Валерий Павлович Чкалов

Валерий Павлович Чкалов

Валерий Павлович Чкалов

Валерий Павлович Чкалов – это выдающийся советский лётчик, который впервые в истории человечества со своим экипажем Г.Ф.Байдуковым и А.В.Беляковым совершил беспосадочный перелёт из Москвы в Америку через Северный Полюс на одномоторном самолёте АНТ-25. Валерий Павлович Чкалов вспоминал: «Второго мая я стоял на аэродроме вытянувшись в струнку спиной к мотору моего любимого самолёта. С волнением я смотрел на вождя народов, приближающегося ко мне. Иосиф Виссарионович поздоровался со мной и спросил: «Почему Вы не пользуетесь парашютом, а обычно стараетесь спасти машину!» Я объяснил товарищу Сталину, что летаю на опытных, ценных машинах, которые надо беречь, во что бы то ни стало. Товарищ Сталин сказал: «Ваша жизнь дороже нам любой машины Это был особенный случай в жизни Валерия Павловича Чкалова, ещё не звёздный час, который настанет позже, но произошло нечто другое очень важное для Валерия Павловича Чкалова. Вождь признал его и, в общем-то, одной фразой вывел на новую необычайную высоту. Именно Валерий Павлович Чкалов ввёл такие новые фигуры высшего пилотажа как «ВОСХОДЯЩИЙ ШТОПОР» и «ЗАМЕДЛЕННАЯ БОЧКА»!

Валерий Павлович Чкалов на фоне истребителя И-153

Валерий Павлович Чкалов на фоне истребителя И-153

В этот момент Валерий Павлович Чкалов работал лётчиком-испытателем в Московском Научно-Испытательном Институте ВВС и был обычным хорошим лётчиком, на тот момент неизвестным в стране. Тогда о нём писала только заводская газета «Менжинец», там печатались его фотографии. В основном тогда он был обычным человеком. На встрече со Сталиным рядом с Валерием Павловичем Чкаловым стояли лучшие пилоты страны, первые Герои СССР, которые спасали Челюскинцев. Они устанавливали рекорды высоты, скорости и дальности полётов. Однако Сталин выбрал Валерия Павловича Чкалова. Дело в том, что тогда именно Валерий Павлович Чкалов продемонстрировал НЕВЕРОЯТНЫЙ ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ!!! Тогда такой головокружительный пилотаж могли выполнять только очень немногие УМЕЛЫЕ, ГРАМОТНЫЕ и очень СМЕЛЫЕ лётчики! Таким лётчиком и был Валерий Павлович Чкалов! Пришло время новых героев, которые вышли из простого народа, которые появились при советской власти и должны быть примером для всех! Валерий Павлович Чкалов оказался в нужном месте в нужный момент.

Валерий Павлович Чкалов Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков в Америке после первого в истории человечества перелёта через Северный Полюс на самолёте АНТ-25 Фото из кинофильма

Валерий Павлович Чкалов Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков в Америке после первого в истории человечества перелёта через Северный Полюс на самолёте АНТ-25 Фото из кинофильма

Через шесть лет на экраны кинотеатров страны выйдет фильм кинорежиссёра Михаила Константиновича Калатозова (настоящая фамилия Калатозишвили), «Валерий Чкалов». В этом фильме встреча со Сталиным показана намного более торжественной, чем это было на самом деле. Но после этого фильма киноактёр Владимир Вячеславович Белокуров, сыгравший роль Валерия Павловича Чкалова, станет кумиром для подражания в 1930-х годах! После встречи со Сталиным на утро следующего дня Валерий Павлович Чкалов проснулся ЗНАМЕНИТЫМ. Все газеты страны и радио сообщали о награждении Орденами Ленина и лётчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова и главного конструктора самолёта Н.Н.Поликарпова (смотри статью «Николай Николаевич Поликарпов»). Так началась его другая жизнь известная на всю страну, и не только, наполненная героизмом, вошедшая в учебники, кинофильмы и книги! Однако куда было девать предыдущую биографию Валерия Павловича Чкалова, которая не очень соответствовала образу Героя – тюрьма, увольнение из армии, поступки о которых Валерий Павлович Чкалов и сам хотел бы забыть.

Валерий Павлович Чкалов в юношестве

Валерий Павлович Чкалов в юношестве

Судьба Валерия Павловича Чкалова решилась в результате случая. В 1919-м году в 15-тилетнем возрасте Валерий Павлович Чкалов работал кочегаром на пароходе на реке Волге. Во время одного из походов он вышел на палубу и увидел, как с Волги в небо взлетел гидросамолёт. С этого момента он «заболел» авиацией! Благодаря своей целеустремлённости и настойчивости он окончил четыре лётных школы! Учёба в лётных школах показала, что Валерий Павлович Чкалов очень быстро соображал, быстро всё схватывал, его не надо было долго учить. Он обладал очень хорошей реакцией, мог быстро ориентироваться, быстро принимать решения. По сути дела Валерий Павлович Чкалов родился с задатками лётчика. Он обладал теми психофизиологическими качествами, которые должны быть у лётчика. Валерий Павлович Чкалов вспоминал: «В одно июльское утро наш суровый учитель бог, как мы его звали между собой, неожиданно сказал мне «Приготовиться к самостоятельному полёту». Я оторвался от земли, сделал две посадки, два подъёма и все без чьей-либо помощи. Летал я всего-навсего 10 минут, но летал неплохо. С этого десятиминутного полёта и началась моя лётная жизнь». У Валерия Павловича Чкалова энергии хватало на всё! Он был везде первый. В футбольной команде, он лучший нападающий. В самодеятельном театре играет ведущие роли.

Вот только с комсомолом вышла промашка. Сначала его приняли в комсомол, но потом исключили, временно, на полгода потому, что уж очень он не любил комсомольские собрания, манифестации и прочую политическую суету. Валерий Павлович Чкалов был совершенно АПОЛИТИЧНЫМ человеком. Эта его характеристика основана на воспоминаниях людей знавших его. Валерия Павловича Чкалова совершенно НЕ интересовала политика. Однако тогдашняя советская политизированная система НЕ давала человеку ВЫБОРА??? В СССР невозможно было добиться настоящих больших успехов в жизни, если не вступить сначала в комсомол, а потом в КПСС.

Валерий Павлович Чкалов в граждрнской одежде

Валерий Павлович Чкалов в граждрнской одежде

В 1924-м году, находясь на аэродроме в строю, Валерий Павлович Чкалов услышал такую команду: «Младший лётчик Чкалов выйти из строя. Три шага вперёд. Приказом по Первой Особой Краснознамённой эскадрилье имени Петра Николаевича Нестерова за нарушение дисциплины товарищу Чкалову объявляется выговор и 15 суток гауптвахты». Это было в Гатчине. А за что его наказывали в Гатчине? В Гатчине его наказывали не за фигуры высшего пилотажа, а за фигуры высшего пилотажа, которые Валерий Павлович Чкалов проделывал в НЕДОЗВОЛЕННЫХ местах!? Он крутил высший пилотаж в непосредственной близости от города, а также над самим городом Гатчина!? Слухи о его полётах распространились по всем эскадрильям! Среди этих слухов был облёт Исакиевского Собора, а также 250 «мёртвых петель» над Невским проспектом. Через несколько лет Валерий Павлович Чкалов сделает признание: «После налёта первой сотни часов мне вдруг стало скучно. Летать в строю вместе со всеми, в строгом строю??? Мне нравилось выводить машину из «штопора», делать резкие «пике», неожиданно перевёртывать самолёт и лететь вниз головой! Однажды в течение 40-ка минут я сделал 25 «мёртвых петель!» Самым «ВЫЗЫВАЮЩИМ» нарушением дисциплины стал мой трюк, проделанный в Ленинграде. Я пролетел ПОД Троицким мостом на обычном колёсном самолёте, едва не коснувшись колёсами воды».

Лётчик Александр Матвеевич Муреев, служивший ВМЕСТЕ с Валерием Павловичем Чкаловым рассказал много о Чкалове и о том, как вместе с ним служил. Когда Мурееву задавали вопрос о пролёте Чкалова под мостом, причём Муреев отвечал в письменной форме, заверенной его личной подписью, то ответ Муреева был таким: «Под мостом Чкалов НЕ пролетал. При его жизни такой ЛЕГЕНДЫ НЕ было. Лично мы узнали об этом только после просмотра фильма о Чкалове». В доказательство того факта, что Валерий Павлович Чкалов НЕ пролетал под Троицким мостом можно сказать, то что, если бы такое событие действительно произошло, то оно просто не смогло бы пройти незамеченным и естественно было бы освещено во всех средствах массовой информации. А ни в каком из тогдашних средств массовой информации, ни о каком пролёте Чкалова под мостом НЕ было и речи! Тогда существовали такие лётчики как Борисенков, Фриде, Грузинов, которые действительно пролетали под мостами, причём это было опубликовано в тогдашних средствах массовой информации. В реальной жизни такие рискованные пролёты под мостом – это опасный пример для других. Кто-то из сослуживцев Валерия Павловича Чкалова подсчитал, что за четыре года службы в Первой Краснознамённой эскадрилье в Гатчине, Чкалов отсидел на гауптвахте 300 дней почти год из его лётной жизни там!

