Владимир Константинович Коккинаки

Владимир Константинович Коккинаки генерал-майор Дважды Герой Советского Союза

Владимир Константинович Коккинаки генерал-майор Дважды Герой Советского Союза

Лётчик-испытатель, Дважды Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, лауреат Ленинской Премии, Владимир Константинович Коккинаки прославил нашу страну своими подвигами в НЕБЕ! Коккинаки испытал 70 различных типов самолётов! Последним самолётом, испытанным Владимиром Константиновичем стал флагман советской пассажирской авиации Ил-62. Коккинаки стал 20-тикратным РЕКОРДСМЕНОМ МИРА, кавалером 16-ти орденов, а так же медалей! Если говорить об авиации во времена её бурного развития в нашей стране, об установлении рекордов скорости, высоты и дальности полёта, о личностях олицетворяющих определённый этап, развития авиации, то вспоминается имя Владимира Константиновича Коккинаки. Он единственный из лётчиков-испытателей, кто начинал летать ещё на планерах, а заканчивал испытательскую работу на реактивных самолётах. С 1935-го года Владимир Константинович Коккинаки стал ведущим лётчиком-испытателем КБ С.В.Ильюшина (смотри статью «Сергей Владимирович Ильюшин»). Экипаж Коккинаки ПЕРВЫМ в МИРЕ в 1939-м году перелетел в Америку с Востока на Запад!!! Коккинаки ЕДИНСТВЕННЫЙ в СССР дважды Герой Советского Союза, получивший звание дважды Героя в качестве ЛЁТЧИКА-ИСПЫТАТЕЛЯ!

Владимир Константинович Коккинаки

Владимир Константинович Коккинаки

Владимир Константинович Коккинаки родился 25-го июня 1904 года в Новороссийске. Родители Коккинаки являлись выходцами из Греции, переселившимися в Россию. Соответственно фамилия Коккинаки – это греческая фамилия. Семья состояла из отца, матери, 6-ти братьев и 1-й сестры. В то время в 1917-18 годах власть в городе неоднократно менялась, то приходили «белые», то «красные», то ещё кто-то. Чтобы в этих условиях выживать, семье Владимира Константиновича Коккинаки приходилось как-то выкручиваться. Позже в разговорах, например со своим зятем, Коккинаки и не скрывал, что приходилось добывать пропитание разными способами, в том числе и нелегальными. Например, однажды произошёл такой случай. Рядом с портом затонул корабль с мукой и они, зная, где он затонул, ныряли и доставали эту муку в мешках. Причём это было в довольно прохладное время года. В начале 1920-х годов в морском порту Новороссийска работала известная на весь порт бригада грузчиков греков. Лидерами этих грузчиков были братья Коккинаки. Их фотографии даже печатали в местных газетах! Пять братьев Коккинаки играли в футбольной команде морского порта, которая не раз становилась чемпионом Новороссийска! Владимир Константинович Коккинаки играл в качестве вратаря и был заводилой команды.

Владимир Константинович Коккинаки

Владимир Константинович Коккинаки

В мае 1925-го года Коккинаки забирают в армию. Там сначала он служил в пехоте. В это же время в Москве уже работала академия Н.Е.Жуковского (смотри статью «Николай Егорович Жуковский»), в которой простые дети рабочих и крестьян с нуля начинали создавать авиацию новообразовавшейся страны. На всю страну был провозглашён лозунг, «Молодёжь на самолёт!!!» и отправляются агитационные поезда. В 1927-м году, после возвращения со срочной службы в армии, в Новороссийске, именно Владимир Константинович Коккинаки сказал своим братьям: «Хватит таскать мешки, поехали учиться на лётчиков!». Сумел уговорить своих братьев пойти в авиацию и 5 братьев Коккинаки связали всю свою жизнь с военной авиацией. Один из братьев, Александр, погиб в Великую Отечественную войну. Другой брат, Валентин, погиб на испытаниях стратегического дальнего бомбардировщика В.М.Мясищева, «М4» (смотри статью «Владимир Михайлович Мясищев»). Ещё 2 брата, Павел и Константин прошли всю войну и служили в авиации и после войны, держа равнение на старшего брата. Жизнь старшего брата, Владимира Константиновича Коккинаки, стала неразрывным отражением истории становления и развития авиации в нашей стране! Сначала Владимир Константинович Коккинаки поступает в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, затем в Борисоглебскую лётную школу. В институте Коккинаки участвует в испытаниях И-16 и самолёта-звена. Он является обязательным участником легендарной красной пятёрки на всех авиационных парадах.

