Ту-22М3

Ту-22М3

Ту-22М3

Ту-22М3 является самым массовым бомбардировщиком дальней авиации России, способным нести высокоточное оружие. Бомбардировочная авиация в Мире зародилась именно в России. Именно в России в начале 20-го века впервые в Мире взлетели в небо первые тяжёлые четырёхмоторные самолёты «Русский Витязь» и «Илья Муромец». В наше время Дальними бомбардировщиками России являются самолёты марки «Ту». Названия этих машин уже давно стали мировыми брендами, потому, что за ними стоит имя великого авиаконструктора А.Н.Туполева (смотри статью «Андрей Николаевич Туполев»). Ту-22М3 – это одна из последних разработок Туполева при его жизни. В НАТО Ту-22М3 получил прозвище «Backfire», что переводится как «обратный огонь». Первый полёт Ту-22М3 совершил весной 1976-го года. Он является одним из самых скоростных бомбардировщиков в Мире! История приведшая к созданию Ту-22М3 такова.

Ту-22М3

Ту-22М3

В 1944-м году 22-го ноября совершил вынужденную посадку в районе Владивостока американский бомбардировщик «В-29». После опроса командир В-29, первый лейтенант Вильям Миккеш сообщил, что самолёт принадлежал 794-й эскадрилье ВВС США, расположенной в Китае. Также он сообщил, что его экипаж принимал участие в налёте на японский авиазавод «Амуро», во время которого один из 4-х двигателей был выведен из строя истребителями противника. Экипаж решил совершить вынужденную посадку на территории СССР. 11 членов экипажа были интернированы. Данный экземпляр турбовинтового В-29 оказался третьим по счёту самолётом, приземлившимся на территории СССР. С этого момента необходимость покупать данный тип самолёта для советской Дальней авиации по Лэнд-Лизу отпала. Трёх машин стало вполне достаточно для КОПИРОВАНИЯ и начала их производства в СССР самостоятельно.

Ту-22М3 на взлёте на форсажном режиме

Ту-22М3 на взлёте на форсажном режиме

В мае 1945-го года командующий Дальней авиацией, Колыванов сумел убедить Сталина, что с этой работой лучше всех справится КБ Туполева, имеющее опыт строительства тяжёлых самолётов, которое в дальнейшем создаст и Ту-22М3. Туполева вызвали в Кремль. Сталин прямо спросил у Туполева, сможет ли он создать самолёт способный нести атомную бомбу с техническими характеристиками не хуже В-29. И далее он сказал Туполеву: «Сделайте точно такой же. И Вы товарищ Туполев – Главный, с неограниченными полномочиями! Вплоть до того, что Вы можете менять направление отраслей промышленности и заводить новые!». То есть Сталин дал Туполеву полную свободу действий, делать, что тот считает нужным, но чтобы этот самолёт был. В дальнейшем эти возможности Туполева тоже сыграли немаловажную роль и в деле создания Ту-22М3.

Ту-22М3 на взлёте на форсажном режиме

Ту-22М3 на взлёте на форсажном режиме

Отношения Туполева со Сталиным до того складывались не просто (смотри статью «Андрей Николаевич Туполев»). Ещё перед Второй Мировой войной Туполев по ложному доносу попал в особую тюрьму НКВД, так называемую «шарашку». Там Берия поручил ему сделать тяжёлый четырёхмоторный пикирующий бомбардировщик. Это было желание Сталина. Однако Андрей Николаевич осмелился воспротивиться вождю потому, что доказал, что такой самолёт не успеет выйти из пикирования до столкновения с землёй!? В результате появился известный двухмоторный пикирующий бомбардировщик Туполева, «Ту-2», который перед самой войной подарил конструктору свободу. После войны Туполев в надежде, что Сталин его реабилитирует, согласился скопировать бомбардировщик В-29. Но реабилитировал Туполева только Хрущёв, после разоблачения культа личности Сталина на 20-м съезде КПСС. Реабилитация естественно в дальнейшем позволила Туполеву в полной мере раскрыть свой конструкторский талант и при создании Ту-22М3. В 1945-м году 6-го июня Сталин подписал постановление ГКО о копировании и производстве американского В-29 под индексом «Ту-4».