Валерий Павлович Чкалов в кабине биплана

Валерий Павлович Чкалов в кабине биплана

В советском фильме «Валерий Чкалов» показан сюжет, когда Чкалов докладывает своему командиру о выполнении задания, в котором он должен был обнаружить в море эскадру противника и сбросить вымпел на палубу линкора «Марат». Командир спросил у Чкалова: «Как Вы нашли в ТУМАНЕ? Вы уверены, что сбросили вымпел именно на «Марат»? Валерий Павлович Чкалов ответил: «Я, товарищ командир, по бортам летал, надписи читал!» Но дело в том, что на самом деле полёт над «Маратом» в этой части Финского залива в районе Кронштадта, прозванной «Маркизовой ложей», не представляет большого труда потому, что ориентирование над этим заливом очень жёсткое, там все ориентиры привязаны, с одного берега видно другой берег. В данном месте корабль зажат берегами, а тем более такой громоздкий корабль как, линкор «Марат», здесь НЕ может активно маневрировать. Поэтому даже в плохую погоду в этой «Маркизовой ложе», такой корабль как линкор «Марат» может быть легко найден и опознан. Таким образом, в фильме показан МИФ о выполнении СВЕРХСЛОЖНОГО задания! На самом деле всё было проще! Однако этот случай доказал, что Валерий Павлович Чкалов был способен пойти на рискованное задание и выполнить его, НЕ только ради КУРАЖА!

Валерий Павлович Чкалов

Валерий Павлович Чкалов

После выполнения этого всё же не самого простого задания могло показаться, что младший лётчик Валерий Павлович Чкалов одумался, но тут вдруг произошёл такой случай. Он выпил и в пьяном виде отправился выполнять полётное задание. Естественно его не пустили в самолёт, и он начал возмущаться и высказываться на этот счёт. Тогда его забрали и увезли с аэродрома. После был даже суд. В материалах суда рассказывалось, что во время поездки в суд он демонстративно раскланивался перед своими знакомыми и шумно высказывал своё несогласие по поводу его задержания. На него было заведено уголовное дело, он был уволен из армии и приговорён к отбытию наказания сроком на один год в военной тюрьме. Валерий Павлович Чкалов отсидел в тюрьме 4,5 месяца, вышел и был отправлен в туже самую воинскую часть. Дело в том, что существуют совершенно определённые правила полётов, а также целые наставления по проведению полётов, которые написаны «КРОВЬЮ»! Соответственно нарушение этих правил может привести к катастрофе. Валерий Павлович Чкалов нередко НЕ обращал на эти правила внимания! В нём одновременно сочетались бурная энергия в виде баловства и серьёзное отношение к делу. То есть он мог пойти и на оправданный риск и мог также переступить через рамки дозволенного.

Наступил 1936-й год. Это был особый АВИАЦИОННЫЙ год!!! Множество плакатов с изображением лётчиков и самолётов было развешано на стенах многих домов и магазинов и даже размещено на картинках спичечных коробков! Каждый месяц в газетах по всей стране сообщалось о новых советских АВИАЦИОННЫХ МИРОВЫХ РЕКОРДАХ на построенных, в СССР самолётах, планерах, стратостатах!!! А в жизни Валерия Павловича Чкалова не было никаких изменений. Он как всегда работал лётчиком-испытателем на заводе N39. Но однажды к нему в гости пришёл его давний знакомый, лётчик Георгий Филиппович Байдуков и предложил стать командиром экипажа в перелёте в Америку через Северный Полюс. Чкалов отмахнулся: «Шутишь!?» Но, хитрый Байдуков, сыграл на гордости Валерия: «Нам нужен самый умелый, самый храбрый, самый авторитетный в стране командир И Валерий Павлович Чкалов не устоял и согласился.

Маршрут полёта экипажа Валерия Павловича Чкалова на Дальний Восток

Маршрут полёта экипажа Валерия Павловича Чкалова на Дальний Восток

Правительство СССР разрешило рекордный перелёт на самолёте АНТ-25 (смотри статьи «Андрей Николаевич Туполев» и «Павел Осипович Сухой»), но по внутреннему, пробному маршруту из Москвы через Арктику на Камчатку. Лётчикам предстояло пролететь не просто огромное расстояние, но и 5 000 км из которых проходило над СЕВЕРНЫМИ морями! Тогда там не существовало никакой инфраструктуры, никаких аэронавигационных систем, маяков и т.д. и т.п. Для полёта в таких условиях необходимо иметь очень хорошую лётную подготовку, очень большую выдержку и самообладание, причём всего экипажа в целом! Необходимо было не потерять хотя бы какие-то ориентиры и очертания материковых берегов, которые временами очень трудно просматривались сквозь облака и туманную дымку. Необходимо было привязывать эти очертания к географической карте, чтобы не сбиться с курса. Но экипаж Валерия Павловича Чкалова это сделал!!!

Самолёт АНТ-25 экипажа Валерия Павловича Чкалова после посадки на острове Удд

Самолёт АНТ-25 экипажа Валерия Павловича Чкалова после посадки на острове Удд

С управлением самолётом АНТ-25, Валерий Павлович Чкалов справился быстро – всё-таки, как ни как лётчик-испытатель! Но кабина АНТ-25 была НЕ герметичной, и приходилось с трудом привыкать к ХОЛОДУ и НЕДОСТАТКУ КИСЛОРОДА! В кабине АНТ-25 в полёте на высоте была МИНУСОВАЯ температура! Через 56 часов беспосадочного полёта был уже близок конечный пункт полёта, Петропавловск-Камчатский. Но тут погода преподнесла «сюрприз» — циклон над Охотским морем и Камчаткой! Сплошная облачность, грозовые разряды, туман – видимость ноль и самое страшное — ОБЛЕДЕНЕНИЕ! Из-за нулевой видимости, в гористой местности Камчатки, тогда посадка в Петропавловске-Камчатском оказалась НЕВОЗМОЖНОЙ. Появившееся вдобавок к этому обледенение вынудило Валерия Павловича Чкалова уходить со СНИЖЕНИЕМ на материк в прибрежную зону, где не было гор. Самолёт пробил облачность на высоте 15 метров над бушующим морем в нескольких секундах от катастрофы!

Экипаж Валерия Павловича Чкалова после посадки на острове Удд

Экипаж Валерия Павловича Чкалова после посадки на острове Удд

Экипаж увидел под самолётом маленький островок с тонкой прибрежной полоской гальки, а весь островок был занят каменными валунами, кочками и озерцами. Посадка невозможна! Впоследствии Байдуков удивлялся, как Валерий Павлович Чкалов увидел в этих экстремальных погодных и полётных условиях, где почти неразличимо было сколько-нибудь приемлемое место для посадки, всё же совершить посадку, когда уже было практически безвыходное положение!!! Здесь необходимо уточнить, что самолёту АНТ-25 необходимо для нормальной посадки 1 200 метров бетонной полосы. А тут машина пробежала по земле несколько секунд, претерпела удар с левой стороны и остановилась! Всё стихло. Экипаж вылез из кабины и увидел отвалившееся колесо. В дальнейшем в своих воспоминаниях Байдуков высказывал своё личное убеждение, что именно Валерий Павлович Чкалов спас экипаж от возможной гибели! Местом посадки оказался остров Удд в Охотском море примерно в 12-ти км от материка на Дальнем Востоке. Прямо здесь на острове Удд лётчики получили радиограмму о присвоении всем членам экипажа звания Героев Советского Союза! Телеграмму из Кремля читали вслух: «Полёт признан удачным и героическим!» Однако после проведения необходимого ремонта самолёта, летчиков беспокоила проблема ВЗЛЁТА. Посадка была трудной, но взлёт казался не легче! Дело в том, что для благополучного взлёта АНТ-25 необходимо минимум 600 метров ТВЁРДОГО грунта.