В феврале 1930-го года назначается на должность лётчика-инструктора истребительной авиации. В это же время он готовится к своему первому рекорду. Коккинаки обладал выдающейся способностью точно определять, где можно совершить рекорд. А рекорд нужен не ради рекорда, а для продвижения данного типа самолёта, для утверждения КБ и для повышения престижа страны. Для установления рекорда высоты Владимир Константинович Коккинаки запрашивал разрешение у Сталина и получил его. В 1930-х годах полёт на высоты свыше 9 000 метров представлял собой смертельно опасное занятие потому, что такие высоты не были изучены. Тогда в полёте на такие высоты лётчику предстояло бороться со страхом НЕИЗВЕДАННОГО! На повестке дня стоял вопрос, где предел возможностей человека? При поисках ответа на этот вопрос в 1875-м году погибли 3 французских аэронавта, поднявшихся на высоту 9 км. В 1927-м году погиб американский пилот Грэй, взлетевший на высоту 12 200 метров. В 1928-м году погиб испанский лётчик Моллас, достигнув высоты 11 000 метров.

Владимир Константинович Коккинаки после испытательного высотного полёта

Владимир Константинович Коккинаки после испытательного высотного полёта

Тот, кто бросал вызов высоте, шёл на огромный РИСК! Владимир Константинович Коккинаки это ЗНАЛ, поэтому он шёл на рекорд ПОЭТАПНО! Сначала вышел на высоту 10 000 метров и сразу ушёл с неё вниз. В следующий раз взлетел на эту же высоту, но пробыл на ней 10-15 минут, учитывая самочувствие и состояние организма. Затем вышел на высоту 11 000 метров и довёл пребывание  на ней до 2-х часов. Потом выход на следующую высоту. Так постепенно Коккинаки поднимался всё выше и выше. Сегодня полёты на высоты стратосферы и выше – это пройденный этап для человечества. Сегодня существуют скафандры и прочее оборудование, позволяющее это делать безопасно. В то время у Владимира Константиновича Коккинаки не было никакого специального обмундирования, на нём было только большое количество тёплой одежды и кислородная маска, но и она в то время была для лётчиков непривычной. Да и сам самолёт И-15, на котором Коккинаки установил Мировой рекорд высоты полёта маленький, деревянный, с открытой кабиной. Правда, рекордный И-15 имел отличия от серийного самолёта, в том числе, герметичную кабину. Так Владимир Константинович Коккинаки установил новый Мировой рекорд высоты полёта 14 575 метров, 21-го ноября 1935-го года, побив при этом рекорд итальянского лётчика Донати на 142 метра! Так мир узнал о советском отважном лётчике! После этого Владимира Константиновича Коккинаки в марте 1935-го года, как одного из лучших лётчиков, отправляют на завод N39 на должность ведущего пилота-испытателя в КБ С.В.Ильюшина (смотри статью «Сергей Владимирович Ильюшин»). Владимир Константинович Коккинаки провёл испытания всех без исключения самолётов КБ Ильюшина!

Владимир Константинович Коккинаки на фоне самолёта ЦКБ-26 испытания которого он проводил

Владимир Константинович Коккинаки на фоне самолёта ЦКБ-26 испытания которого он проводил

В то время испытания самолёта очень сильно отличались от того как они проводятся сегодня. Сейчас самолёт обставляется большим количеством датчиков, до нескольких сотен штук, показания которых записываются в процессе испытания и затем после полёта в спокойных лабораторных условиях эти показания разбираются. А в 1930-х годах во время испытательного полёта лётчик-испытатель сам определял технические характеристики того или иного самолёта. Так после испытательных полётов проведённых Владимиром Константиновичем Коккинаки, был запущен в серийное производство бомбардировщик «ЦКБ-26» (центральное конструкторское бюро), который впоследствии получил название «СБ» (скоростной бомбардировщик). Благодаря новым аэродинамическим формам, этому самолёту была уготована долгая лётная жизнь. По сути дела именно машина «СБ» на долгие годы вперёд предопределила концепцию построения аэродинамических форм будущих бомбардировщиков.

Самолёт СБ который испытывал Владимир Константинович Коккинаки

Самолёт СБ который испытывал Владимир Константинович Коккинаки

Именно на «СБ», Коккинаки демонстрировал высший пилотаж на майских праздниках в 1936-м году. На высоте 500-600 метров он выполнял крутые «Горки» и «Виражи», «Спирали», «Восьмёрки», а так же разогнав машину в горизонтальном полёте, выполнил подряд 3 «Петли Нестерова». Тогда на ДВУХМОТОРНОМ БОМБАРДИРОВЩИКЕ, Владимир Константинович Коккинаки продемонстрировал такие фигуры высшего пилотажа ВПЕРВЫЕ. Впечатления от этого полёта оказались настолько высоки, что в Кремле 2-го мая на совещании высшего государственного и военного руководства, Коккинаки разрешили проводить полёты на побитие мировых рекордов и дальше. После этого Владимир Константинович Коккинаки в течение нескольких месяцев установил на «ЦКБ-26» несколько мировых рекордов высоты полёта с коммерческой нагрузкой. Авиационные рекорды устанавливаются не ради самих рекордов, а ради того, чтобы определить возможности самолёта и для того, чтобы в дальнейшем применить эти возможности в новых самолётах.

