Тимур Автандилович Апакидзе

Тимур Автандилович Апакидзе в кабине Су-33 перед вылетом

Тимур Автандилович Апакидзе в кабине Су-33 перед вылетом

На аэродроме центра подготовки лётного состава в городе Остров Псковской области 17 июля 2001 года проходили показательные авиационные выступления в честь 85-тилетия морской авиации ВМФ России. Произошла катастрофа истребителя Су-33, которым управлял Тимур Автандилович Апакидзе. Комиссия, расследовавшая эту катастрофу, сделала вывод, что катастрофа произошла в результате потери Тимуром Автандиловичем Апакидзе контроля за режимом полёта. До того как знакомиться с деталями дела, нужно привести слова прославленного российского пилота Заслуженного лётчика-испытателя СССР Героя России Анатолия Николаевича Квочура по поводу выводов, которые сделала комиссия по расследованию происшествия: «Стыдно, что такие выводы сделали мои коллеги! Я не согласен с выводами комиссии!» Тимур Автандилович Апакидзе в небе чувствовал себя как «рыба в воде»! В небе он был слит с самолётом воедино!

Тимур Автандилович Апакидзе Герой России

Тимур Автандилович Апакидзе Герой России

Утром того дня на лётном поле собрался почти весь гарнизон со своими семьями. Должны были начаться показательные выступления авиации. Через несколько минут после торжественного открытия праздника Тимур Автандилович Апакидзе взлетел на истребителе Су-33 с бортовым номером «70». Программу показательного выступления Тимур Автандилович Апакидзе выполнил на одном дыхании. Во время посадки на высоте примерно 350 метров с самолётом что-то случилось. Тимур Автандилович Апакидзе почему то НЕ катапультировался. Самолёт разбился в 3-х километрах от взлётно-посадочной полосы. Непосредственно после падения самолёта Тимур Автандилович Апакидзе был ещё жив и скончался через полчаса по дороге в больницу.

Накануне праздника Тимур Автандилович Апакидзе был назначен организатором проведения праздника. Однако денег на проведение праздника выделено не было. Соответственно Тимуру Автандиловичу Апакидзе заместителю командующего морской авиацией России пришлось самому искать спонсоров для проведения праздника вместо того, чтобы нормально готовиться к полёту.

Тимур Автандилович Апакидзе с женой и детьми

Тимур Автандилович Апакидзе с женой и детьми

После происшествия вдова Тимура Автандиловича Апакидзе Лариса Северикова вспоминала, что чем ближе был день праздника, тем больше накручивалось проблем, и сам Тимур Апакидзе говорил, что если бы он знал, что будет так сложно, он бы не занялся организацией праздника! Вдова Лариса Северикова, видя состояние Апакидзе, даже спросила Тимура Автандиловича Апакидзе: «Ты бы мог не летать на празднике?» Он ответил, что если и дальше так пойдёт, то я на празднике летать не буду.

В день праздника 17-го июля 2001-го года Тимур Автандилович Апакидзе встал рано. На аэродром должны были поехать на служебной машине, но она сломалась. Долго искали замену. По пути на аэродром чуть не попали в аварию. Машина служебная водителем был матрос срочной службы. Водитель чуть не сбил женщину. Благодаря Тимуру Автандиловичу Апакидзе женщина осталась в живых! Обычно Тимур Автандилович Апакидзе был сдержанным по отношению к подчинённым, но в данном случае не выдержал и накричал на водителя. На аэродром Тимур Автандилович Апакидзе приехал мрачным, настроение было явно не праздничным.

Тимур Автандилович Апакидзе в кабине Су-33 на наземном азродроме

Тимур Автандилович Апакидзе в кабине Су-33 на наземном азродроме

Дальше предстояла подготовка к полёту. Сначала медицинский осмотр, потом тренаж в кабине самолёта, затем отработка непосредственно программы полёта на лётном поле. Как говорят лётчики «пеше по лётному». Для этого лётчики с моделями самолётов или без них пешком выстраиваются на лётном поле в том порядке, в котором они будут находиться в небе и пешеходным способом проходят всю программу полёта, воспроизводя все фигуры высшего пилотажа. Так же была осуществлена приёмка авиатехники, проверка кабины основного и резервного самолёта.