Экипаж Валерия Павловича Чкалова после посадки на острове Удд

Экипаж Валерия Павловича Чкалова после посадки на острове Удд

Посадка на острове Удд стала в определённой степени случайной. Дело в том, что при той видимости, которая существовала на тот момент во время полёта, экипаж Валерия Павловича Чкалова увидел именно этот  небольшой остров. Тогда не существовало наземных и бортовых радиотехнических средств навигации. Единственным средством навигации на борту был МАГНИТНЫЙ КОМПАС. Естественно, точно определить своё местоположение в таких условиях невозможно, поэтому посадка на острове Удд стала стечением обстоятельств. Само приземление в таком неприспособленном месте на нетвёрдый грунт оказалось относительно удачным, отчасти благодаря тому, что на момент посадки самолёт был почти ПУСТЫМ. Топливо на борту было на исходе и остальные запасы тоже заканчивались, соответственно в момент посадки самолёт имел минимально возможный вес и поэтому не зарылся в сыпучий грунт. Далее на остров на катерах авиатехники привезли доски, из которых сделали деревянную взлётную полосу, и экипаж Валерия Павловича Чкалова с небольшим запасом топлива перелетел на материк. На материке АНТ-25 заправили топливом полностью, и самолёт совершил перелёт в Москву.

В московском небе экипаж Валерия Павловича Чкалова встречал эскорт из 12-ти самолётов! Во время этого полёта над столицей город был празднично украшен! На домах стояли красные и голубые флажки, на стенах висели плакаты и транспаранты. На площадях собралось много народа, держа в руках знамёна и портреты. Валерий Павлович Чкалов, глядя на Москву, удивился: «В чём дело? День будничный, понедельник!?» Оказалось праздник в честь перелёта! Сталин со своим окружением пошёл встречать самолёт на саму ПОЛОСУ! Когда АНТ-25 зарулил и экипаж Валерия Павловича Чкалова вышел из самолёта, все стояли здесь под самолётом, в том числе и Сталин со своим отцом. Все обнимались и т.д. и т.п.! Но самым примечательным было то, что при движении автоколонны от аэродрома Щёлково до Москвы, вдоль всей дороги по обочинам стоял народ, не говоря уж о том, что было в самой Москве!

Экипаж Валерия Павловича Чкалова после посадки на острове Удд помогает вытаскивать самолёт АНТ-25 из сыпучего грунта

Экипаж Валерия Павловича Чкалова после посадки на острове Удд помогает вытаскивать самолёт АНТ-25 из сыпучего грунта

В жизни Валерия Павловича Чкалова это была не ступенька в карьере, а взлёт на небывалую высоту в ближнее окружение Сталина и в качестве политика и в качестве просто любимца вождя!!! Валерий Павлович Чкалов стал ВСЕНАРОДНЫМ ГЕРОЕМ!!! В августе 1936-го года отдельным постановлением ЦК ВКП(б), минуя комсомол и обязательный кандидатский стаж, в виде исключения, Валерия Павловича Чкалова приняли в КПСС. На банкете в честь празднования рекордного полёта, Сталин сказал: «Валерий Павлович, я хочу выпить за Ваше здоровье Чкалов налил два больших фужера шампанского, дал один фужер Сталину и сказал: «Товарищ Сталин, зачем пить за моё здоровье? Вот за твоё здоровье давай выпьем на брудершафт И они, скрестив руки, осушили бокалы. Затем Чкалов обнял Сталина за шею, начал его целовать и потихоньку подводить его к столу. Все присутствующие при виде такой сцены остолбенели! Такое со Сталиным мог сделать только Валерий Павлович Чкалов! Такое было позволено только ему! Но ничего страшного не случилось. Прямой, искренний, с широкой душой – таким и должен быть человек из НАРОДА. Ему можно простить многое!

В 1927-м году в честь десятилетия Великой Октябрьской Социалистической революции, в Москве на Ходынском аэродроме проходил смотр авиаторов СССР. На этом празднике Валерий Павлович Чкалов на своём самолёте «Фоккер-11» в свободном полёте продемонстрирует все фигуры высшего пилотажа. Своё выступление на празднике Валерий Павлович Чкалов описал в письме своей жене Ольге, которую он ласково называл «Лёлик»: «Лёлик ты не можешь себе представить, что я здесь сделал своим полётом! Весь аэродром кричал и аплодировал моим фигурам! Мне было разрешено здесь делать любую фигуру на любой высоте! То за что я сидел на гауптвахте, здесь отмечено особым приказом, в котором говорится «Выдать денежную награду старшему лётчику Чкалову за особо выдающиеся фигуры высшего пилотажа

Обелиск на острове Удд в честь полёта экипажа Валерия Павловича Чкалова на Дальний Восток

Обелиск на острове Удд в честь полёта экипажа Валерия Павловича Чкалова на Дальний Восток

Это был первый триумф молодого пилота! Ему присвоили звание «старшего лётчика» и он был назначен командиром звена в другую эскадрилью в Брянске. Во время перелёта из Брянска в Гомель, Валерий Павлович Чкалов вёл своё звено и по пути он увидел линию телефонной связи на столбах. Чкалов посмотрел, что изоляторы висят высоко, и что нет никаких осложнений, сделать пролёт под проводами. Соответственно ориентируясь по изоляторам и не учитывая, что провода всегда провисают ниже изоляторов, зацепил эти провода и разбил самолёт. Самому Чкалову повезло, он остался жив и даже без серьёзных травм. Однако задание было сорвано. Остальные лётчики покружили над ним и вернулись в Брянск. На обратном пути один из лётчиков заблудился и неудачно сел где-то в поле. Снова был суд и на этот раз Валерия Павловича Чкалова посадили в брянскую тюрьму. Два знаменитых лётчика Михаил Михайлович Громов (смотри статью «Михаил Михайлович Громов») и Андрей Борисович Юмашев обратились к правительству с просьбой об освобождении Чкалова. Командование ВВС поддержало просьбу лётчиков. Через 16 дней Чкалова выпустили из тюрьмы, но из армии его уволили. Ему помогли найти работу в Ленинграде. Работа состояла в катании на старом самолёте «Юнкерс» экскурсий над Ленинградом, показывая город.

Обелиск на острове Удд в честь полёта экипажа Валерия Павловича Чкалова на Дальний Восток

Обелиск на острове Удд в честь полёта экипажа Валерия Павловича Чкалова на Дальний Восток

Осенью 1930-го года заместитель начальника ВВС СССР, Яков Иванович Алкснис решил выяснить, где работает гражданский лётчик, Валерий Павлович Чкалов? Ему ответили: «Катает пассажиров на старом Юнкерсе в Ленинграде». Алкснис неожиданно сказал: «Бросаться такими людьми – преступление!» После этого Чкалова вернули в армию, 3-й раз восстановили воинское звание и отправили в Москву на должность лётчика-испытателя в Научно Испытательский Институт ВВС. Дело в том, что лётчиками-испытателями не рождаются, ими становятся. Чтобы стать лётчиком-испытателем необходимо наработать определённый опыт в лётной профессии, понять, что нужно сделать в полёте с самолётом для проверки его лётных качеств. Вот, например Валерий Павлович Чкалов после ОСОАВИАХИМ (сегодня это ДОСААФ) попал в испытатели ВВС. Он ведь не сразу стал там лётчиком-испытателем, а со временем  постепенно после того как начал понимать, в чём состоит профессия испытателя. Что каждый факт, который он принесёт из полёта, является бесценным материалом для конструкторов и инженеров авиатехники.

В Научно Испытательском Институте ВВС его встретили опытные лётчики, мастера своего дела, которые отнеслись к Валерию Павловичу настороженно потому, что за Чкаловым всё ещё тянулся след противоречивых слухов. То ли он новатор, то ли вечный нарушитель лётной дисциплины. Дело в том, что Валерия Павловича Чкалова привлекали к более РИСКОВАННЫМ полётам, чем полёты у других лётчиков. В этих полётах не столько были важны качества лётчика-испытателя, сколько важно было обязательно РЕШИТЬ ПОСТАВЛЕННУЮ ЗАДАЧУ. Например, Валерий Павлович Чкалов со своим другом Анисимовым в 1931-м году участвовали в испытаниях системы «Звена Вахмистрова». Это когда истребители крепились над крылом и под крылом бомбардировщика и в полёте они от бомбардировщика отцеплялись.