В это время в 1930-х годах гремела слава Михаила Васильевича Водопьянова, спасшего «челюскинцев». Экипаж Валерия Павловича Чкалова (смотри статью «Валерий Павлович Чкалов») совершил первый полёт в Америку по кратчайшему пути, через Северный Полюс. Совершил свои рекордные перелёты М.М.Громов (смотри статью «Михаил Михайлович Громов»). Все они получили звание Героев Советского Союза. На одном из приёмов в Кремле, Сталин сказал тост за этих выдающихся лётчиков и добавил: «И за Владимира Константиновича Коккинаки, который случайно не попал в Герои Советского Союза, но который попадёт, я ему это предсказываю!».

Самолёт Владимира Константиновича Коккинаки впервые перелетевшего из Москвы в Америку с востока на запад на остров Мискоу 28.04.1939-го года Единственный предполётный снимок

Самолёт Владимира Константиновича Коккинаки впервые перелетевшего из Москвы в Америку с востока на запад на остров Мискоу 28.04.1939-го года Единственный предполётный снимок

В это время развитие авиации шло семимильными шагами!!! Коккинаки совершает рекордный перелёт на Дальний Восток. Тогда данный перелёт был очень важный. Дело в том, что в это время Япония уже готовилась вести боевые действия на Дальнем Востоке. А советские самолёты перевозились на Дальний Восток поездами. Такая перевозка занимала много времени, соответственно слишком задерживала ввод новой техники в дальневосточных авиа гарнизонах. Так Владимир Константинович Коккинаки на бомбардировщике «СБ» совершил перелёт на Дальний Восток в город Спасск-Дальний, находящийся рядом с Владивостоком. Расстояние 7 580 км он пролетел за 24 часа 36 минут. В этом полёте скорость существенно превысила мировые показатели того времени! Перелёт показал, что в случае начала боевых действий на Дальнем Востоке наши бомбардировщики могут перелететь с Запада на Восток меньше, чем за 2-е суток! Тогда родилось знаменитое выражение: «Если надо Коккинаки, долетит до Нагасаки!» В 1938-м году 17-го июля за этот перелёт Владимир Константинович Коккинаки получил звезду Героя Советского Союза!

Маршрут полёта Владимира Константиновича Коккинаки впервые из Москвы в Америку с востока на запад на остров Мискоу 28.04.1939-го года

Маршрут полёта Владимира Константиновича Коккинаки впервые из Москвы в Америку с востока на запад на остров Мискоу 28.04.1939-го года

Дальнейшим развитием бомбардировщика ЦКБ-26 стал, цельнометаллический ЦКБ-30. Возникла идея испытать его сверхдальним перелётом, в Америку. Коккинаки задумал лететь по кратчайшему пути, но не через Северный Полюс, а по ДУГЕ БОЛЬШОГО КРУГА. Рано утром 28-го апреля 1939-го года тяжело загруженная машина в составе экипажа во главе с командиром Владимиром Константиновичем Коккинаки и штурманом Михаилом Харитоновичем Гордиенко взлетела с подмосковного Щёлковского аэродрома и взяла курс на Нью-Йорк. Самолёту было присвоено название «Москва». На самолёте ЦКБ-30 был установлен автопилот, но на подходе к Финляндии он отказал, и остальную большую часть пути экипажу пришлось лететь вручную. Это было время, когда в апреле 1939-го года над Европой уже нависла угроза фашизма. К этому времени уже была побеждена испанская республика, в которой воевали советские лётчики. Разгорался пожар Второй Мировой войны.