Ту-22М3 в полёте на крейсерском режиме

Ту-22М3 в полёте на крейсерском режиме

В июле 1945-го года все три В-29 перегнали с Дальнего Востока в Москву. Правительство наделило Туполева широчайшими возможностями по организации производства Ту-4. Конструкторскую работу Туполев передал своему давнему коллеге Дмитрию Маркову. В дальнейшем Дмитрий Сергеевич Марков разработал большинство самолётов КБ Туполева, в том числе и Ту-22М3. Дмитрий Сергеевич Марков – это конструктор, который сделал, очень много, для становления авиации в СССР. При создании Ту-4, Туполеву и Маркову пришлось основательно перестраивать работу своего КБ и смежных предприятий. Новая машина должна была полностью повторить американский, В-29 за исключением двигателей, пушек, аккумуляторов и системы распознавания «свой — чужой». Некоторое оборудование Ту-4 было изготовлено с нуля. Несмотря на трудности, 3-го августа 1947-го года, три новых Ту-4 пролетели над Москвой на параде в Тушино. Американские наблюдатели приняли их за свои самолёты!? Сходство было таким, что дошло до курьёза! На приземлившемся на Дальнем Востоке американском В-29, в кабине остался висеть на ремешке фотоаппарат. Так вот на скопированном Ту-4 на параде в кабине на том же самом месте тоже висел фотоаппарат «Лейка». В дальнейшем при создании Ту-22М3 никакого копирования конечно уже НЕ было.

Ту-4 с вооружением

Ту-4 с вооружением

В том же 1947-м году впервые в истории Сталин лично подписал акт госиспытаний стратегического бомбардировщика Ту-4, и самолёт был запущен в серийное производство. Надо заметить, что Ту-4 имел одно существенное отличие от В-29. Он оказался на 15 тонн легче своего американского родоначальника. На Ту-4 кабина была уже герметичная. Также самолёт имел новейшую радиолокационную систему и мощное вооружение, которое состояло из 10-ти 20-тимиллимитровых пушек и 9-ти тонн бомб. Ту-4 задумывался как первый советский носитель ядерного оружия, но к моменту создания Ту-4, у СССР ядерного оружия ещё НЕ было. Тогда СССР делал ещё только первые шаги по созданию атомной бомбы. В действительности Ту-4 впервые участвовал в испытаниях ядерного оружия только в октябре 1951-го года. В дальнейшем Ту-22М3 сразу с момента своего создания был способен нести ядерное оружие.

Ту-4 на Крайнем Севере

Ту-4 на Крайнем Севере

Изначально идея создания Ту-4 состояла в том, чтобы нанести ответный удар по противнику при полёте с востока на запад. Но дальность его полёта кое-как достигала 5 000 км, что на 500 км меньше минимального расстояния до США, если конечно не брать во внимание расстояние между Чукоткой и Аляской, которое составляет около 4-х км. Тогда учитывая тот факт, что Советскому Союзу необходимо было доставить атомный заряд на территорию США, у Сталина возникла идея создать ледовые аэродромы в Арктике, и он отдал приказ дальней авиации об освоении аэродромов на Крайнем Севере. Однако даже с учётом кратчайшего пути до США — через Северный Полюс, у Ту-4 не хватало топлива на дорогу обратно. Тогда техника была ещё очень далека от возможности создания бомбардировщика типа Ту-22М3, поэтому военные заказали КБ Туполева, как вариант, создать гигантскую, по тем временам летающую лодку весом 90 тонн! Эта машина должна была быть разработана на базе опытного самолёта «85» с четырьмя турбореактивными двигателями и обладать дальностью полёта 10 000 км. На обратном пути гидросамолёты должны были бы сесть на воду в Атлантическом и Тихом океане для дозаправки, которую должны были бы осуществить подводные лодки-танкеры. Также эти подлодки могли бы при необходимости спасти с воды экипажи, спасшиеся на парашютах.