Валерий Павлович Чкалов в унтах для высотного полёта

Валерий Павлович Чкалов в унтах для высотного полёта

Тогда ещё никто не знал, как это будет осуществлено на практике, и какие возможны последствия, поэтому далеко НЕ каждый лётчик согласился бы на такие испытания! Это был крайне опасный эксперимент! На высоте 1 000 метров истребители отцеплялись от крыла бомбардировщика, выполняющего функцию самолёта-носителя, и уходили от него. В этих испытаниях с Валерием Павловичем Чкаловым произошёл такой случай. Его истребитель был прикреплён к самолёту-носителю над крылом бомбардировщика и кода Чкалов начал отцепляться от носителя, то произошёл отцеп только передних шасси, а задний, так называемый «костыль», остался зажатым. В этом происшествии только случайность помогла Чкалову остаться в живых! Вот к таким случаям Чкалов и был готов и в этом и состоит работа лётчика-испытателя.

Лётная практика лётчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова складывалась довольно удачно! Для лётчика-испытателя нет ничего интереснее, чем испытывать разные типы новых и советских и иностранных самолётов. Однако и здесь Чкалов проявил себя во всей красе! На показательных выступлениях в воздушном бою, когда истребители шли лоб в лоб друг другу, он чуть не совершил столкновение самолётов. После этого полёта обоих лётчиков, мягко говоря, отругал командир бригады. В этом показательном воздушном бою партнёром Валерия Павловича Чкалова был Георгий Филиппович Байдуков. После посадки Чкалов сказал Байдукову: «Егор, ну, что ты за дурак!? Ну, что ты не видел, что надо было отворачивать!?» На что Байдуков ответил: «Так тебе, надо было отворачивать Тогда Чкалов продолжил: «Ишь, что захотел, чтобы я повернул? Я НИКОГДА не поверну

Валерий Павлович Чкалов военный лётчик

Валерий Павлович Чкалов военный лётчик

Однако профессиональные лётные качества Валерия Павловича Чкалова оценили. Его назначают исполняющим обязанности командира отряда испытателей. И тут вдруг 26-го апреля 1933-го года вышел приказ по институту: «Валерий Павлович Чкалов совершил ряд серьёзных дисциплинарных поступков. А именно. Самовольный взлёт на тяжёлом бомбардировщике «ТБ-1». При рулении со стоянки допустил аварию ТБ-1. Выполнял фигуры высшего пилотажа с риском для жизни!?» Конечно, у него были нарушения. Он сидел за них на гауптвахте. Например, Чкалов взлетал ПОПЕРЁК аэродрома, что конечно было запрещено. Делал он это потому, что на взлёт и на посадку выстраивалась ОЧЕРЕДЬ. Опять выговор, взыскания и вызывающее поведение товарища Чкалова. Причём подобное происходило не только в воздухе, но и на земле. Были не редкостью пьянки на спор, кто быстрее выпьет четверть самогона и т.п. Валерий Павлович Чкалов был человеком КОМПАНЕЙСКИМ! Он говорил: «Я люблю «кумпании»!» У него дома всегда были пельмени и выпивка. Были случаи, когда Чкалов даже на полёты приходил выпившим??? И это всё зафиксировано.

Одно дело, когда пускай даже и опытный и смелый лётчик говорит какие-то даже и полезные наставления, однако делает это НЕ по УСТАВУ – это НЕДОПУСТИМО потому, что устав ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ обязан выполнять БЕСПРЕКОСЛОВНО! Из-за нарушений устава Валерия Павловича Чкалова направили на специальные курсы для командиров нарушителей дисциплины. Что произошло на этих курсах неизвестно, но Чкалов получил там такую характеристику, какую он ещё никогда не получал: «В политико-моральном отношении является крайне неустойчивым, в сущности, чуждым человеком. Внешне разболтанный и разложившийся командир. Подлежит изъятию из ВВС Красной Армии». После такого дорога в Армию должна быть закрыта навсегда.

Прославленный лётчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов

Прославленный лётчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов

В это время проходила реконструкция авиационного завода N39. После реконструкции там на втором этаже сохранилась пристройка, состоящая из нескольких комнат, в которой работал Н.Н.Поликарпов (смотри статью «Николай Николаевич Поликарпов») со своей бригадой конструкторов. В это конструкторское бюро и пришёл устраиваться на работу в качестве испытателя безработный гражданский лётчик Валерий Павлович Чкалов. В известном фильме «Валерий Чкалов» встреча Чкалова и Поликарпова показана в шутливой форме, а на самом деле и лётчик и конструктор находились в трудном положении. Поликарпов совсем недавно был освобождён из тюрьмы НКВД, а Чкалов после третьего увольнения из армии чувствовал себя неуверенно!?

Валерий Павлович Чкалов военный лётчик

Валерий Павлович Чкалов военный лётчик

Дело в том, что Валерий Павлович Чкалов более основательно сблизился с Поликарповым после того, как Чкалов зимой 1933-го года спас от катастрофы опытный экземпляр истребителя «И-15». Тогда командование ВВС решило посмотреть на полёты И-15. Чкалов взлетел на опытном экземпляре И-15 и показал все фигуры высшего пилотажа, причём включая те, которые применяются в реальном бою. Командованию ВВС всё понравилось! Однако в полёте лопнула стяжка, которая фиксирует лыжу и лыжа встала, опустив нос в задир потока воздуха. Для того, чтобы уменьшить последствия данной неисправности при посадке, Валерий Павлович Чкалов производил посадку с большим креном, долго катился на одной лыже, тянув при этом как можно дольше время опускания на землю стоящей в задир лыжи. В результате на пробеге самолёт всё-таки перевернулся, но при этом получил минимально возможные повреждения, к тому же, и сам Чкалов получил минимум синяков!

Ещё больше Валерия Павловича Чкалова и Поликарпова сблизил следующий истребитель, «И-16». В этом «сыром», недоработанном самолёте Чкалов распознал по его словам «будущего сильного бойца». Однажды он даже заявил Поликарпову: «Вот из этого Николай Николаевич будет то, что нужно! Предупреждаю, что за эту машину я буду бороться даже с Вами, если Вы её начнёте спускать под откос!?» И действительно боролся за этот истребитель в своей резкой манере, спорил с решениями конструктора, требовал заменить некоторые детали. А если машина сваливалась в штопор, то до последней секунды пытался спасти машину, и ему это удавалось сделать! Особенно после работы над И-16, Валерий Павлович Чкалов с каждым днём становился всё более и более квалифицированным лётчиком. По сути дела, когда он стал более серьёзно относиться к своей лётной специальности, у него появилось чувство полной самоотдачи своему любимому делу. Однажды в испытательном полёте на И-16 отказал мотор и Чкалов, для того, чтобы спасти себя и машину, посадил самолёт на ЕЛЬНИК!

Маршрут полёта экипажа Валерия Павловича Чкалова в Америку

Маршрут полёта экипажа Валерия Павловича Чкалова в Америку

Экипаж Чкалова встретил Новый Год 1937-го года весело и беззаботно! Всю зиму шла подготовка к новому перелёту через Северный Полюс в Америку. Зимой разрешение на этот перелёт ещё не было получено, но экипаж уверен, что к лету его получит. В предыдущем перелёте на остров Удд экипаж Валерия Павловича Чкалова доказал, что самолёт АНТ-25 надёжен и Арктика ему и экипажу не страшна. Сталин как всегда всё решает по-своему. Он захотел, чтобы все рекорды были НАШИМИ! Для этого он разрешает перелёт в Америку сразу ТРЁМ экипажам. Командирами экипажей назначают Леваневского, Громова (смотри статью «Михаил Михайлович Громов») и Чкалова. Первым вылетел экипаж Валерия Павловича Чкалова. Позже он вспоминал: «Итак, мы летим в Америку! Я пустил самолёт по бетонной дорожке, начался самый трудный, самый сложный этап, надо оторвать тяжело нагруженную машину от земли. Ревущий на полных оборотах мотор понёс самолёт. Теперь только бы не свернуть! С каждой секундой самолёт набирает скорость, я отрываю самолёт от земли. Мы летим!»

АНТ-25 экипажа Валерия Павловича Чкалова в Америке

АНТ-25 экипажа Валерия Павловича Чкалова в Америке

В штурманском журнале полёта Александр Беляков делает короткие записи аккуратным почерком. Он записывает всё, что происходит в самолёте и вокруг него: время и курс, встреча с циклонами, температура в кабине. За штурвалом по очереди находятся Байдуков и Валерий Павлович Чкалов. Всё в порядке. Но затем Беляков делает первую тревожную запись, обнаружилась утечка масла, под радиостанцией образовалась масляная лужица. Вообще полёт проходил в тяжелейших условиях. Сначала вдруг прекратилось поступление масла в двигатель, тогда Чкалов встал за рычаг ручного насоса и начал качать масло в двигатель ВРУЧНУЮ, периодически меняясь с Байдуковым и Беляковым. Так была решена первая проблема. Затем вдруг начал перегреваться мотор, стало не хватать воды в баке, питающем систему охлаждения двигателя. Тогда они залили в этот бак все жидкости, которые у них были, и даже использовали для этого собственную мочу. Следующей проблемой стала усталость от полёта в облаках вслепую и кислородное голодание. Ещё одна тревожная запись в бортовом журнале говорила о том, что на борту заканчивался кислород. Валерий Павлович Чкалов отдал последний запас кислорода Байдукову, которому предстояло продолжать слепой полёт над скалистыми горами.