Самолёт Владимира Константиновича Коккинаки и Михаила Харитоновича Гордиенко после нештатной посадки в Америке на острове Мискоу

Самолёт Владимира Константиновича Коккинаки и Михаила Харитоновича Гордиенко после нештатной посадки в Америке на острове Мискоу

Перелёт в Америку с Востока на Запад проходил в таких условиях. Сам самолёт ЦКБ-30 был НЕ ГЕРМЕТИЧНЫМ. Полёт проходил на высотах от 5 000 метров до 9 000 метров, соответственно экипажу Владимира Константиновича Коккинаки приходилось лететь только с применением КИСЛОРОДНЫХ масок. Температура в кабине равнялась температуре за бортом! Взятый с собой в полёт апельсин стал таким твёрдым, что им можно стало забивать гвозди. Запаса кислородных баллонов до конца полёта не хватило, когда кончился кислород Коккинаки, вынужден был снижаться на меньшую высоту. При полёте в Америку из Европы почти постоянно дуют встречные ветра, поэтому время в полёте увеличивается почти на треть. Наступила ночь. По радио экипажу передали, что всё восточное побережье Америки по ПОГОДНЫМ условиям ЗАКРЫТО и ни один аэродром не принимает. Экипажу Владимира Константиновича Коккинаки пришлось совершить вынужденную посадку на маленьком острове Мискоу в заливе Святого Лаврентия в Канаде. При посадке шасси были сломаны, но остальной корпус ЦКБ-30 весь остался цел. Американская пресса с восторгом писала о выдающемся перелёте советской авиации. От Москвы до Мискоу экипаж долетел за 22 часа 56 минут, пролетев 8 000 км в общем и 6 500 км по прямой.

Владимир Константинович Коккинаки и Михаил Харитонович Гордиенко в Америке по случаю празднования их перелёта в Америку с востока на запад

Владимир Константинович Коккинаки и Михаил Харитонович Гордиенко в Америке по случаю празднования их перелёта в Америку с востока на запад

В 1959-м году по маршруту, проложенному экипажем Владимира Константиновича Коккинаки, начнутся регулярные беспосадочные рейсы Москва—Нью-Йорк и обратно! Этот воздушный маршрут в Америку и обратно используется и СЕГОДНЯ!!! В 1965-м году Владимир Константинович Коккинаки за этот перелёт был награждён Бриллиантовым Ожерельем – цепь пионера розы ветров, как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой. Он ЕДИНСТВЕННЫЙ отечественный лётчик, удостоенный этой награды!!! Но Бриллиантовым Ожерельем Коккинаки был награждён позже, а тогда 11-го июня 1939-го года его награждают 3-м Орденом Ленина и медалью За Отвагу – это единственный случай, когда за один подвиг вручили 2-е награды. Однако перелёт в Америку СТОИЛ ТОГО!!! Владимир Константинович Коккинаки до конца своей жизни считал его САМЫМ ТРУДНЫМ в своей лётной практике! Ещё одним результатом этого полёта стало подтверждение высоких технических характеристик наших серийных бомбардировщиков. По возвращению из Америки экипаж Коккинаки был встречен БУРНЫМ ЛИКОВАНИЕМ народа!!! Десятки тысяч москвичей вышли на улицы!!! Народ переполняла гордость, что у нас есть ТАКИЕ ЛЮДИ как Владимир Константинович Коккинаки, и мы УМЕЕМ ДЕЛАТЬ такие машины!!!

Однако в это время многие понимали, что время для ликования уже не самое лучшее потому, что в воздухе витает начало войны. К таким понимающим относился и выдающийся авиаконструктор С.В.Ильюшин. Он был УВЕРЕН, что война с Германией НЕИЗБЕЖНА. Поэтому он всеми силами старался создать самолёт, отличный от тех, которые имелись в советской армии, на тот момент. Ил-2 рождался тяжело. Ведущий инженер НИИ ВВС прямо сказал, что опыта создания таких машин нет и, по его мнению, нам такая машина не нужна. Началась борьба мнений. Но С.В.Ильюшин продолжил создание Ил-2. Он знал, что немецкие авиаконструкторы и рабочие в это время разрабатывают лучшие образцы боевой авиатехники и добиваются в этом очень серьёзных результатов! На таких самолётах, которые были у немцев, можно будет идти на завоевание жизненного пространства!

Штурмовик Ил-2 который испытывал Владимир Константинович Коккинаки А после войны его прославил

Штурмовик Ил-2 который испытывал Владимир Константинович Коккинаки А после войны его прославил

А в это время Ильюшина пытаются отстранить от конструкторской работы. Для того, чтобы этого не произошло, Владимир Константинович Коккинаки дошёл до наркома обороны К.Е.Ворошилова и добился того чтобы Ильюшина оставили авиаконструктором. Но целый год для работы над Ил-2 перед войной, 1940-й, был потерян. Коккинаки лично неоднократно бывал у Сталина, очень хорошо его знал и консультировал Сталина по вопросам авиации. Однажды Ворошилов подошёл к Коккинаки и спросил, что он думает о штурмовике Ил-2? Владимир Константинович Коккинаки ответил, что Ил-2 машина отличная и главное нужная, но под её серийное производство отдали какую-то бывшую кроватную фабрику, на которой невозможно наладить нормальное производство такого самолёта. Для производства Ил-2 необходим настоящий крупный авиазавод и выпускать его надо массово, большой серией. Ворошилов выслушал мнение лётчика-испытателя.