Ту-22М3 в полёте на крейсерском режиме

Ту-22М3 в полёте на крейсерском режиме

Мало кто знает, что КБ Туполева кроме бомбардировщиков, в том числе и Ту-22М3, разрабатывало ещё и МОРСКУЮ военную технику. Например, ещё в 1930-е годы КБ Туполева сконструировало три типа торпедных катеров, которые были выпущены в количестве почти 400 штук! Они принимали участие в боевых действиях у озера Хасан и в Великой Отечественной войне. Эти торпедные катера, оснащённые авиационными двигателями, развивали огромную скорость — до 110 км/ч!!! Во время движения этих катеров вибрация была такова, что моряки за время одного выхода в море теряли в весе до двух кг! Также КБ Туполева конструировало и гидросамолёты, и торпедоносцы и разведчики. После Великой Отечественной войны опыт создания этих самолётов использовало КБ имени Бериева (смотри статью «Георгий Михайлович Бериев»). До создания Ту-22М3 было ещё очень далеко.

Ту-22М3 Положение крыльев с минимальной стреловидностью

Ту-22М3 Положение крыльев с минимальной стреловидностью

В 1950-м году 25-го июня началась война в Корее. На ней впервые советские и американские лётчики выступили в воздушных  боевых действиях друг против друга (смотри статью «Иван Никитович Кожедуб»). В воздушных боях стало очевидно, что тяжёлые американские бомбардировщики В-29 слишком уязвимы в боях против советских реактивных истребителей МиГ-15 (смотри статью «Артём Иванович Микоян»). Потери были очень велики! Особенно трагическим по своим потерям оказался день 11-го апреля 1951-го года, в котором 100 американских, В-29 были разгромлены 50-ю советскими МиГ-15. Многие экипажи спаслись на парашютах. В этом бою американцы потеряли 25 самолётов В-29. Американское командование назвало этот день «Чёрным четвергом».

Ту-16 во время боевого вылета на фоне американского авианосца

Ту-16 во время боевого вылета на фоне американского авианосца

После этого события в СССР сделали выводы  о том, что Ту-4 необходимо менять на более скоростные машины. В КБ Туполева прекратили работу над летающей лодкой и начали разработку более скоростного реактивного бомбардировщика «Ту-16», приведшую в дальнейшем к логическому созданию Ту-22М3. Главным конструктором Ту-16 назначили Дмитрия Маркова. Первый полёт Ту-16 совершил уже 27-го апреля 1952-го года, а в серию его запустили в Казани всего через пять месяцев! Ту-16 стал первым реактивным бомбардировщиком ракетоносцем дальней авиации! На базе Ту-16 позже был создан первый в Мире реактивный пассажирский самолёт Ту-104. Ту-16 нёс 9 тонн бомб или 2 противокорабельные управляемые ракеты. Но дозвуковая скорость Ту-16 в 900 км/ч военных НЕ устраивала. Также очень серьёзным его недостатком являлся большой расход топлива, как в прочем и у подавляющего большинства советских самолётов (смотри статью «Главные причины развала советской и российской авиапромышленности»). Однако дорабатывать двигатели до приемлемого расхода топлива НЕ стали, так как посчитали, что век дозвуковой авиации уже заканчивается и предвидится создание сверхзвуковых самолётов и в дальнейшей перспективе Ту-22М3.