Экипаж совершивший первый в истории беспосадочный перелёт из Москвы в Америку через Северный Полюс Командир В.П.Чкалов (в центре) второй пилот Г.Ф.Байдуков (слева) штурман А.В.Беляков (справа)

Экипаж совершивший первый в истории беспосадочный перелёт из Москвы в Америку через Северный Полюс Командир В.П.Чкалов (в центре) второй пилот Г.Ф.Байдуков (слева) штурман А.В.Беляков (справа)

По причине того, что во время полёта пришлось обходить циклоны, топливо закончилось раньше расчётного времени. Так 20-го июня 1937-го года АНТ-25 приземлился в Америке на военном аэродроме в городе Ванкувер. Экипаж выбрался из самолёта до предела уставшим, после 63-х часового полёта и сразу попал под дождь! В своей тёплой зимней одежде и унтах экипаж казался посланником с другой планеты! Один из американских очевидцев события, Верл Брокер вспоминал: «Мы побежали к самолёту. Лётчик вышел из него, схватил нас, стал обнимать и что-то говорить на непонятном языке. Видно было, что пилот очень устал, но он улыбался и пытался говорить с нами жестами. Потом я узнал, что это и был командир корабля». Когда на аэродром приехал командующий авиабазой генерал Джорж Маршалл, репортёры и переводчик, Валерий Павлович Чкалов, будучи командиром экипажа, взял на себя инициативу ответить на все вопросы, а потом ещё и открыл капот мотора и с гордостью сказал: «Это всё сделано в СССР!» Директор музея аэродрома «Parson Field» (Парсон), на который прилетел экипаж Валерия Павловича Чкалова, Джон Донелли рассказывал: «Никто не мог поверить, что этот самолёт полностью собран в Советском Союзе!? Люди с восторгом рассматривали это чудо из России! Все подъезды к аэродрому были забиты машинами. Ситуацию стало трудно контролировать, и комендант гарнизона Джорж Маршалл прислал солдат для охраны этого замечательного самолёта».

Экипаж Валерия Павловича Чкалова после перелёта в Америку

Экипаж Валерия Павловича Чкалова после перелёта в Америку

Джорж Маршалл пригласил лётчиков на обед. Валерий Павлович Чкалов вспоминал: «Я сказал, какой тут к чёрту обед!? Дайте побриться, отдохнуть, а потом обедать Но генерал Маршалл ответил: «Вот именно в таких костюмах, такими небритыми, я хочу, чтобы Вы у меня пообедали». Пришлось согласиться, со своим уставом в чужой монастырь не ходят. По заказу Джоржа Маршалла в магазине города Портленда для лётчиков подобрали костюмы точно по размерам. Мэр Портленда организовал приём. Королева красоты города надела на пилотов венки из цветов. В таком виде экипаж Валерия Павловича Чкалова проследовал торжественным шествием по улицам Портленда! Каждый день прибывания наших лётчиков в Америке был наполнен событиями! Это были и официальные завтраки и обеды с сенаторами и губернаторами, поездки по стране, приём в Белом Доме у президента США, Франклина Делано Рузвельта, многочисленные встречи и экскурсии. Валерий Павлович Чкалов сумел удивить даже своих друзей! Он сумел найти общий язык не только с рабочими, но и губернаторами. Легко ускользал от нежелательных вопросов журналистов, на официальных встречах держал себя как дипломат, а на митингах выступал как агитатор. На завершающем митинге в Америке, Валерий Павлович Чкалов сказал: «В тот момент, когда мы покидаем гостеприимную Америку, наши друзья, товарищи совершают такой же перелёт — Громов, Юмашев, Данилин летят на самолёте АНТ-25, N1 и уже сейчас покрыли расстояние, которое превышает Мировой рекорд дальности полёта

Экипаж Валерия Павловича Чкалова в США

Экипаж Валерия Павловича Чкалова в США

В СССР в Москве такой триумфальной встречи не было давно! Митинг был проведён на Белорусском вокзале, затем лётчиков усадили в автомобили с открытым верхом украшенными гирляндами из цветов, и торжественная кавалькада поехала по улице Горького. На всём пути следования торжественной колонны вдоль улицы стояли тысячи жителей, а над ними в небе летали листовки с восхвалениями героев! Затем следовал торжественный приём в Кремле, на который Валерий Павлович Чкалов был приглашён со своей женой Ольгой и сыном Игорем. Приём был огромный! И вот на этом приёме произошёл такой случай. Чкалов окликнул своего сына. Он называл его «Игорюша». Сын посмотрел на отца, а тот кивком головы показал на Сталина. В это время Сталин держал в руке огромную сливу и жестом показывал, что он её сейчас мне сыну кинет, а я должен буду её поймать. Сливу сын поймал и тут же её съел. Тогда Валерий Павлович Чкалов сказал сыну: «Что ж ты эту сливу сразу-то съел!? Хотя бы до дома довёз???».

Валерий Павлович Чкалов садится в кабину биплана

Валерий Павлович Чкалов садится в кабину своего личного биплана У-2

Награды бывают разными, в том числе и не только для взрослых. Валерий Павлович Чкалов снова получил военную форму. Ему присвоили звание Комбриг НКВД, хотя никакой бригады у него в подчинении нет. Он по-прежнему числится лётчиком-испытателем на заводе N39. Однако у него становится всё меньше времени для испытаний новых самолётов. Он устал от постоянных рассказов о выдающемся перелёте, но он не имеет права отказаться от встреч с трудящимися, краснофлотцами и красноармейцами. Таков долг народного героя – никуда не денешься. Около одного года Валерий Павлович Чкалов был депутатом Верховного Совета, а его жена помогала ему в этом деле. Она вела связанную с этим бумажную часть работы. Так вот Чкалов за этот год провёл работу более чем по двумстам заявлениям и просьбам трудящихся, которые к нему обращались, и решил их проблемы! То есть он был человеком полностью преданным своему народу! Позже Чкалов написал статью, в которой говорилось: «Я слуга народа! Я народный избранник! Общение с народом, выполнение его требований – вот в чём смысл моей жизни». Валерий Павлович Чкалов вполне соответствовал назначению избранником народа. Он часто прилетал к себе на Родину, на своём личном самолёте У-2, который ему подарило правительство СССР. Он старался во всём отвечать вопросам и чаяньям своих земляков! Однако шёл 1938-й год. Начали арестовывать людей, которых Валерий Павлович Чкалов хорошо знал. Например, Чкалов выступил в защиту журналиста Бабушкина. Он сказал, что он его хорошо знает и ручается за него. Однако ему в НКВД сказали, что Вы летаете, и летайте, а мы своё дело знаем! Жена Чкалова спрашивала у него, что происходит? А Чкалов ей отвечал: «Молчи

Опытный истребитель И-180 на котором разбился Валерий Павлович Чкалов

Опытный истребитель И-180 на котором разбился Валерий Павлович Чкалов

Рано утром 15-го декабря 1938-го года Валерий Павлович Чкалов приехал на Ходынский аэродром. Ему предстояло проводить испытания нового истребителя «И-180» на его взлётные качества. Полётное задание предписывало пролететь один круг и сесть на аэродром. Далее события происходили так. Чкалов произвёл взлёт, затем, как положено, начал выполнять полёт по «коробочке». Полётное задание он выполнил. Далее он должен был совершить посадку на аэродром, но в нарушение полётного задания Чкалов решил сделать ещё один круг. Во время возвращения, над Москвой-рекой Чкалов начал увеличивать обороты двигателя, но двигатель неожиданно заглох. Так бывало и на земле. Очевидцы видели, как топливо горело снаружи в воздухе, и за самолётом стелился шлейф чёрного дыма. Валерий Павлович Чкалов настойчиво пытался запустить двигатель, но это ему не удалось. Выход был один – планировать на аэродром и с планирования приземлиться. Он до последнего момента пытался спасти самолёт!