Тимур Автандилович Апакидзе в кабине Су-33 перед тем самым последним взлётом

Тимур Автандилович Апакидзе в кабине Су-33 перед тем самым последним взлётом

В авиации существует много суеверий. Одно из них не фотографироваться непосредственно перед взлётом. Кто-то сфотографировал Тимура Автандиловича Апакидзе, когда он уже сидел в кабине.

После катастрофы была проведена экспертиза «чёрных ящиков». ОФИЦИАЛЬНАЯ комиссия сделала вывод, что отказа техники или воздействия внешней среды (например, попадание птицы в двигатель или фонарь самолёта) не было и, что Тимур Автандилович Апакидзе сам совершил катастрофическую ошибку в пилотировании.

Су-33 на вираже

Су-33 на вираже

Полётное задание Тимура Автандиловича Апакидзе состояло из выполнения 13-ти фигур высшего пилотажа в течении 4-х с половиной минут, в том числе высший пилотаж на минимальной высоте. В конце программы самолёт Тимура Автандиловича Апакидзе прошёл на минимальной высоте над взлётной полосой. Затем выполнил горку с бочкой, в верхней точке выпустил шасси и на удалении примерно 3,3 км от взлётной полосы вошёл в крутой вираж для посадки на полосу. Именно в этот момент что-то случилось с самолётом Су-33.

Перед праздником Тимур Автандилович Апакидзе отлетал программу показательного полёта 6 раз! Вообще Тимур Автандилович Апакидзе летал много — даже больше, чем должен был при его звании и должности. Им было освоено 12 типов самолётов, имея при этом 3 500 часов налёта! Он отлично знал и технические характеристики и возможности и особенности самолётов, на которых летал. Сам великолепно владел освоенной техникой и требовал того же от подчинённых. В авиации ВМФ только 5 лётчиков, включая Тимура Автандиловича Апакидзе, выполняли фигуру высшего пилотажа на Су-33, которая называется «Кобра».

Тимур Автандилович Апакидзе в комбинезоне морского лётчика на палубе авианосца Кузнецов

Тимур Автандилович Апакидзе в комбинезоне морского лётчика на палубе авианосца Кузнецов

Осенью 26-го сентября 1991-го года Тимур Автандилович Апакидзе ПЕРВЫЙ РАЗ совершил посадку на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов» (смотри статью «Авианосец адмирал Кузнецов»), причём с ПЕРВОЙ ПОПЫТКИ, на удивление многим! Совершил посадку на 3-й из 4-х тросов – ИДЕАЛЬНО! Всего он совершит более 300 посадок на авианосец. Для справки уточним. Для того, чтобы истребителю совершить посадку на палубу авианосца, ему нужно попасть в квадрат 40 на 40 метров на скорости 240 км/ч. Тридцати тонный Су-33 специальным зацепом цепляет, лежащий на палубе тормозной трос и тормозная машина останавливает Су-33 именно за 2 секунды. Причём при этом при касании самолёта колёсами палубы пилот переключает двигатели на ВЗЛЁТНЫЙ режим и в таком режиме Су-33 останавливается.

При заходе на посадку на аэродроме города Остров у Тимура Автандиловича Апакидзе сложилась нештатная ситуация. Приборы показали критическую ситуацию параметров полёта, самолёт начал терять скорость и проседать с креном вправо. Руководитель полётов приказал Апакидзе катапультироваться. После расследования катастрофы будет установлено, что у Тимура Автандиловича Апакидзе было 7 секунд на выход из проблемной ситуации. В данной ситуации действие могло быть только одно – дать полный газ и на форсаже вверх. По какой-то причине этого не произошло. Для лётчика такого класса как Тимур Автандилович Апакидзе 7 секунд – это не просто много, а очень много! Как правило, лётчики такого класса как Апакидзе разбираются в подобных ситуациях за 1,5 — 2 секунды!

Тимур Автандилович Апакидзе на палубе авианосца Кузнецов

Тимур Автандилович Апакидзе на палубе авианосца Кузнецов

Комиссия по расследованию лётного происшествия сделала заключение: «На 7-й секунде манёвра поздно оценив опасность, одновременно с командой руководителя полётов на катапультирование, Тимур Автандилович Апакидзе энергичным движением за 1-у секунду перевёл рычаги управления двигателями из положения «малый газ» в положение «полный форсаж».