Ту-22 в полёте

Ту-22 в полёте

В конце 1950-х годов по многим странам мира прокатилась волна национальных политических движений определённого толка, которым СССР оказал поддержку, в том числе и поставками вооружений. Это повлекло недовольство руководства США и к берегам бурлящих государств были высланы американские ударные авианосные соединения. В то время США располагали 24-мя авианосцами, один из которых «Enterprise» (Предприимчивый) был атомный. Они действовали на максимально возможном удалении от СССР и если бы боевые действия велись бы против СССР, то на расстоянии 3 000 км достать их было бы НЕЧЕМ! Поэтому МО СССР заказало КБ Туполева сверхзвуковой самолёт для уничтожения авианосцев. Эту работу снова возглавил Дмитрий Марков. В феврале 1958-го года опытный экземпляр нового бомбардировщика «Ту-22», явившийся предшественником Ту22-М3, был построен. Несмотря на очень жёсткое постановление правительства СССР о том, что запускать в серийное производство только окончательно испытанные и доведённые до ума образцы новой военной техники, Ту-22 был запущен в серию не до испытанным и не доработанным??? Даже когда лётчики уже летали на Ту-22 на серьёзные задания, испытания этой машины ещё продолжались.

Ту-22

Ту-22

Ту-22 нёс новую крылатую ракету Х-22. Но для уничтожения авианосца с его авианосной группой требовался целый полк Ту-22. Вдобавок ко всему для достижения сверхзвуковой скорости было пожертвовано дальностью полёта. Ту-22 обладал дальностью полёта на 1 000 км меньше, чем Ту-16. Также у Ту-22 была высокая посадочная скорость, свыше 300 км/ч, что требовало строить для него аэродромы с бетонной полосой только 1-го класса, длиной не менее 2 700 м. Для Ту-22М3 длина полосы требуется меньше, так как у него крыло изменяемой стреловидности. Ещё одним существенным недостатком Ту-22 являлась работа катапультируемых кресел. Дело в том, что они выстреливались ВНИЗ, а не вверх как на всех последующих бомбардировщиках, в том числе и на Ту-22М3. Соответственно если лётчики Ту-22 катапультировались на высоте ниже 250-ти метров, то парашюты просто не успевали раскрыться.

Ту-22М3 производит бомбардировку

Ту-22М3 производит бомбардировку

Следующим серьёзным недостатком Ту-22 был плохой обзор из кабины пилотов, усложняющий пилотирование. В том числе и именно по этой причине с ним произошло несколько катастроф. Например, такая катастрофа случилась ночью под Киевом рядом с городом Нежин. Два Ту-22 летели парой. При выполнении разворота ведомый потерял ведущего. Ведомый решил не уходить в сторону, а попытаться найти ведущего, в результате чего произошло столкновение самолётов. Впоследствии на Ту-22М3 подобных ошибок не повторяли. Экипаж ведомого сразу катапультировался. Ведущий тоже получил повреждения, но сначала попытался с повреждениями посадить самолёт на аэродром.

Ту-22М3 стратегический бомбардировщик

Ту-22М3 стратегический бомбардировщик

Когда стало ясно, что на 50-титонной машине сделать это не удастся, командир полка приказал ведущему, комэску Лескову, катапультироваться. Лётчик вывел самолёт на середину аэродрома, направил его в степь и вместе с экипажем покинул машину. А самолёт продолжал летать в воздухе, причём делал при этом большие круги, захватывая сам город. Эти круги приняли постоянный радиус, и с каждым кругом самолёт снижался всё ниже и ниже над городом. Сбить его оказалось нечем, поблизости не было ни истребителей, ни зенитных ракет. В эту ночь командование не решилось эвакуировать население Нежина. Ту-22 продолжал летать без экипажа около получаса. В эту ночь поседели должностные лица не только в гарнизоне, но и в Москве! По счастливой случайности Ту-22, выработав топливо, упал на окраине города возле фермы.