Экипаж Валерия Павловича Чкалова в Америке

Экипаж Валерия Павловича Чкалова в Америке

Жизнь Валерия Павловича Чкалова была и звёздной и в тоже время сложной. Дело в том, что даже если бы Чкалов и не разбился при испытаниях И-180, то всё равно летать бы ему осталось в пределах максимум 3-х лет потому, что к этому времени у него уже было зрение два диоптрия. Учитывая увеличившиеся скорости истребителей и возросшие перегрузки, скорее всего его бы списали с лётной работы. Комиссия под руководством прославленного лётчика М.М.Громова (смотри статью «Михаил Михайлович Громов»), дважды расследовавшая гибель Чкалова, пришла к однозначному выводу. Валерий Павлович Чкалов нарушил полётное задание. Почему он пошёл на второй круг, зная, что мотор недоработан и может отказать в любой момент? В нашей памяти Валерий Павлович Чкалов остался как необычный лётчик, который пытался выходить за пределы возможного, нарушая правила и приказы для того, чтобы внести новизну в лётное дело! Такой характер был у Чкалова, такая судьба!

Экипаж совершивший первый в истории беспосадочный перелёт из Москвы в Америку через Северный Полюс Командир В.П.Чкалов (в центре) второй пилот Г.Ф.Байдуков (слева) штурман А.В.Беляков (справа)

Экипаж совершивший первый в истории беспосадочный перелёт из Москвы в Америку через Северный Полюс Командир В.П.Чкалов (в центре) второй пилот Г.Ф.Байдуков (слева) штурман А.В.Беляков (справа)

Однако, чтобы приблизиться к разгадке гибели Валерия Павловича Чкалова необходимо проследить определённые детали событий и фактов, связанных с его жизнью и его последним полётом. Начнём с того, что весной 1938-го года произошёл мало известный факт, после которого жизнь Валерия Павловича Чкалова могла круто измениться. По свидетельствам родных и близких лётчика, сам Сталин вызвал Чкалова на беседу в Кремль, где предложил должность председателя Народных Комисаров Внутренних Дел (НКВД). Такое неожиданное назначение могло стать очень неординарным. Дело в том, что тогда знаменитому лётчику Чкалову буквально только вчера исполнилось всего 34 года, и при этом у него не было опыта руководителя. Фактически – это было предложение народному герою и любимцу возглавить РАССТРЕЛЬНОЕ ведомство!? Такое предложение могло быть только ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТРИГОЙ. Валерий Павлович Чкалов, конечно, ОТКАЗАЛСЯ от этой должности, и после этого жить ему оставалось всего лишь полгода.

Запись из служебной записки: «Довожу до вашего сведения, что, не доходя до аэродрома полтора километра с высоты около 100 метров экспериментальный образец самолёта И-180, управляемый лётчиком-испытателем Валерием Павловичем Чкаловым сделал вираж влево и скрылся за постройкой. Самолёт обнаружен на территории дровяного склада, Магистральная улица дом 13. При снижении он зацепил и оборвал провода и развернувшись врезался в кучу дровяных отходов. При ударе Чкалова выбросило на 10-15 метров вперёд вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолёта разбита. Товарищ Чкалов был тотчас же взят ещё ЖИВЫМ работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через 40 минут, не приходя в сознание».

Экипаж совершивший первый в истории беспосадочный перелёт из Москвы в Америку через Северный Полюс Командир В.П.Чкалов (в центре) второй пилот Г.Ф.Байдуков (слева) штурман А.В.Беляков (справа)

Экипаж совершивший первый в истории беспосадочный перелёт из Москвы в Америку через Северный Полюс Командир В.П.Чкалов (в центре) второй пилот Г.Ф.Байдуков (слева) штурман А.В.Беляков (справа)

Правительственная комиссия, проводившая расследование по факту гибели Валерия Павловича Чкалова сделала СТАНДАРТНЫЙ для того времени вывод – «преступная халатность», из которой вытекало – «сознательное вредительство». После этого все кто так или иначе был причастен к этому роковому полёту, сначала были посажены в тюрьму, а потом РАССТРЕЛЯНЫ??? Формально можно конечно всё списать на 1938-й год, когда не то, что за аварию, а за неправильно закрученный винт можно было получить 58-ю статью – расстрел??? Катастрофы самолётов никогда НЕ происходят по ОДНОЙ ЕДИНСТВЕННОЙ причине. Непосредственно перед самим роковым полётом Валерия Павловича Чкалова в техническом журнале по предполётной подготовке самолёта И-180 было записано 49 замечаний??? Учитывая этот факт можно сказать, что гибель Валерия Павловича Чкалова НЕ была следствием ошибки какого-то одного человека и была НЕ случайной.

Монумент в США в честь перелёта экипажа Валерия Павловича Чкалова в город Ванкувер

Монумент в США в честь перелёта экипажа Валерия Павловича Чкалова в город Ванкувер

В 1975-м году в США в Ванкувере был открыт памятник первому беспосадочному перелёту в Америку через Северный Полюс, осуществлённому экипажем Валерия Павловича Чкалова. На открытии монумента, посетителям раздавали буклеты, в которых было написано напротив каждого члена чкаловского экипажа, когда он родился и вся остальная информация о нём. Так вот напротив Чкалова была надпись, сначала тоже дата рождения и так далее, а в конце, «УБИТ» 15-го декабря 1938-го года». Дело в том, что если просмотреть все АРХИВНЫЕ материалы, имеющиеся по поводу гибели Валерия Павловича Чкалова, то станет очевидно, что о неготовности И-180 к вылету знали все – от рядового авиатехника до Сталина, в том числе и ставший к этому моменту начальником НКВД Лаврентий Берия!? Несмотря на это полёт состоялся???

За три дня до катастрофы И-180, то есть 12-го декабря 1938-го года Берия отправил служебное письмо сразу по трём адресам: Сталину, Молотову и Ворошилову. В этом служебном письме говорилось: «Распоряжением директора завода НКОП N156, Усачёва, на центральный аэродром вывезен с наличием 49-ти дефектов, отмеченных протоколом отдела технического контроля новый истребитель И-180. На машине нет ни одного паспорта. Однако под натиском директора завода Усачёва, Яковлев (смотри статью «Александр Сергеевич Яковлев») подписал паспорт на крылья самолёта. Получается, что Берия открыто, предупреждал руководство страны о том, что испытания И-180 грозят гибелью Валерию Павловичу Чкалову и ждал ответа. Но Кремль ответил МОЛЧАНИЕМ.

АНТ-25 экипажа Валерия Павловича Чкалова после посадки в США

АНТ-25 экипажа Валерия Павловича Чкалова после посадки в США

15-го декабря 1938- го года перед тем как выпустить самолёт И-180 в испытательный полёт Усачёв позвонил наркому оборонной промышленности Л.М.Кагановичу и сказал, что в 12 часов  58 минут самолёт делает пробный полёт. Каганович дал на это согласие. Обратим внимание, что директор завода Усачёв попросту обманывает, что самолёт взлетел, а Каганович даёт согласие не на вылет самолёта, а на уже «взлетевший» самолёт??? То есть получается, что в Кремле забыли о предупреждении Берии, что Валерию Павловичу Чкалову угрожает смертельная опасность!? Но такое НЕВОЗМОЖНО. Учитывая обстановку 1938-го года, так называемую «борьбу с вредительством», когда расстрелять, могли только за одну из недоделок на самолёте, поведение Усачёва было бы странным без соответствующей поддержки сверху. Не мог же он добровольно по собственному желанию затягивать петлю на собственной шее. С учётом зафиксированных 49-ти замечаний по техническому состоянию И-180, Усачёв имел все возможности не просто отложить испытания самолёта, но и вообще их отменить! Следовательно, Усачёв является одним из виновников гибели Валерия Павловича Чкалова. Также конструктор И-180, Н.Н.Поликарпов (смотри статью «Николай Николаевич Поликарпов») скрывал от Чкалова настоящее техническое состояние самолёта.

АНТ-25 экипажа Валерия Павловича Чкалова в США

АНТ-25 экипажа Валерия Павловича Чкалова в США

Современники вспоминали, что Сталин был вообще очень неравнодушен к авиаторам, а к таким как Чкалов особенно. Также вождь относился с большой симпатией к Сигизмунду Александровичу Леваневскому, который принимал участие в спасении челюскинцев. После того как при попытке перелететь в Америку через Северный Полюс, Леваневский погиб, лётчиком N1 стал Валерий Павлович Чкалов. Именно Сталин перевёл Чкалова в авиационную промышленность. Также именно Сталин назначил Чкалова в 1936-м году командиром экипажа рекордного по дальности перелёта по маршруту Москва — Петропавловск-Камчатский, который он осуществил вместе с Г.Ф.Байдуковым и А.В.Беляковым, пролетев за 56 часов почти 10 000 км. После перелёта на остров Удд, Сталин пригласил всех членов экипажа вместе с их семьями на свою дачу в Сочи. А когда в следующем году Валерий Павлович Чкалов установил следующий рекорд, перелетев через Северный Полюс в США, вождь устроил лётчикам такой приём, какого до того не видел никто!

