Угон Миг-25 в Японию

МиГ - 25 в гражданском аэропорту Хакодате на острове Хоккайдо после угона

Миг-25 в гражданском аэропорту Хакодате на острове Хоккайдо после угона

МиГ -25

Миг-25

Этот случай произошёл шестого сентября 1976 года. Угон Миг-25 в Японию —сверхсекретного в то время истребителя, осуществил советский лётчик Виктор Беленко. На тот момент Миг-25 был совершенно секретным советским, высотным, скоростным истребителем – перехватчиком. Он обладал не превзойдёнными лётными характеристиками, на тот момент времени. Такими лётными характеристиками, на тот момент, не обладал ни один истребитель — перехватчик в Мире — даже американский. А последователь Миг-25 – самолёт Миг-31 (смотри статью «Миг-31») установил в 1975 году рекорд скороподъёмности – высоту 30 000 метров набрал за 4 минуты 12 секунд. Этот рекорд не побит никем, из серийных истребителей-перехватчиков, до сих пор.  Угон Миг-25 в Японию, оказался сверхчувствительной потерей для нашей страны. Он привёл к огромным моральным и материальным потерям в СССР.

6-го сентября 1976 года на Дальневосточном аэродроме ,,Чугуевка,, начались плановые лётные учения. После взлёта, через некоторое время, самолёт управляемый старшим лейтенантом Беленко, начал подавать сигнал бедствия. Так Беленко начал осуществлять свой план по угону Миг-25 в Японию. Вскоре сигнал бедствия прекратился – это означало, что самолёт разбился. Командование части распорядилось начать поиски — как предполагалось, разбившегося самолёта. Однако было и другое опасение – что самолёт попал, по причине неисправности, на чужую территорию. Этого боялись больше всего потому, что советская разведка неоднократно настойчиво предупреждала, что иностранные разведки начали тотальную охоту за любыми сведениями об этом самолёте.

МиГ -25

Миг-25

Иностранные разведки даже дали Миг-25 свои неофициальные прозвища — «Летучая лиса» и «Гончая». И они же сами же признавали, что такой самолёт как Миг-25 держит в страхе буквально весь Запад. Американская разведка ухлопала в прямом смысле слова гору денег на то чтобы, узнать, что — либо об этом самолёте, но так и не узнала о нём ничего серьёзного, пока не произошёл угон Миг-25 в Японию. Советское военное руководство не допускало даже мысли, что Миг-25 может попасть в руки иностранцев.

Советское военное руководство начало анализировать произошедшее событие и пришло к выводу, что самолёт сбился с курса и приземлился в Японии. Для многих это оказалось как гром среди ясного неба. Ни у кого не было и тени мысли, что произошёл угон Миг-25 в Японию.

МиГ-25

Миг-25

В 13 часов 52 минуты над японским гражданским аэропортом Хакодате на острове Хоккайдо, на высоте 300 метров, пронёсся диковинный двухвостый аэроплан. Этот самолёт никоим образом не напоминал никакой гражданский лайнер — даже, если выпить литр САКЕ. Самолёт собирался совершить посадку, но полоса была занята пассажирским самолётом, который намеревался взлетать. Тогда Беленко, с риском столкновения с этим пассажирским самолётом, буквально бросил свой самолёт на полосу перед носом стоящего на полосе пассажирского самолёта.  Произвёл посадку и, даже выпустив тормозные парашюты, выкатился за конец полосы на газон. Так завершился угон Миг-25 в Японию. К самолёту быстро прибежали случайные свидетели и начали фотографировать. Тогда Беленко вылез из кабины, зашёл на крыло и выстрелил в воздух из личного пистолета. Съёмка прекратилась.

Родственники, друзья и сослуживцы Беленко, после того как узнали, где находится их соотечественник, не могли поверить в то, что он преднамеренно совершил побег. Они думали, что произошло что-то совершенно непредвиденное, что-то случилось с самолётом и он сел на вынужденную посадку, а не совершил угон Миг-25 в Японию.

Советское правительство начало предпринимать максимально возможные усилия по возвращению лётчика и самолёта обратно в СССР. Советско-японские отношения были довольно прохладными и без этого инцидента. Японская сторона не хотела портить отношения с СССР ещё дальше. Дело в том, что после окончания Второй Мировой войны мирный договор между СССР и Японией не был подписан. После войны Советский Союз забрал часть Курильских островов и Южную половину Сахалина, принадлежавших на тот момент Японии. Японцы хотели оставить за собой хотя бы надежду вернуть себе утраченные территории и поэтому не подписали мирный договор. Японцы оказались в лёгком замешательстве. Эти так называемые  «Северные территории» остались в собственности СССР только потому, что у СССР на Дальнем востоке была соответствующая армия, а у Японии – нет.