И вот на приёме в Кремле 1-го Мая 1941-го года Сталин обходит всех присутствующих и здоровается со всеми, а Коккинаки проходит мимо и не подаёт руки. Владимир Константинович сразу задумался, в чём дело, почему Сталин с ним не поздоровался, хотя недавно накануне они так благополучно и прекрасно общались. Коккинаки отошёл в сторону, глубоко задумался, ещё раз встретился взглядом со Сталиным, и ни какого к нему внимания. Потом Владимир Константинович Коккинаки догадался, видимо Ворошилов рассказал об их разговоре на счёт Ил-2 и КРИТИКУ по поводу выделенной для производства этого самолёта бывшей кроватной фабрики.

Лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки и генеральный конструктор Сергей Владимирович Ильюшин (в центре) обсуждают рабочие моменты по конструкции штурмовика Ил-2

Лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки и генеральный конструктор Сергей Владимирович Ильюшин (в центре) обсуждают рабочие моменты по конструкции штурмовика Ил-2

В 1941-м году 22-го июня началась Великая Отечественная война. Она началась именно с применения АВИАЦИИ, с бомбардировок советских городов. Поздно вечером 28-го июня 1941-го года на квартире Коккинаки раздался телефонный звонок и его попросили срочно приехать в Политбюро, машина будет у вашего подъезда через 15 минут! Владимир Константинович подумал, в чём же дело, ведь накануне его так холодно приняли на Первомайском банкете в Кремле. Когда Владимир Константинович Коккинаки прибыл в Кремль и вошёл в кабинет Сталина, тот встал из-за стола, подошёл к нему, крепко пожал ему руку и потрогал за бицепс. Затем обращая внимание всех присутствующих на заседании членов Политбюро, говорит: «Вот если бы такие бицепсы были у всего нашего народа, как у Коккинаки, нам была бы не страшна эта война, которая началась». Владимир Константинович Коккинаки, очень много раз встречался и разговаривал со Сталиным и говорил, что Сталин его понимал. Коккинаки был убеждён, что ему удалось убедить Сталина по многим авиационным вопросам. Например, он считал своей заслугой тот факт, что на Ил-2 вернули стрелка, который защищал штурмовик с задней полусферы, и подобных примеров было много.

Серийное производство Ил-2 перевели в Куйбышев (сегодня Самара). На завод стали приходить телеграммы со словами, что теперь Ил-2 нужны нашей стране как хлеб, как воздух! Во время войны было произведено около 44 000 штук штурмовиков Ил-2!!! Другой самолёт С.В.Ильюшина (смотри статью «Сергей Владимирович Ильюшин»), дальний бомбардировщик Ил-4, который также испытывал Владимир Константинович Коккинаки, изготавливали тоже в Куйбышеве. Ил-4 стал основным советским дальним бомбардировщиком в Великой Отечественной войне. Именно на Ил-4 в ночь с 8-го на 9-е июля 1941-го года была впервые осуществлена бомбардировка Берлина. Однако самым знаменитым самолётом Ильюшина во время войны, введённый в строй Коккинаки, стал Ил-2. Во время войны Коккинаки продолжает работать испытателем. Он неоднократно выезжал на фронт для передачи опыта строевым лётчикам. Во время войны 847 лётчиков, летавших на Ил-2, получили звание Героя Советского Союза! В Великой Отечественной войне погиб один из братьев Владимира Константиновича Коккинаки, пилот бомбардировщика, Александр.

Тип пассажирского самолёта Ил-12 испытания которого проводил Владимир Константинович Коккинаки

Тип пассажирского самолёта Ил-12 испытания которого проводил Владимир Константинович Коккинаки

После войны Коккинаки даёт путёвку в жизнь пассажирским самолётам Ил-12 и Ил-14, которые долгие годы летали без единого серьёзного лётного происшествия!!! Потом был Ил-18. Вообще самолёты марки «Ил» являются САМЫМИ НАДЁЖНЫМИ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ самолётами!!! После войны с триумфа фронтового бомбардировщика Ильюшина, Ил-28 в советской авиации началась новая эра реактивной авиации. Начали создаваться принципиально новые машины. Соответственно у лётчиков-испытателей появился новый непочатый край работ. В 1957-м году 17-го сентября Владимир Константинович Коккинаки был награждён 2-й медалью Золотая Звезда! Он стал единственным Дважды Героем Советского Союза, получившим обе Золотые Звезды в качестве лётчика-испытателя!!! Через 2 года он одним из первых получает почётное звание Заслуженный лётчик-испытатель  СССР! В 1960-м году за испытания Ил-18 Коккинаки присуждают Ленинскую премию!