Ту-22М

Ту-22М

В 1962-м году ВПК принял решение модернизировать Ту-22. Следующей модификацией стал «Ту-22М», приведший в будущем к созданию Ту-22М3. В это время в КБ Туполева пришёл выпускник МАИ, Александр Пухов. В начале, ему довелось работать под началом опытных конструкторов Дмитрия Маркова, Сергея Егера, в группе сына А.Н.Туполева, Алексея Туполева (смотри статью «Алексей Андреевич Туполев»). Однажды Алексей Туполев принёс от отца важное задание и предложил А.Пухову взглянуть на компоновку будущего Ту-22М, который шёл под индексом «45». Компоновка была нарисована на маленьком клочке бумаги жирным шрифтом, как любил А.Н.Туполев. Необходимо было прорисовать более подробно будущий самолёт. К вечеру общий вид новой машины Ту-22М был прорисован! При создании Ту-22М, предшественника Ту-22М3, главный конструктор Дмитрий Марков максимально учитывал требования военных.

Ту-22М3 с крылатой ракетой Х-22

Ту-22М3 с крылатой ракетой Х-22

В декабре 1965-го года командование ВВС срочно уточнило задание для КБ Туполева по самолёту Ту-22М. Дело в том, что в это время в США появились новые первые ракетные подводные лодки типа «Джорж Вашингтон», способные нести на борту по 16 баллистических ракет «Поларис» (Полярный) с дальностью полёта 2 000 км. Эти ракеты могли накрыть большинство европейских и дальневосточных городов СССР. Соответственно потребовалось, чтобы Ту-22М мог уничтожать не только авианосцы, но и первые американские ракетные субмарины «Джорж Вашингтон». Во первых Туполев довооружил Ту-22М крылатой ракетой. Во вторых необходимо было проработать вопрос увеличения дальности полёта.

Ту-22М3 с положением крыльев со стреловидностью в среднем положении

Ту-22М3 с положением крыльев со стреловидностью в среднем положении

В результате появился новый ударный авиационный комплекс Ту-22М с некоторыми изменениями. Впоследствии эти изменения сохранились и на Ту-22М3. Двигатели переместили с хвоста в фюзеляж. На Ту-22 экипаж из трёх человек размещался в кабине друг за другом. На новой машине в передней кабине разместились оба пилота, в задней кабине штурман и оператор вооружения самолёта. Катапультируемые кресла стали выстреливаться ВВЕРХ! На дальнем бомбардировщике ВПЕРВЫЕ установили крылья с ИЗМЕНЯЕМОЙ СТРЕЛОВИДНОСТЬЮ, которые дали возможность на крейсерской скорости достичь СВЕРХЗВУКОВОЙ скорости полёта, а при посадке уменьшить посадочную скорость!

Ту-22М3 Положение крыльев с минимальной стреловидностью

Ту-22М3 Положение крыльев с минимальной стреловидностью

На тот момент у США уже был истребитель с изменяемой стреловидностью крыла, F-111, но он пёс в два раза меньшую бомбовую нагрузку, чем Ту-22М. Через пять лет американцы создали стратегический бомбардировщик превосходящий Ту-22М. Им стал В-1. Осенью 1969-го года американцы узнали о появлении в СССР бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла. Но сфотографировать Ту-22М, предшественника Ту-22М3, смогли только через год со спутника. Именно тогда американцы прозвали Ту-22М, «Backfire» (обратный огонь) потому, что на нём в хвосте для самообороны установлена спаренная скорострельная пушка «ГШ-23» калибром 23 мм. А также при взлёте на форсаже из сопел Ту-22М вырывается газовая струя длиной 12 метров, с температурой газа 930 градусов Цельсия.

Ту-22М3 на взлёте на форсажном режиме Газовая струя длиной 12 метров

Ту-22М3 на взлёте на форсажном режиме Газовая струя длиной 12 метров

В начале 1970-х годов СССР и США достигли ЯДЕРНОГО РАВНОВЕСИЯ. В это же время в США началось создание противоракетной обороны «Safeguard» (защита). А в СССР в Казани выпустили первую партию опытных самолётов Ту-22М, состоящую из 9-ти самолётов. Но его технические характеристики не устроили ожидания военных. Тогда КБ Туполева изготовило модификацию самолёта это был Ту-22М1, тоже в количестве 9 штук. Однако и у этого предшественника Ту-22М3, лётные характеристики оказались неудовлетворительными. С двигателями тягой в 20 т/с, он НЕ достигал двух скоростей звука и дальности полёта 6 000 км.