МиГ-25 Высотный скоростной истребитель-перехватчик

Миг-25 Высотный скоростной истребитель-перехватчик

С другой стороны на Японию с целью овладеть угнанным Миг-25 с такой же бешеной активностью, но в прямо противоположную сторону, чем Советский Союз, давили американцы. Они хотели, во что бы то ни стало задержать угнанный Миг-25 в Японии, ровно на такое время, которое было бы достаточно для его полного обследования. Японцы, не меньше, а может быть и больше, не хотели портить отношения и с американцами.

В результате, для того, чтобы всё-таки задержать самолёт и лётчика в Японии, японцам пришлось придумывать юридическую формулировку – нарушение воздушного пространства и ввоз оружия. Советский Союз конечно понимал, что это чистой воды отговорка, но ведь самолёт действительно, без разрешения, пересёк воздушное пространство Японии и на борту всё таки было оружие. Соответственно, Беленко объявили то ли шпионом, то ли террористом, но юридическое обоснование задержания самолёта оказалось реальным. Угнанный Миг-25 в Японию, и лётчик, оставались там.

Советское руководство понимало, что пока преднамеренно тянутся переговоры, американцы сумеют договориться с японцами. Похоже, что давняя мечта американцев – поймать «лису» — начинала сбываться.

Давление советской стороны было тоже огромным. Настолько, что японские власти начали колебаться. Министр иностранных дел Японии неоднократно предупреждал департамент США, что японские власти начинают склоняться к тому, что бы поскорее возвратить самолёт в СССР.

Американцы не хотели об этом даже слышать! Они предложили свой вариант. Угнанный Миг-25 в Японию будет задержан на месяц. Этого времени хватит, чтобы всячески его обследовать. После этого советские резиденты в США и Японии сообщили советскому правительству, что в Японию приехала большая группа авиационных специалистов. Шансов предотвратить обследование угнанного Миг-25 в Японию, нет. «Лиса» попала в капкан.

МиГ- 25 Самолёт - ракета

Миг-25 Самолёт — ракета

Самолёт – ракета, крылья, которому нужны только на режимах взлёта и посадки. Так характеризовал сам главный конструктор Артём Микоян истребитель будущего. При производстве Миг-25 было изобретено много новейших материалов и технологий, не применявшихся до этого никогда и нигде.

ХОТЕЛОСЬ — ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ, летать быстрее и выше всех в Мире. МЕЧТА – догнать и перегнать – НАЧИНАЛА СБЫВАТЬСЯ БУКВАЛЬНО.

Лётчик Беленко, добровольно отказался от возвращения в Советский Союз. Советское правительство продолжало настойчиво добиваться возврата самолёта в СССР. Японское правительство, 27-го сентября заявило, что самолёт будет возвращён, но не ранее 5-го октября. Предполагалось, что в этот день будет закончено обследование угнанного Миг-25 в Японию.

Американцы работали оперативно. Более двухсот авиационных специалистов обследовали самолёт. Работа была проведена детально и скрупулёзно. Запускали двигатели на разных режимах, включали локатор, мерили температуру работы двигателя, взяли пробы всех материалов и т. д. и т. п. Таким образом выведали все секреты чудо истребителя. Американская разведка, благодаря угнанному Миг-25 в Японию, отквиталась за все провалы, допущенные до этого.

Несколько слов о биографии Беленко. После окончания Армавирского лётного училища, он получил назначение в город Сальск в Ростовской области, на должность лётчика-инструктора. Но его это не устраивало. Ему нужна была боевая часть с Миг-25. Беленко начал писать рапорта с просьбами отправить его в боевую часть. Ему четырежды отказывали. Тогда он предпринял такой дерзкий шаг. Он устроил скандал с угрозами у начальства. Он угрожал начальникам рассказать как, разворовывается спирт из воинской части – под лозунгами борьбы с пьянством. Рассказать как, посылают на важные боевые задания не достаточно подготовленных лётчиков. Рассказать как, делаются приписки. Даже одна, любая из этих причин могла стоить карьеры начальнику части. Руководство части решило не попытаться приструнить Беленко, а действительно сплавить его куда-нибудь подальше. Беленко получает назначение на  Дальний восток, на аэродром «Чугуевка» и именно на Миг-25, который впоследствии угонит в Японию.

МиГ- 25

Миг-25

Многим тогда было действительно не понятно – почему Беленко, по собственному желанию, из «тёплого» места сорвался в тьму таракань. Жена была не в восторге от такого переезда, грозила разводом, и уехать с сыном к своим родителям. Но Беленко не обращал внимания на угрозы жены.