Тип пассажирского самолёта Ил-14 испытания которого проводил Владимир Константинович Коккинаки

Тип пассажирского самолёта Ил-14 испытания которого проводил Владимир Константинович Коккинаки

К этому времени Владимир Константинович Коккинаки переступил определённый возрастной рубеж, но он продолжает испытывать самолёты, теперь уже реактивной авиации. Работа лётчика-испытателя очень рискованная, но Коккинаки не допускает, ни одной аварии. В лётно-испытательной работе НЕ СУЩЕСТВУЕТ МЕЛОЧЕЙ. И вот Владимир Константинович Коккинаки в своей работе особо внимательно относится к любой «мелочи». Например, он обращал внимание даже на то, как сидит на лётчике комбинезон, чтобы на нём не было какой-нибудь складки, которая в длительном полёте приведёт к повышенному утомлению пилота или будет даже мешать, лётчику управлять самолётом. Коккинаки рассказывал, что он именно так готовился к своим длительным полётам, причём он старался, не только продумать детали полёта, но и предвидеть некоторые из них!

Тип пассажирского самолёта Ил-14 испытания которого проводил Владимир Константинович Коккинаки

Тип пассажирского самолёта Ил-14 испытания которого проводил Владимир Константинович Коккинаки

Например, начальник отдела конструирования электрооборудования самолёта А.В.Шапошников рассказывал такой случай. Однажды Владимир Константинович Коккинаки вызвал его на строящийся в цеху бомбардировщик и задал такой вопрос: «Это ты выдумал кабину этого самолёта? Что ты из меня балерину делаешь! Шапошников сначала не понял в чём дело какую балерину. Он ответил, что он конструировал не кабину, а только электрооборудование кабины самолёта. Коккинаки продолжил: «Смотри, что ты натворил! Чтобы катапультироваться, мне надо сначала повернуться назад и включить выключатель, а потом повернуться вперёд и тогда уже на приборной доске нажать кнопку катапультирования. Когда лётчику делать такие длинные движения? Надо, чтобы это всё было ОДНИМ коротким движением». После этого Шапошников понял, что он явно недостаточно знает психологию лётчика и ошибочно думал, что мы всё сделали на международном уровне.

Тип пассажирского самолёта Ил-18 испытания которого проводил Владимир Константинович Коккинаки

Тип пассажирского самолёта Ил-18 испытания которого проводил Владимир Константинович Коккинаки

У Владимира Константиновича Коккинаки было отличительное ощущение СЛИТНОСТИ с самолётом. Он неоднократно в воздухе благополучно выходил из совершенно, критичных ситуаций. Например, у него в воздухе происходил отказ обоих двигателей. Он умудрялся развернуться на 180 градусов и посадить самолёт полосу аэродрома. Это ТАЛАНТ! В профессии лётчика-испытателя талант вещь необходимая. Во многих случаях Коккинаки принимал участие в проектировании самолётов и вникал во многие детали будущего самолёта. Все главные авиаконструкторы всегда прислушивались к мнению Владимира Константиновича Коккинаки. Если  он говорил, что нужно сделать то-то и то-то на самолёте, то если это было и не обязательно, но конструкторы всегда продумывали и взвешивали предложения и замечания Коккинаки, которые он обнаруживал во время лётных испытаний.

Творческий союз лётчика-испытателя Владимира Константиновича Коккинаки (справа) и генерального конструктора Сергея Владимировича Ильюшина

Творческий союз лётчика-испытателя Владимира Константиновича Коккинаки (справа) и генерального конструктора Сергея Владимировича Ильюшина

Творческий союз Коккинаки и Ильюшина оказался значимым не только для них самих, но и для всей страны. Они оба были первыми, каждый в своём деле, оба обладали сильным характером. Их разговоры не отличались сентиментальностями. Случались разногласия и даже размолвки, но в основном они гармонично дополняли друг друга. Когда Ильюшин по состоянию здоровья начинал постепенно отходить от дел, Коккинаки обладая могучим здоровьем, продолжал активно заниматься испытательской работой. Была у Владимира Константиновича Коккинаки одна привычка, он всегда с собой носил чётки. Это были крупные оранжевые чётки. Когда он садился в кабину самолёта, перед тем как приступить к работе, он делал движение, рукой вперёд, выкидывая руку вперёд, чётки съезжали на локоть и после этого он начинал управлять самолётом.