После перевода рычагов управления двигателями на форсажный режим самим двигателям необходимо примерно 2 секунды, чтобы выйти на эту мощность. Невозможно поверить, что после начала падения самолёта Тимур Автандилович Апакидзе целых 7 секунд раздумывал о включении форсажного режима! По всей видимости, Тимур Автандилович Апакидзе вовремя попытался перевести рычаги управления двигателями в форсажный режим, но произошло что-то такое с САМОЛЁТОМ, что двигатели или НЕ вышли на форсажный режим вообще или вышли с большим опозданием. Так же возможен вариант неправильных показаний приборов в случае их неисправности.

Здесь пару слов скажем о комиссии по расследованию авиационных происшествий. Дело в том, что ЕСЛИ ИМЕЮТСЯ в НАЛИЧИИ ОБЛОМКИ самолёта, то НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, чтобы комиссия НЕ УСТАНОВИЛА ИСТИННУЮ ПРИЧИНУ авиакатастрофы. Такого НЕ БЫВАЕТ! Бывает в некоторых случаях, расследование растягивается на более длительное время, например на год или дольше. Но это крайне редко. В основном расследование длится 4-5 месяцев, а бывает и гораздо быстрее.

Обломки самолёта Тимура Автандиловича Апакидзе пос ле катастрофы

Обломки самолёта Тимура Автандиловича Апакидзе пос ле катастрофы

В авиакатастрофе Тимура Автандиловича Апакидзе были ИДЕАЛЬНЫЕ условия для расследования лётного происшествия. Обломки самолёта в наличии, находятся рядом с аэродромом, причём обломки довольно крупные, время года летнее, «чёрные ящики» на месте и они читаемые. ЕСЛИ комиссия НЕ ЗАХОТЕЛА ОФИЦИАЛЬНО зафиксировать НАСТОЯЩИЕ ПРИЧИНЫ авиакатастрофы самолёта Тимура Автандиловича Апакидзе, то причина, по которой она этого НЕ сделала — это уже другая отдельная история.

Опытные лётчики, близко знавшие Тимура Автандиловича Апакидзе по лётной работе не согласны с заключениями комиссии. Одним из таких лётчиков является Анатолий Николаевич Квочур. Он утверждает: «ПРЕДПОЛОЖИМ, как преподносит комиссия по расследованию лётного происшествия, Тимур Автандилович Апакидзе, когда возникла нештатная ситуация, не понял, что ему нужно делать. Объясняю, в ситуации, в которую попал Тимур Автандилович Апакидзе НЕ ПОНИМАТЬ, что делать НЕВОЗМОЖНО. Любой лётчик, когда приступает к посадке, выполняет СТАНДАРТНЫЕ действия, над которыми ему НЕ НАДО РАЗДУМЫВАТЬ! Сначала убирает газ и выпускает механизацию крыльев и одновременно с этими действиями, НЕ ОТРЫВАЯ ВНИМАНИЯ, следит за поведением самолёта. И если видит, что самолёт начинает проседать то, НЕ РАЗДУМЫВАЯ автоматически, ДОБАВЛЯЕТ ГАЗК тому же напомним, что Тимур Автандилович Апакидзе именно эту программу отлетал до праздника 6 раз».

Тимур Автандилович Апакидзе крайний слева В центре Анатолий Николаевич Квочур

Тимур Автандилович Апакидзе крайний слева В центре Анатолий Николаевич Квочур

При расследовании лётного происшествия была ещё версия кратковременной потери сознания Тимуром Автандиловичем Апакидзе. Такое возможно при возникновении СВЕРХНОРМАТИВНЫХ ПЕРЕГРУЗОК. Комиссия по расследованию лётного происшествия версию кратковременной потери сознания рассматривала, но полностью её, НЕ подтвердила. После расшифровки «чёрных ящиков» было установлено, что Тимур Автандилович Апакидзе до последнего момента пытался управлять самолётом и сознание даже кратковременно НЕ терял. К этому можно добавить, что для Тимура Автандиловича Апакидзе это был в принципе обычный рутинный полёт. Апакидзе имел отличную физическую подготовку!