Ту-22М3 Кабина пилотов вид сбоку

Ту-22М3 Кабина пилотов вид сбоку

Тогда командующего дальней авиацией Василия Васильевича Решетникова, который был председателем государственной комиссии по созданию Ту-22М1, вызвали в ЦК КПСС. Тогда в ЦК отделом промышленности руководил грубоватый начальник Серпин. Он начал отчитывать Решетникова говоря о том, что вот, мол рабочий класс не щадя своих сил и времени строит для Вас самолёты, а Вы их не берёте. В конце беседы Серпин очень строго предупредил Решетникова о последствиях для него, если он не будет принимать на вооружение Ту-22М1. Однако этот предшественник Ту-22М3 так и не был принят на вооружение. Туполев, отвечая на пожелания командования дальней авиации, создал улучшенную версию самолёта, Ту-22М2, который обладал дальностью полёта 5 000 км. Первый полёт на этой машине совершил лётчик-испытатель Борис Иванович Веремей. Для того, чтобы самолёт гарантированно уничтожил авианосец и вернулся на свой аэродром, предшественник Ту-22М3 был оснащён системой дозаправки в воздухе.

Ту-22М3 Кабина оператора вооружения

Ту-22М3 Кабина оператора вооружения

В июне 1974-го года новый бомбардировщик Ту-22М2 поступил на войсковые испытания в Полтавский полк тяжёлых бомбардировщиков. Там представилась возможность показать правительству СССР новую машину в действии. На показательном выступлении присутствовал сам Л.И.Брежнев. Один бомбардировщик, пилотируемый майором Подчинёновым, сбросил на условный танковый полк, идущий колонной, пол вагона пятисот килограммовых бомб – 21 тонну. Танковые мишени разнесло в клочья! В правительственном павильоне выбило стёкла! Эффективные действия и мощь Ту-22М2 произвели на Брежнева неизгладимое впечатление! Брежнев лично пожал руку Подчинёнову и лётчик был награждён Орденом Красной Звезды.

Ту-22М3 Кабина штурмана

Ту-22М3 Кабина штурмана

После множества доводок и испытаний в августе 1976-го года предшественник Ту-22М3, ударный комплекс Ту-22М2, приняли на вооружение Дальней авиации и ВВС ВМФ. Новый самолёт получил наилучшие отзывы от экипажей! Скоростной самолёт устойчиво держался в воздухе, обладал хорошей скороподъёмностью и лёгкой управляемостью. Лётчики отметили хороший обзор из кабины, 20 бортовых цифровых вычислительных систем, современный прицельно-навигационный комплекс и мощное вооружение. По сравнению с Ту-22, бомбовая нагрузка Ту-22М2 возросла почти в два раза, с 12 до 21-й тонны! В бомболюки помещалось 33 пятисот килограммовых бомбы.

Ту-22М3 производит бомбардировку с малой высоты полёта

Ту-22М3 производит бомбардировку с малой высоты полёта

В 1976-м году в Женеве состоялись очередные советско-американские переговоры по ограничению стратегических вооружений «ОСВ-2». В это же время в ночь на 14-е мая по приказу министра авиационной промышленности Петра Васильевича Дементьева состоялся первый полёт предшественника Ту-22М3, которым стал уже серийный Ту-22М2, для того, чтобы определить максимальную дальность полёта. Управлял самолётом лётчик-испытатель Василий Петрович Борисов.  Американские разведывательные спутники обнаружили этот полёт Ту-22М2 из Москвы на Дальний Восток и обратно, который произвёл при этом всего одну дозаправку в воздухе. По подсчётам американской разведки самолёт обладал дальностью полёта около 7 000 км. Соответственно он способен достигать территории США и его следует относить к классу стратегической авиации.