Тип пассажирского самолёта Ил-18 испытания которого проводил Владимир Константинович Коккинаки В данном случае самолёт МЧС

Тип пассажирского самолёта Ил-18 испытания которого проводил Владимир Константинович Коккинаки В данном случае самолёт МЧС

Директор завода ММЗ с 1974 по 1988 год А.В.Шапошников рассказывал. Однажды в полёте Коккинаки вышел из кабины в салон и сказал: «Москва по погоде не принимает, никто не принимает, но мы летим!» Для того, чтобы продемонстрировать в данном случае в качестве пассажиров крупным авиационным специалистам, как трудно лететь в условиях практически нулевой видимости и ужасной погоды, вывел громкоговорящую связь своих переговоров с землёй в салон. Пассажиры слышат разговоры Владимира Константиновича Коккинаки с землёй в полёте. Это событие потрясающее! Во время полёта самолёт переходит из одной зоны ответственности земли в другую зону и при этом происходит такой диалог. Одна зона говорит: «Нет, мы не принимаем. У нас плохая погода, поворачивайте назад на запасной аэродром и т. д. и т. п Дальше Владимир Константинович называет номер борта и говорит: «Я Коккинаки!». Наступает гробовое молчание, пауза и потом диспетчер извиняющимся голосом: «Ну, летите». Затем конечный пункт назначения Москва: «Мы никого не принимаем, уходите Следовал ответ: «Я Коккинаки! Вы включили всё освещение?» Те говорят: «Да!» Коккинаки отвечает: «Я найду!» Вид в иллюминаторы один сплошной снег, совершенно ничего не видно, никакой земли. И вдруг прекращение облачности буквально на высоте 10-15 метров над землёй это ужасно низко! Тут же прошли огни края взлётно-посадочной полосы, и самолёт покатился по аэродрому!

Владимир Константинович Коккинаки генерал-майор Дважды Герой Советского Союза

Владимир Константинович Коккинаки генерал-майор Дважды Герой Советского Союза

Был ещё такой показательный случай. В одном из испытательных полётов самолётом управлял Владимир Константинович Коккинаки. Вдруг один из заместителей  главного конструктора, который являлся одним из технических работников данного полёта, увидел в иллюминатор огонь из 4-го двигателя и закричал: «Пожар Действительно из этого двигателя из сопла шла струя огня. Авиационные специалисты, находящиеся в салоне сразу сообщили в кабину Коккинаки об увиденном пожаре. Примерно через 30-40 секунд СПОКОЙНОЙ походкой, не бегом, из кабины вышел Владимир Константинович Коккинаки и спросил: «Где тут пожар?» Работники ему ответили: «Вот он из 4-го двигателя Коккинаки посмотрел и сказал: «Это не пожар. Это испытания двигателя. Мы должны по программе испытаний остановить двигатель и запустить его в полёте. Когда мы его останавливаем, в сопле накапливается топливо, а после запуска двигателя оно выгорает. Пожара тут никакого нет». Владимир Константинович Коккинаки обладал богатырским здоровьем, устойчивой нервной системой, никогда не терялся и был всегда уверен в том, что он благополучно посадит самолёт, даже если произойдёт нештатная ситуация. При всём при этом он был обычным человеком со своими так сказать отдушинами. Он мог, например, сказать, что он поехал на работу в Раменское, а сам втихоря ехал к себе на дачу и слушал там пение соловьёв.

Тип пассажирского самолёта Ил-62 испытания которого проводил Владимир Константинович Коккинаки В данном случае самолёт правительства России

Тип пассажирского самолёта Ил-62 испытания которого проводил Владимир Константинович Коккинаки В данном случае самолёт правительства России

Дальне магистральный реактивный пассажирский самолёт Ил-62 стал крайним самолётом, который Владимир Константинович Коккинаки поднимал в качестве лётчика-испытателя. Впервые Ил-62, ставший гордостью советского аэрофлота, был поднят в январе 1963-го года. В 1964-м году 1-го октября Владимир Константинович Коккинаки крайний раз поднимается в воздух в качестве лётчика-испытателя. Испытания Ил-62 завершали уже его ученики. Коккинаки испытывал Ил-62 в таком возрасте, в котором в то время в мире уже никто не летал лётчиком-испытателем!

Кроме богатырской силы и хлоднокровия Владимиру Константиновичу помогала в его непростой профессии ещё и интуиция. Он обладал замечательной интуицией. В профессии лётчика-испытателя существует такой момент, когда надо уметь вовремя остановиться. Например, когда выполняется какой-либо нештатный режим пилотирования самолёта и внутреннее чувство подсказывает, что нельзя дальше заходить за этот предел. Этим чувством должен обладать любой лётчик, а лётчик-испытатель вдвойне. Коккинаки обладал данным чувством в большой степени.