Тимур Автандилович Апакидзе окончил Ейское Высшее Авиационное училище. Будучи курсантом в училище, он с головой ушёл в освоение лётного дела!  В этом училище у Апакидзе был инструктор, который обучал его летать сверх установленной программы. Этот инструктор даже выключал у курсантов в полёте двигатель и заставлял выходить из такой ситуации. Учиться управлять в реальном полёте самолётом с «отказавшим» двигателем должны только лётчики-испытатели. Однажды у Тимура Автандиловича Апакидзе уже, будучи в войсковой части, был случай, когда ему пришлось садить самолёт с реально отказавшим двигателем. Это было на аэродроме Чкаловский на самолёте МиГ-17, оснащённом одним двигателем. Апакидзе удалось благополучно посадить МиГ-17 с отказавшим двигателем на аэродром! Так что в лётной подготовке Тимура Автандиловича Апакидзе НЕ может быть и тени сомнения.

Тимур Автандилович Апакидзе в кабине Су-33 на палубе авианосца Кузнецов

Тимур Автандилович Апакидзе в кабине Су-33 на палубе авианосца Кузнецов

Истребитель Су-33 с бортовым номером «70», на котором разбился Тимур Автандилович Апакидзе, за неделю до катастрофы уже побывал в лётном происшествии. На аэродроме города Остров не было своих истребителей Су-33, поэтому необходимо было перегнать самолёт из Североморска. Сначала перелёт Су-33, на котором предстояло летать на празднике Тимуру Автандиловичу Апакидзе, почему-то откладывали. Во время перегона на высоте 10 000 метров самолёт начало бросать из стороны в сторону, возникли проблемы с управляемостью. Пилот Су-33 с бортовым номером 70, Мечислав Савицкий уже обсуждал вопрос посадки на запасной аэродром со своим ведомым Виктором Дубовым. Мечислав Савицкий говорил, что самолёт очень трудно держать. Посадка на запасной аэродром угрожала срывом авиационного праздника в городе Остров. Савицкий с трудом дотянул до аэродрома города Остров, а самой посадкой руководил Тимур Автандилович Апакидзе.

После посадки самолёт осмотрели, но неисправность в тот момент не была найдена. Только при повторном осмотре установили, что в небе происходило заклинивание рулей направления. Проводить показательный полёт на празднике Тимур Автандилович Апакидзе должен был на втором, пригнанном Су-33, но у него после запуска произошёл отказ двигателей. Тогда Тимур Автандилович Апакидзе пересел в тот самый Су-33 с бортовым номером 70.

Тимур Автандилович Апакидзе обсуждает полёт

Тимур Автандилович Апакидзе обсуждает полёт

После катастрофы была ещё версия, что Тимур Автандилович Апакидзе якобы превысил допустимые параметры полёта. Эту версию можно отмести сразу потому, что Тимур Автандилович Апакидзе был лётчиком высочайшей дисциплинированности и ответственности. Он выстраивал обучение пилотажу подчинённых лётчиков на базе личного примера! Учитывая тот факт, что он предельно строго спрашивал с подчинённых за малейшие отклонения от правил пилотирования, он бы никогда НЕ ПОЗВОЛИЛ БЫ СЕБЕ нарушить эти правила!!!

Во время распада СССР Тимур Автандилович Апакидзе командовал авиационным полком, дислоцированным на территории Украины. Апакидзе вместе со своим полком отказался принимать украинскую присягу. Так же он отказался от предложения стать командующим ВВС Грузии. По приказу Тимура Автандиловича Апакидзе авиационный полк вылетает в Североморск. После этого его назначают командиром единственного в России КОРАБЕЛЬНОГО истребительного авиаполка. В 1994-м году назначают командиром дивизии палубной авиации Северного Флота. Ещё через год Тимур Автандилович Апакидзе получает звание Героя России. Сбылась его давняя мечта – стать хорошим лётчиком!

Тимур Автандилович Апакидзе курсант Нахимовского морского училища

Тимур Автандилович Апакидзе курсант Нахимовского морского училища

В 1969-м году после 8-го класса школы Тимур Автандилович Апакидзе поступил в Ленинградское Нахимовское морское училище. Перед самым окончанием училища в 1971-м году пишет письмо прямо на имя главнокомандующего ВМФ СССР, Горшкова с просьбой поступить ему в авиационное училище. В письме обещает не покидать флот, ни при каких обстоятельствах. Тимур Автандилович Апакидзе остался ВЕРЕН СВОЕМУ СЛОВУ ДО КОНЦА!