С этого дня Валерий Павлович Чкалов стал легендой не только в СССР, но и во всём Мире! Кинозвёзды из Голливуда не стеснялись гоняться за автографом Чкалова. После возвращения Чкалова из Америки, Сталин требовал, чтобы Валерий Павлович присутствовал на всех значимых торжественных мероприятиях. К примеру, в 1938-м году на торжественном приёме папанинцев сразу после Сталина выступил Чкалов! Валерий Павлович Чкалов превозносил Сталина! Даже в тот день, когда Чкалов совершал свой последний полёт, Валерий Павлович хотел порадовать вождя, тем более, что через три дня должен был быть День Рождения Сталина! Испытательный полёт И-180 должен был проходить по строго определённому маршруту, только над Ходынским полем на высоте 600 метров. Но Чкалов отклонился от установленного маршрута и сделал круг над дачей Сталина.

АНТ-25 экипажа Валерия Павловича Чкалова в Америке

АНТ-25 экипажа Валерия Павловича Чкалова в Америке

Особое отношение Сталина к Валерию Павловичу Чкалову подтверждают и факты из самой биографии Чкалова. Например, не все знают, что Чкалов трижды садился в тюрьму. Однако каждый раз кто-то могущественный его оттуда вытаскивал. До 1937-го года во всех анкетах Чкалов писал «БЕСПАРТИЙНЫЙ», а потом «СОЧУВСТВУЮЩИЙ». Но дело в том, что в СССР никто и никогда не мог достичь больших высот с такой характеристикой. Как известно, чтобы стать членом ВКП(б) нужно было пройти определённый путь и ещё заслужить зачисление в ряды ВКП(б)! Однако после первого в Мире беспосадочного перелёта в Америку через Северный Полюс, Валерия Павловича Чкалова зачисляют в члены ВКП(б) БЕЗ КАНДИДАТСКОГО стажа, а это было в обход всех тогдашних партийных норм! Скорее всего это произошло потому, что Сталин уже тогда собирался выдвинуть Чкалова на так называемую руководящую должность. В том же 1937-м году Валерия Павловича выбрали в Верховный Совет СССР, и он стал членом Совета Национальностей.

АНТ-25 экипажа Валерия Павловича Чкалова в Америке

АНТ-25 экипажа Валерия Павловича Чкалова в Америке

Некоторое время после входа в советскую партийную элиту  Валерий Павлович Чкалов был так называемой «протокольной фигурой». Но он обладал прямым характером и не терпел лжи и фальши, а также делал много такого, что не устраивало тогдашнее руководство страны, соответственно он плохо вписывался в отведённые ему рамки и часто был фигурой раздражающей. Например, Сталину крайне не понравилось отношение лётчика к судебному процессу, связанному с Бухариным и Рыковым. Чкалов при всех заявил Сталину, что соратники Ленина не могут быть «врагами народа». Также вождю народов совсем не нравилось, что знаменитый лётчик всё время хлопотал о своих репрессированных друзьях. Однажды один из таких разговоров закончился тем, что Валерий Павлович Чкалов вышел из кабинета Сталина, громко хлопнув дверью, да так громко, что у секретарши с колен слетела папка! Но и до того к Чкалову за защитой приходили просто посторонние люди и он брал на себя миссию по защите их прав и отстаивал людей! К тому же Сталин вряд ли забыл выходку Чкалова, когда тот пил с ним на брудершафт на приёме в Кремле.

Валерий Павлович Чкалов в СССР на праздновании первого в истории человечества перелёта через Северный Полюс в Америку на самолёте АНТ-25

Валерий Павлович Чкалов в СССР на праздновании первого в истории человечества перелёта через Северный Полюс в Америку на самолёте АНТ-25

Всё это вместе характеризует Чкалова как человека отважного и даже отчаянного, но, несмотря на это именно ему, Сталин оказывает высочайшее доверие и предлагает возглавить НКВД! В это время Политбюро желает отстранить от руководства НКВД, алкоголика Николая Ивановича Ежова и покончить с ним. По мнению правительства, Валерий Павлович Чкалов подошёл бы на должность руководителя НКВД по всем статьям, а помощником у него был бы Берия. Но Валерий Павлович Чкалов наотрез отказался от такого предложения! Он понимал, что если даст согласие стать начальником НКВД, то он будет вынужден взять в руки «топор» и тогда он войдёт в историю не как всемирно известный лётчик, а как палач. Что тогда происходило в стране, Чкалов знал хорошо! Многие его друзья уже сидели в тюрьме, как например авиаконструктор А.Н.Туполев (смотри статью «Андрей Николаевич Туполев»), а многие даже расстреляны. По воспоминаниям близких с момента отказа стать начальником НКВД, Чкалов  спал с пистолетом под подушкой. Вдобавок ко всему, после предложения стать начальником НКВД у Валерия Павловича Чкалова появились ещё два врага, которым он мешал в равной степени. Ежов пока ещё занимал пост начальника НКВД, а Берия хотел подсидеть начальника. Ежов доживал последние дни, а Берия уже примерял китель наркома.

По всей видимости, Ежова погубили и пристрастие к алкоголю и интриги. Вдобавок к этому, по утверждению очевидцев, Сталину приглянулась рыжеволосая, сероглазая красавица жена Ежова, Евгения. Однако жена Ежова отвергла притязания Сталина, хотя и не любила своего сильно пьющего мужа! После этого Сталин стал настаивать на том, чтобы Евгения вышла за него замуж. В ответ на это Евгения стала демонстративно встречаться с Валерием Павловичем Чкаловым, появляясь с ним даже на людях. Была ли в этих отношениях любовь, точно сказать нельзя, но то, что в тридцатичетырёхлетнего лётчика героя были влюблены многие известные женщины, это факт! Берия понимая, что Сталин был сильно уязвлён отказом жены Ежова, мог воспользоваться ситуацией и посодействовать решению своих проблем на этой основе. Роман жены Ежова с Валерием Павловичем Чкаловым начался за неделю до катастрофы.

Валерий Павлович Чкалов со своей семьёй в СССР на праздновании первого в истории человечества перелёта через Северный Полюс в Америку на самолёте АНТ-25

Валерий Павлович Чкалов со своей семьёй в СССР на праздновании первого в истории человечества перелёта через Северный Полюс в Америку на самолёте АНТ-25

В акте комиссии по расследованию катастрофы И-180 сказано: «Отказ мотора вызван его переохлаждением и ненадёжной конструкцией управления газом. Судя по обстановке катастрофы лётчик до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть вне площадки занятой жилыми домами». В этом документе сказано ещё много чего. Также в нём сказано, что самолёт, мотор, винт, карбюратор были ОПЫТНЫМИ образцами и до этого в воздухе НЕ проверялись??? Вдобавок ко всему, на самолёте отсутствовала система регулируемого охлаждения, без которой любой полёт тем более первый вылет в морозный день, когда за бортом минус 25 градусов, был чрезвычайно опасен! Также не забываем, что И-180, Валерия Павловича Чкалова, был выпущен в полёт с 49-тью НЕ устранёнными дефектами. Из акта комиссии по расследованию катастрофы И-180: «Комиссия, опросив 25 человек, включая Поликарпова – главного конструктора самолёта, его заместителей, начальника ОТК, ведущих инженеров и других сотрудников, ответственных за полёт, не смогла выявить лиц ПЕРСОНАЛЬНО ответственных за принятие решения об окончательной готовности самолёта и экипажа к полёту.

Валерий Павлович Чкалов со своей семьёй

Валерий Павлович Чкалов со своей семьёй

С самолётом И-180, на котором погиб Валерий Павлович Чкалов, с самого начала всё шло не так. Макетная комиссия сразу заявила, что представленная винтомоторная группа неудовлетворительна и в моторе недостаёт некоторых важных узлов. Работник опытного завода N29 в Запорожье, на котором был изготовлен этот двигатель, Гинсбург, сразу после катастрофы написал в пояснительной записке, что был направлен в Москву для оказания помощи заводу по эксплуатации мотора. По прибытии после осмотра двигателя Гинсбург был крайне обеспокоен тем, что с мотора была СНЯТА ЛЕВАЯ БЕНЗИНОВАЯ ПОМПА??? Ему объяснили, что это сделано для уменьшения веса машины??? Тогда Гинсбург заявил, что завод снимает с себя ответственность за работу двигателя, если помпа не будет возвращена на место! Но на И-180, на котором полетел в свой последний полёт Валерий Павлович Чкалов, левая бензиновая помпа так и НЕ была возвращена??? Кроме этого без разрешения Запорожского завода в мотор было внесено ещё несколько конструктивных изменений, НЕ предусмотренных заводской конструкцией???