Тип пассажирского самолёта Ил-62 испытания которого проводил Владимир Константинович Коккинаки В данном случае самолёт МЧС

Тип пассажирского самолёта Ил-62 испытания которого проводил Владимир Константинович Коккинаки В данном случае самолёт МЧС

Владимир Константинович Коккинаки занимался так же подготовкой будущих поколений авиаторов. В этом деле ему тоже помогала его незаурядная интуиция. Он распознавал будущих рекордсменов авиации. Так, что в академии Ильюшина существует своя школа испытателей, школа Коккинаки. Было у Владимира Константиновича чутьё на людей и именно на лётчиков. Фактически все лётчики фирмы Ильюшина – это кандидаты Владимира Константиновича Коккинаки. Он, очень много уделял внимания подготовке лётчиков и ездил по лётным школам по всей стране. Практически все лётчики, которых отобрал Коккинаки для КБ Ильюшина, оправдали надежды. Большая часть из них стала Героями Советского Союза. Одним из лётчиков, прошедших школу Коккинаки был сын авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина, лётчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин.

Лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки (слева) и генеральный конструктор Сергей Владимирович Ильюшин (в центре) на фоне их детища Ил-18

Лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки (слева) и генеральный конструктор Сергей Владимирович Ильюшин (в центре) на фоне их детища Ил-18

С 1958-го по 1960-й год Владимир Константинович Коккинаки установил 13 мировых рекордов скорости и грузоподъёмности на пассажирском самолёте Ил-18. Он единственный советский лётчик-испытатель, который испытывал и поршневые и турбовинтовые и реактивные самолёты. Его авторитет и заслуги признаёт мировая общественность. С 1961-го года он является вице-президентом, а с 1967-го по 1968-й года он был избран Почётным Президентом Международной Федерации авиаспорта и стал ПЕРВЫМ советским человеком, удостоенным этого звания! До того эту должность занимали графы, лорды и даже Принц Наполеон. Даже в таком изысканном обществе Коккинаки умел держать себя и выглядеть достойно, умел носить фрак, вести беседу!

Тип пассажирского самолёта Ил-62 испытания которого проводил Владимир Константинович Коккинаки В данном случае самолёт правительства России

Тип пассажирского самолёта Ил-62 испытания которого проводил Владимир Константинович Коккинаки В данном случае самолёт правительства России

С возрастом после ухода с лётной работы Коккинаки передал штурвал своим ученикам. Сначала он работает в КБ Ильюшина инженером-методистом, потом становится ответственным представителем генерального конструктора в лётно-доводочном комплексе. Владимир Константинович Коккинаки категорически не любил выглядеть пожилым и старым. Он всегда старался быть в форме. Например, если ему кто-либо пытался уделить внимание как к пожилому человеку, он отвечал на это: «Ну, что ты говоришь, ты, что меня вообще слабаком считаешь Коккинаки по жизни был скромным человеком. Несмотря на всю свою знаменитость, обстановка в его квартире была очень скромной. Сама квартира находилась на Ленинградском проспекте, который был довольно шумным из-за автомобильного движения. Друзья, знакомые спрашивали у него, почему ты не попросишь себе квартиру в каком-нибудь более тихом, спокойном месте. Тебе ведь достаточно только слово сказать! На, что он коротко отвечал: «Да ну, я уже привык

В это время у Владимира Константиновича Коккинаки возникла идея поставить памятник советскому штурмовику Ил-2, который сыграл такую значительную роль в победе в Великой Отечественной войне. Дело в том, что к концу 1970-х годов в Советском Союзе, Ил-2 остался практически только на фотографиях и на кадрах фронтовой кинохроники. Для того, чтобы найти образец Ил-2 приходилось забираться в лесную глушь и непроходимые болота потому, что именно в таких местах брошенная техника сохранялась лучше всего. Владимир Константинович Коккинаки занимался этой работой с большим энтузиазмом. Он сам рассматривал найденную технику, организовывал её вытаскивание или присутствовал при её извлечении. Это могло быть не только непросто, но и опасно. В заброшенной технике могли оставаться не использованные боеприпасы.

Владимир Константинович Коккинаки ушёл из жизни 7-го января 1985-го года, прожив долгую и счастливую жизнь. Владимира Константиновича Коккинаки однажды спросили, как он сам объясняет своё лётное долголетие в такой опасной работе как лётчик-испытатель. Он объяснил: «Испытатель не должен иметь привычку летать!? Испытатель должен каждое движение делать не механически заучено, а осмысленно. Это очень непросто – быть в постоянном напряжении не давая себе расслабиться, включив автопилот. Возможно, вообще следует жить так, как летает лётчик-испытатель!»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

При участии проекта Сайт С Нуля
Яндекс.Метрика