Су-33 с открытой кабиной на палубе авианосца Кузнецов

Су-33 с открытой кабиной на палубе авианосца Кузнецов

В Средиземном море авианосец «Адмирал Кузнецов» встречался с американским авианосцем «Америка». Они внимательно смотрели, как российская палубная авиация летает с нашего авианосца. В начале палубных пилотов выпускников Тимура Автандиловича Апакидзе в России было 15 человек. Российские пилоты палубники быстро заставили себя уважать!

Су-33 Взлёт с трамплина авианосца Кузнецова

Су-33 Взлёт с трамплина авианосца Кузнецова

Американцы говорили, что мы видим как русские взлетают с авианосца без катапульты, но поверить своим глазам не можем! Американцы решили продемонстрировать свою силу и мощь, а заодно и провести боевую тренировку. Для этого они начали с пикирования низко пролетать над нашим авианосцем при полном вооружении. Естественно это было не очень приятно всему экипажу «Кузнецова»! Тогда Тимур Автандилович Апакидзе сказал капитану корабля: «Не волнуйся, сейчас мы их поставим на место».

Был проведён радиообмен между кораблями. Американцам сказали, что если Вы облётывали наш корабль, разрешите теперь нам облетать ваш. Так как американцы к этому моменту уже совершили облёт, то они решили не отказывать нам в нашей просьбе и сказали: «Ну, хорошо покажите, что Вы можете». Сначала Тимур Автандилович Апакидзе пролетел над американским авианосцем один, потом в паре, потом четвёркой, всё с применением высшего пилотажа.

Тимур Автандилович Апакидзе в кабине Су-33 на палубе авианосца Кузнецов

Тимур Автандилович Апакидзе в кабине Су-33 на палубе авианосца Кузнецов

В результате этих полётов американцы были, мягко говоря, очень впечатлены! После этого американцы пригласили наших пилотов к себе на авианосец с дружественным визитом. Тимур Автандилович Апакидзе даже садился и взлетал с американского авианосца! Американцы встречали наших пилотов поднятыми вверх большими пальцами. На языке лётчиков этот жест означает «высшее признание»!

Су-33 на посадке

Су-33 на посадке

При жизни Тимура Автандиловича Апакидзе было совершено более 1 000 посадок истребителей на палубу авианосца «Кузнецова»  и не произошло ни одного лётного происшествия. Для сравнения можно сказать, что например, у американцев и французов лётные происшествия на авианосцах бывают, правда, с какой частотой статистики нет. Когда дело касалось БЕЗОПАСНОСТИ полётов, а уж тем более в палубной авиации, Тимур Автандилович Апакидзе был ЖЁСТКИМ, прежде всего по отношению к себе, а потом к подчинённым! При подготовке к полёту на празднике в городе Остров, Тимур Автандилович Апакидзе не просто летал каждый день, но и после полётов приходил домой и заново проверял и высчитывал на бумаге все схемы предстоящего полёта.

Тимур Автандилович Апакидзе Герой России

Тимур Автандилович Апакидзе Герой России

Некоторые пилоты, хорошо, знавшие Тимура Автандиловича Апакидзе говорят, что понимают, почему он не катапультировался. В 1991-м году 11-го июля Апакидзе уже терял самолёт. Это были испытания одной из первых серийных машин. Тогда произошёл отказ системы управления. Тимур Автандилович Апакидзе боролся за машину до последнего и дёрнул рычаги катапульты уже близко к земле. Потом Апакидзе говорил, что не может простить себе потерю истребителя, хотя спасти самолёт было невозможно! Возможно, катастрофа 10-тилетней давности повлияла на то, что Тимур Автандилович Апакидзе не катапультировался. Может быть, он надеялся, что самолёт удастся спасти! В любом случае это ТОЛЬКО ВЕРСИЯ. Расследование гибели Тимура Автандиловича Апакидзе позади, но точной и совершенно конкретной причины авиакатастрофы НЕТ.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

При участии проекта Сайт С Нуля
Яндекс.Метрика