Ту-22М3 с положением крыльев с увеличенной стреловидностью

Ту-22М3 с положением крыльев с увеличенной стреловидностью

На следующий день на переговорах в Женеве американская делегация предъявила маршрут полёта Ту-22М2 и потребовала включить его в список вооружений по договору ОСВ-2. Американцев особенно не устраивала на Ту-22М2 штанга дозаправки в воздухе, расположенная в носу самолёта. Министр Иностранных Дел СССР А.А.Громыко изо всех сил пытался отстоять Ту-22М2, являющийся предшественником Ту-22М3, но усилия оказались тщетными. Советскому Союзу пришлось демонтировать штангу дозаправки в воздухе. Для того, чтобы компенсировать потерю штанги дозаправки и для достижения необходимых технических характеристик, Дмитрий Марков произвёл замену двигателей мощностью по 22 т/с на двигатели по 25 т/с, а стреловидность крыльев довёл до 65-ти градусов. Получившийся самолёт в первых же полётах в июне 1977-го года достиг заветных двух скоростей звука и был назван «Ту-22М3»! Кроме этого на машине изменили форму воздухозаборников и носа. Также существенно была увеличена и боевая нагрузка.

Ту-22М3 с тремя крылатыми ракетами Х-22

Ту-22М3 с тремя крылатыми ракетами Х-22

Основным оружием бомбардировщика Ту-22М3 является крылатая ракета Х-22. Самолёт может нести сразу три таких ракеты. Каждая ракета Х-22 весит 4,5 тонны. Она летит со скоростью более 1 000 м/с (более 3-х скоростей звука). Одна ракета Х-22 способна потопить крупный морской корабль. Вдобавок к трём ракетам Х-22 в бомболюках размещаются шесть сверхзвуковых ракет Х-15 с дальностью полёта около 300 км и ещё четыре ракеты Х-15 подвешиваются под крылья. В варианте только с бомбами, Ту-22М3 способен нести 24 тонны бомб различного назначения, в зависимости от поставленных задач. Группа из четырёх самолётов Ту-22М3 одним ударом накрывает территорию площадью до 1,5 квадратных километров.

Ту-22М3 с ракетно-бомбовым вооружением

Ту-22М3 с ракетно-бомбовым вооружением

В конце 1970-х, начале 1980-х годов советская дальняя авиация стремительно развивалась. Кроме основной задачи – стратегического сдерживания, она применялась и в локальных конфликтах, например в Афганистане. С апреля 1984-го года Ту-22М3 появились и на аэродромах Средней Азии. По вызовам 40-й армии они бомбили укреплённые горные базы моджахедов и минировали с воздуха караванные пути из Пакистана. Малоизвестный факт, что для того, чтобы подорвать финансирование формирований Ахмат Шах Масуда, Ту-22М3 бомбили в Афганистане в Панджшерском ущелье шахты по добыче драгоценных камней лазурита и изумруда. А, как известно самое большое в Мире месторождение ЛАЗУРИТА находится в Афганистане. Больше всего Ту-22М3 использовали в Афганистане фугасные бомбы калибром 1,5 и 3 тонны. С высоты 10 000 м взрывы этих бомб выглядят как маленькие атомные взрывы.

Ту-22М3 стратегический бомбардировщик

Ту-22М3 стратегический бомбардировщик

Для предупреждения своих воинствующих формирований о воздушных рейдах бомбардировщиков Ту-22М3, моджахеды применяли одну хитрость. Дело в том, что Ту-22М3 летали на бомбардировку в основном ночью. Как только бомбардировщики пересекали афганскую границу, по пути их следования, на земле в горах зажигались КОСТРЫ, таким образом, сигнализируя о предстоящей бомбардировке, также как когда-то сигнализировали об опасности индейцы. Затем моджахеды получили от Запада переносные зенитные комплексы и попытались сбивать ими Ту-22М3. Тогда для того, чтобы исключить поражение самолётов, Ту-22М3 стали летать на бомбардировку в Афганистан и обратно на СВЕРХЗВУКОВОЙ скорости. За всю войну в Афганистане ни один Ту-22М3, летавшие над облаками на сверхзвуковой скорости на высотах от 10 000 до 12 000 м так и НЕ был сбит моджахедами!!! Также в приграничных районах с Пакистаном, Ту-22М3 НЕ смогли сбить и пакистанские истребители. В марте 1989-го года почти сразу после окончания войны в Афганистане, Ту-22М3 был принят на вооружение Дальней авиацией и ВВС ВМФ. Всего было произведено около 500 таких машин.

