рюмку, но после этого сразу покидал банкет.

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой на своём рабочем месте разговаривает по телефону

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой на своём рабочем месте разговаривает по телефону

Павел Осипович Сухой умел СЛУШАТЬ людей, причём не имело значения, кто был его собеседником по должности. Сначала он, молча, не перебивая, выслушивал человека, и только потом приводил свои доводы. В том случае, если собеседник ему был не интересен, он не говорил прямо «уйдите», а отворачивался в другую сторону и переставал Вас слушать. Для неподготовленного человека метод общения Сухого мог показаться странным. Например, Павел Осипович Сухой звонил по телефону какому-нибудь подчинённому. Когда тот поднимал трубку, Сухой не дожидаясь ответа — кто на том конце провода, и даже не дожидаясь — «здравствуйте» с ходу начинал говорить, что ему нужно было сказать, и затем клал трубку. При этом собеседник Сухого мог не произнести ни одного слова. Так Сухой делал не из-за неуважения подчинённого, а для жёсткой экономии времени. Павел Осипович Сухой никогда не хвастался своими достижениями!

Самолёт КБ Павла Осиповича Сухого Су-27 на взлёте

Самолёт КБ Павла Осиповича Сухого Су-27 на взлёте

Несмотря на закрытие Т-4, наработки по нему применили в дальнейшем, на других самолётах, например на Су-27! Конструировать Су-27 начали в первой половине 1970-х годов. К сожалению, Павел Осипович Сухой не увидел первый полёт опытной машины. Его не стало 15-го сентября 1975-го года. В тот момент опытный экземпляр ещё только собирались строить. Однажды при жизни дома Павел Осипович сказал жене: «Если бы мне ещё 10 лет – я бы сделал ТАКОЕ…!» То есть у него были большие планы! После Сухого руководителем КБ стал его ближайший помощник Евгений Алексеевич Иванов. Но он пробыл во главе КБ сравнительно недолго потому, что они составляли единое целое только вместе с Павлом Осиповичем Сухим.

Самолёт КБ Павла Осиповича Сухого Су-34

Самолёт КБ Павла Осиповича Сухого Су-34

Жизнь Павла Осиповича Сухого выдалась непростой – гонения, закрытие самого КБ, закрытия проектов. Но возвращаясь к работе, он всякий раз вкладывал в свои изделия всю свою душу и знания! Поэтому многие его наработки, созданные ещё при его жизни, продолжают применяться, совершенствуясь, и по сей день! Примером этого служат Су-47, Су-34, Т-50 ПАК ФА. Но главным, является коллектив основанный Павлом Осиповичем Сухим, который и сегодня является одним из ведущих КБ в нашей стране!

Самолёт КБ Павла Осиповича Сухого Су-34 с ракетным вооружением

Самолёт КБ Павла Осиповича Сухого Су-34 с ракетным вооружением

Самолёт КБ Павла Осиповича Сухого Су-34 производит бомбометание

Самолёт КБ Павла Осиповича Сухого Су-34 производит бомбометание

Самолёт КБ Павла Осиповича Сухого Су-47 с обратной стреловидностью крыла

Самолёт КБ Павла Осиповича Сухого Су-47 с обратной стреловидностью крыла

Самолёт КБ Павла Осиповича Сухого Су-47 с обратной стреловидностью крыла

Самолёт КБ Павла Осиповича Сухого Су-47 с обратной стреловидностью крыла

Самолёт КБ Павла Осиповича Сухого Су-47 с обратной стреловидностью крыла на взлёте

Самолёт КБ Павла Осиповича Сухого Су-47 с обратной стреловидностью крыла на взлёте

Самолёт КБ Павла Осиповича Сухого Т-50 ПАК ФА

Самолёт КБ Павла Осиповича Сухого Т-50 ПАК ФА

Самолёт КБ Павла Осиповича Сухого Т-50 ПАК ФА Выполнение фигуры высшего пилотажа Мёртвая петля

Самолёт КБ Павла Осиповича Сухого Т-50 ПАК ФА Выполнение фигуры высшего пилотажа Мёртвая петля

Самолёт КБ Павла Осиповича Сухого Т-50 ПАК ФА Киль цельноповоротный

Самолёт КБ Павла Осиповича Сухого Т-50 ПАК ФА Киль цельноповоротный

Самолёт КБ Павла Осиповича Сухого Т-50 ПАК ФА на вираже

Самолёт КБ Павла Осиповича Сухого Т-50 ПАК ФА на вираже

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой

Памятник на могиле авиаконструктора Павла Осиповича Сухого

Памятник на могиле авиаконструктора Павла Осиповича Сухого

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

При участии проекта Сайт С Нуля
Яндекс.Метрика