Беленко тем временем подробно изучал лётные характеристики Миг-25 и записывал их в рабочий блокнот. Прокладывал и рассчитывал маршрут угона Миг-25 в Япониюпо карте. Эту карту потом нашли у него дома. Ждал удобного момента.

В день 6-го сентября выдалась приемлемая для полётов погода. Начались учения. Беленко на форсаже набрал положенную высоту и убрал форсаж, чтобы сэкономить топливо. Далее по лётному заданию был предусмотрен разворот в сторону «Чугуевки». Но Беленко повернул на юго-восток и с высоты 8 000 метров начал интенсивно снижаться, сначала до 1 000 метров, потом на предельно малую высоту, чтобы его не видели радары. Одновременно со снижением включил АВАРИЙНУЮ кнопку и самолёт начал подавать СИГНАЛ БЕДСТВИЯ. Потом, при достижении сверхмалой высоты, выключил СИГНАЛ БЕДСТВИЯ и на земле подумали, что самолёт разбился. Начался поиск «разбившегося» самолёта.

МиГ-25 на сверхмалой высоте над морем

МиГ-25 на сверхмалой высоте над морем

В это время локаторы, которые обнаруживают, цели на сверхмалой высоте — не были включены, а локаторы работающие, по более высоким целям — его не видели. Беленко продолжил угон Миг-25 в Японию, на сверхмалой высоте, над Японским морем. Погода над Японским морем стояла достаточно спокойная. К слову сказать, что до линии горизонта на море, в штилевую погоду – 40 километров. Расстояние 40 км на сверхмалой высоте Миг-25 проходит за 1 минуту 40 секунд. А время полёта Беленко над Японским морем составило примерно 25 минут. Локаторы обнаружили его только тогда когда, он набрал большую высоту, но уже в воздушном пространстве Японии.

После приземления на японском острове Хоккайдо, в гражданском аэропорту Хакодате, к Беленко подошёл офицер специального разведотдела Японии и спросил Вы сбились с курса? Нет – ответил Беленко. Я прилетел намеренно и прошу политического убежища в США. Немедленно свяжите меня с американцами.

После угона Миг-25 в Японию Беленко из аэропорта сначала увезли и поместили в гостиницу. В гостинице его загримировали. Американские и японские спецслужбы ужасно боялись, что советские спецслужбы его просто грохнут. Затем Беленко повезли опять в аэропорт для отправки в Америку. Для безопасности, по дороге в аэропорт, была проведена такая хитрая комбинация. Было взято несколько совершенно одинаковых джипов, доехав до определённого перекрёстка, они одновременно, выехали на перекрёсток, хитро скрестились, развернулись, разъехались и никто не понял – в какую сторону увезли Беленко.

МиГ-25

МиГ-25

В самолёте, во время полёта, американцы, зная секреты русской души, дали Беленко стакан водки. Он выпил, расслабился и сказал, господа американцы задавайте любые вопросы.

После угона Миг-25 в Японию советское правительство настойчиво разными способами пыталось добиться возврата беглеца обратно в Союз. Уговаривали, пытались подкупать сенаторов, дело доходило даже до угроз. Предлагали обмен на американского разведчика.

Ничего не удалось сделать. Беленко написал официальный документ с просьбой остаться в Америке.

В результате угона Миг-25 в Японию Беленко преподнёс американской разведке такой подарок, о котором американцы и сами не мечтали.

Самое большое удивление американцев вызвало то, что самолёт не из титана, а из определённых авиационных сортов стали. Так же их удивило то, что локатор истребителя на лампах. В то время уже во всю, использовались микроэлектронные системы. Но в условиях эксплуатации Миг-25 они могли перегреться и сгореть — в то время. Вот американцы и подумали, что вот русские какие хитрые – взяли и в данном конкретном случае, в виде исключения, поставили ламповый локатор – чтобы не сгорел. Но они не знали, что у Советского Союза тогда ещё не было микроэлектронных технологий.

МиГ-25

МиГ-25

В результате угона Миг-25 в Японию и его обследования американцы получили представление о советской авиационной, металлургической, химической и радиоэлектронной промышленности. Так же американцы получили от Беленко достаточно полные представления о противовоздушной обороне СССР.

После угона Миг-25 в Японию Советскому Союзу пришлось в пожарном порядке усовершенствовать самую передовую составляющую системы ПВО страны – Миг-25. Результатом стал самолёт Миг-31 (смотри статью «Миг-31»). Чтобы понять, хотя бы приблизительно, масштаб материальных потерь, приведём такой пример. Замена только одной системы распознавания на Миг-25 «свой – чужой» обошлась тогда в 1 миллиард рублей. Напомним, что тогда цена рубля была сравнима с ценой доллара.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

При участии проекта Сайт С Нуля
Яндекс.Метрика