Ту-22М3 с ракетным вооружением

Ту-22М3 с ракетным вооружением

Краткие технические характеристики Ту-22М3: экипаж — 4 человека; максимальный взлётный вес – 124 тонны; стреловидность крыла – 20-65 градусов; максимальная скорость – 2 500 км/ч; практический потолок – 13,3 км; перегоночная дальность – 7 000 км; боевой радиус действия – 3 000 км; масса боевой нагрузки – 24 тонны; вооружение – пушка ГШ-23, бомбы калибром 100 — 3 000 кг, 3 управляемых крылатых ракеты класса «воздух-земля».

Ту-22М3 с ракетным вооружением

Ту-22М3 с ракетным вооружением

В 1992-м году главный конструктор Ту-22М3, Дмитрий Сергеевич Марков ушёл из жизни. Но его самолёты продолжили боевую жизнь. С 1994-го года Дальние бомбардировщики Ту-22М3 принимали участие в боевых действиях на Северном Кавказе, и в Таджикистане по уничтожению нарко трафика. Также Ту-22М3 незаменим и очень эффективен при борьбе с морскими надводными кораблями. Например, семёрка из Ту-22М3 вместе с истребителями прикрытия, самолётами разведчиками и постановщиками помех может обнаруживать в море авианосную группу и производить пуски ракет. Только от одной ракеты Х-22 пробоина в борту корабля может быть площадью более 20-ти квадратных метров.

Ту-22М3 в полёте на крейсерском режиме на дозвуковой скорости

Ту-22М3 в полёте на крейсерском режиме на дозвуковой скорости

В декабре 2000-го года главным конструктором Ту-22М3 и Ту-22МН назначили Александра Пухова, который в 1970-е годы был ведущим конструктором компоновки первого в Мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 (смотри статью «Ту-144» и «Алексей Андреевич Туполев»). Именно А.Пухов, продолжил работу по продлению срока службы Ту-22М3. В мае 2003-го года в Рязань в 43-й центр боевого применения Дальней авиации прибыли лётчики ВВС Индии. Накануне до того, в течение нескольких часов индийские лётчики отлетали на Ту-22М3.

Ту-22М3 с применёнными во время посадки тормозными парашютами

Ту-22М3 с применёнными во время посадки тормозными парашютами

Сегодня в КБ Туполева продолжают дальнейшие работы по модернизации бомбардировщика Ту-22М3. Самолёт получит современный прицельно-навигационный комплекс, новую бортовую РЛС и высокоточные гиперзвуковые ракеты (смотри статью «Гиперзвуковая скорость»). В результате модернизации Ту-22М3, срок его службы может быть продлён до 40-ка лет. На сегодняшний день уже введена в строй новая модификация Ту-22М3 под названием «Ту-22М3М», на которую ещё и вернули штангу дозаправки в воздухе! Эти машины ещё долго будут одними из основных в Дальней и морской авиации России!

Ту-22М3 в полёте на дозвуковой скорости

Ту-22М3 в полёте на дозвуковой скорости

Ту-22М3 Кабина пилотов

Ту-22М3 Кабина пилотов

Ту-22М3 Кассета для крепления ракет

Ту-22М3 Кассета для крепления ракет

Ту-22М3 на взлёте на форсажном режиме Газовая струя длиной 12 метров

Ту-22М3 на взлёте на форсажном режиме Газовая струя длиной 12 метров

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

При участии проекта Сайт С Нуля
Яндекс.Метрика