Валерий Павлович Чкалов рядом с самолётом

Валерий Павлович Чкалов рядом с самолётом

До 15-го декабря 1938-го года мотор был опробован всего в течение 6-ти часов 25-ти минут, причём, только на земле. Во время второй рулёжки сломалась тяга нормальным управлением газа двигателя. Однако при этом рулёжку признали удовлетворительной и подписали акт приёмки??? К утру 14-го декабря старую тягу заменили на усиленную. И уж совсем необъяснимым является тот факт, что Валерий Павлович Чкалов совершал этот испытательный полёт с ЗАКОНТРЕННЫМИ СТОЙКАМИ ШАССИ, то есть убирающееся шасси НЕ могло быть убрано в полёте, даже в случае крайней необходимости??? В своих воспоминаниях Г.Ф.Байдуков рассказывал: «Я хорошо помню, что главный конструктор Н.Н.Поликарпов, человек способный чётко формулировать и объяснять разные явления, связанные с катастрофами, НЕ мог внятно ответить 17-го декабря 1938-го года членам правительственной комиссии на поставленные ясно вопросы???»

Рычаг управления убиранием шасси законтрили так, что даже в чрезвычайно опасных обстоятельствах лётчик-испытатель, Валерий Павлович Чкалов НЕ смог бы использовать достаточно эффективную возможность по уменьшению лобового сопротивления самолёта и тем самым увеличить его подъёмную силу. Если бы в критической ситуации у Чкалова была бы возможность убрать шасси, то он смог бы дотянуть 500 метров до поля аэродрома. Существует ещё один примечательный факт. 23-го ноября 1938-го года Поликарпов, Тамашевич и Яровицкий сообщили главному инженеру, что в изготовленных крыльях имеются ТРЕЩИНЫ. Соответственно полёт можно проводить только с ограниченными перегрузками, то есть проще сказать на самолёт были установлены НЕЛЁТНЫЕ КРЫЛЬЯ???

Валерий Павлович Чкалов лётчик-испытатель

Валерий Павлович Чкалов лётчик-испытатель

Недостатки самолёта можно перечислять и дальше, но дело не только в этом, а ещё и в том, что о них ЗНАЛИ ВСЕ!? Здесь нужно сказать, что если бы Сталин захотел избавиться от своего БЫВШЕГО любимчика Валерия Павловича Чкалова, то он смог бы легко это сделать, уготовив ему такую же участь как Тухачевскому, Блюхеру и Якиру. По-видимому, Сталин просто закрыл глаза на сгущающиеся тучи над Валерием Павловичем Чкаловым. Известно, что весной 1938-го года Сталин решил снять с поста НКВД, Николая Ивановича Ежова. Это становится известно самому Ежову. Кандидатура Чкалова на пост председателя НКВД, для Берии и Ежова оказались как гром среди ясного неба! Одному она перечёркивала саму жизнь, другому карьеру. Однако Чкалов ОТКАЗАЛСЯ от поста председателя НКВД и тем самым окончательно потерял всякую поддержку вождя. С этого момента жизнь знаменитого лётчика висела на волоске.

После этого в жизни Валерия Павловича Чкалова произошёл ещё один такой очень значимый показательный факт. За несколько недель до гибели ему, как заядлому охотнику подарили охотничьи патроны, которыми он просто НЕ успел воспользоваться. Подарок вручил незнакомый семье человек. Эти патроны оказались, мягко говоря, очень СТРАННЫМИ! Сын Валерия Павловича Чкалова, Игорь рассказывал: «Когда у охотника при выстреле происходит осечка, я сам занимался охотой, любой охотник быстро переламывает ружьё, чтобы поменять патрон и успеть убить цель. Так вот эти патроны при переламывании ружья стреляли обратно в самого охотника??? Мать позвонила в приёмную Берии. Это была уже весна 1939-го года. Тут же приехал порученец забрал эти патроны и сказал, что очень хорошо, что Вы сдали их, мы разберёмся, это очень важно, мы вам сообщим. Вот сообщают до сих пор???».

Валерий Павлович Чкалов лётчик-испытатель

Валерий Павлович Чкалов лётчик-испытатель

В 1938-м году 25-го ноября указом Президиума Верховного Совета СССР, Ежов отстранён от должности Наркома Внутренних Дел СССР. А ровно за неделю до гибели Валерия Павловича Чкалова, 8-го декабря 1938-го года вышел указ о назначении Наркомом внутренних Дел, Л.П.Берии. Здесь следует ещё раз вспомнить служебную записку Берии, которую он отправил Сталину 12-го декабря. В ней говорилось, что под давлением директора завода Усачёва самолёт сдан в полёт с 49-ю дефектами и это может вызвать катастрофу самолёта. То есть на первый взгляд новый нарком проявляет, чуть ли не героическую заботу о жизни Валерия Павловича Чкалова, предупреждая правительство СССР о возможных последствиях. И 12-го декабря полёт отменяют. А 15-го декабря всё тот же Усачёв даёт приказ на взлёт. Можно подумать, что за три дня все 49 дефектов были устранены??? Явно НЕТ!

Монумент на месте падения самолёта И-180 Валерия Павловича Чкалова

Монумент на месте падения самолёта И-180 Валерия Павловича Чкалова

Подтверждением не готовности самолёта к вылету является ещё один документ. 16-го августа 1938-го года Нарком Оборонной промышленности Л.М.Каганович подписал Приказ о подготовке самолёта к испытаниям. В этом документе изложены мягкие, обтекаемые формулировки по второстепенным работам, к тому же касающиеся в основном смежников. Самолёт И-180, который должен был испытывать Валерий Павлович Чкалов, НЕ состоял в перспективных планах оборонной промышленности. Соответственно не требовалось спешить с его сдачей именно в 1938-м году. Берия, будучи опытным политиком, понял, что теперь судьба Валерия Павловича Чкалова больше НЕ интересует Сталина. К тому же Берия понимал, что заступив на должность ещё только «исполняющего» обязанности наркома, да ещё и всего лишь 8-го декабря 1938-го года, его позиция на этом посту при живом Чкалове ещё не столь крепка. Поэтому была разыграна ситуация, когда полёт Валерия Павловича Чкалова запрещался только на один день, именно на 12-е декабря. А Приказ можно было истолковать так, что во все остальные дни вылет разрешён. А для прикрытия полёта 15-го декабря уже был выбран крайним, директор завода Усачёв. В служебном письме в Кремль говорилось: «Директор завода Усачёв проводил вредную, недопустимую и ничем не оправданную спешку в подготовке машины к вылету…, командуя непосредственно техником И-180, через головы его начальников, создавал безответственное отношение людей к своей работе».

Дом музей Валерия Павловича Чкалова

Дом музей Валерия Павловича Чкалова

Людей, которые, так или иначе, были причастны к подготовке к полёту Валерия Павловича Чкалова на И-180 или свидетелей знавших детали этого полёта, убирали так тщательно, что не пощадили даже своих??? Так были расстреляны личный охранник Чкалова и два офицера НКВД, засидевшиеся допоздна у Чкалова накануне полёта??? На следующий день после катастрофы был выброшен из электрички ведущий инженер по проекту И-180, Лазарев. Арестованный начальник Главка авиационной промышленности, Беляйкин, отсидевший пятилетний срок, убит при загадочных обстоятельствах на следующий день после выхода из тюрьмы??? Никто не знает, куда исчез в день испытаний бортмеханик самолёта, Курагин. А во время массовых арестов в авиационной промышленности схватили даже заведующего отделом, некоего В.Чкалова, которого тоже расстреляли???

Общее количество репрессированных по делу Валерия Павловича Чкалова составило 60 человек. Это были почти все, кто находился рядом с Валерием Павловичем Чкаловым в последние месяцы его жизни. После гибели Чкалова самолёт И-180 ещё долго проходил доработку и испытания, но так и не пошёл в серию. Все три лётчика, которые продолжили испытания И-180, погибли во время выполнения своего долга.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

При участии проекта Сайт С Нуля
Яндекс.Метрика