Михаил Михайлович Громов

Михаил Михайлович Громов лётчик-испытатель

Михаил Михайлович Громов лётчик-испытатель

Михаил Михайлович Громов лётчик-испытатель СССР, заслуженный лётчик СССР с 1925-го года, Герой Советского Союза с 1934 года! Один из самых известных лётчиков 1930-х годов! ВСЕМИРНУЮ известность Михаил Михайлович Громов получил, в 1920-1930-е годы, совершив несколько РЕКОРДНЫХ ДАЛЬНИХ БЕСПОСАДОЧНЫХ перелётов по всему Земному Шару, вошедших в историю всего Мира! Он ПЕРВЫМ в СССР совершил прыжок с ПАРАШЮТОМ в 1927-м году (смотри статью «Глеб Евгеньевич Котельников»). Правда, нужно заметить, что он был ВЫНУЖДЕН применить парашют. В одном из испытательных полётов самолёт И-1 не вышел из штопора, и Громову пришлось вынужденно прыгать с парашютом. В 1937-м году 14-го июля вместе с Андреем Борисовичем Юмашевым и Сергеем Алексеевичем Данилиным совершил беспосадочный перелёт в Америку через Северный Полюс, установив в этом полёте Мировой рекорд дальности полёта ПО ПРЯМОЙ, 10 148 км! Михаил Михайлович Громов провёл испытания большого количества новых советских самолётов. Это были самолёты КБ А.Н.Туполева при ЦАГИ (смотри статью «Андрей Николаевич Туполев»).

Михаил Михайлович Громов в юношестве

Михаил Михайлович Громов в юношестве

Михаил Михайлович Громов родился 24-го февраля 1899-го года в Твери. Семья Громовых была небогатой дворянской семьёй. Отец, Михаил Константинович происходил из дворянской интеллигенции. Он окончил Тверскую гимназию, затем окончил Московский Университет по медицинской специальности. Мать, Любовь Игнатьевна происходила из малограмотной крестьянской семьи и окончила акушерские курсы. Родители Михаила Михайловича Громова познакомились на медицинском поприще. Брак Михаила Константиновича и Любови Игнатьевны оказался неравным, поэтому родители отца этот брак отвергли. В Твери семья Громовых прожила недолго и переехала в Ржев. Их дом в Ржеве находился на высоком правом берегу Волги близко к центру города.

После окончания  Воскресенского реального Училища Громов поступил в Московское Высшее Техническое Училище на авиационные Теоретические курсы Н.Е.Жуковского (смотри статью «Николай Егорович Жуковский») и в 1917-м году оканчивает их. Михаил Михайлович Громов с детства мечтал стать ЛЁТЧИКОМ. При обучении лётному делу его инструктором был выходец из Твери, Борис Константинович Веллинг, который являлся одним из зачинателей дальних перелётов в нашей стране. Приобретя необходимый опыт лётного дела, Громов сам становится инструктором. Затем переходит на испытательскую работу и становится основным лётчиком-испытателем КБ А.Н.Туполева. До войны, Громов испытал 25 типов самолётов, в том числе первый советский пассажирский самолёт АНТ-9.

Первый советсий пассажирский 9-ти местный самолёт АНТ-9 испытания которого проводил Михаил Михайлович Громов

Первый советсий пассажирский 9-ти местный самолёт АНТ-9 испытания которого проводил Михаил Михайлович Громов

В 1926-м году Михаил Михайлович Громов осуществил дальний сенсационный перелёт по Европе на самолёте АНТ-3 по маршруту Москва, Берлин, Париж, Рим, Вена, Прага, Варшава за 34 часа! Это стало новым Мировым рекордом! В 1934-м году теперь уже на цельнометаллическом моноплане АНТ-25 конструкции А.Н.Туполева совершил полёт по ЗАМКНУТОЙ КРИВОЙ на расстояние 12 411 км! Этот полёт был беспосадочным и длился 75 часов! В этом полёте был побит Мировой рекорд дальности полёта! После этого полёта Громов получил Звезду Героя Советского Союза! Первыми звание Героя Советского Союза получили 7 лётчиков спасавших «челюскинцев». Михаил Михайлович Громов стал 8-мым обладателем этого звания. Дальше, Громову не давал покоя рекорд дальности полёта по прямой, который принадлежал тогда французам. Для побития французского рекорда и был выбран маршрут полёта через Северный Полюс в Америку.

Самолёт АНТ-3 на котором Михаил Михайлович Громов осуществил рекордный полёт по Европе в 1926-м году

Самолёт АНТ-3 на котором Михаил Михайлович Громов осуществил рекордный полёт по Европе в 1926-м году

В 1937-м году старт экипажа Михаила Михайловича Громова в Америку через Северный Полюс должен был произойти с подмосковного аэродрома Щёлково на самолёте АНТ-25. Командиром экипажа являлся Герой Советского Союза Михаил Михайлович Громов, вторым пилотом являлся Андрей Борисович Юмашев, штурман экипажа Сергей Алексеевич Данилин. Сначала взлёт планировался, чуть ли не сразу через полчаса после вылета экипажа В.П.Чкалова. Однако позже вылет был отложен на месяц. Произошло следующее. Когда экипаж Михаила Михайловича Громова прибыл на аэродром для ВЫЛЕТА, то обнаружил, что на его самолёте СНЯТ ДВИГАТЕЛЬ, а экипаж Чкалова уже УЛЕТЕЛ.

Экипаж Михаила Михайловича Громова в сборе на фоне своего рекордного самолёта АНТ-25 Слева командир экипажа Громов в центре штурман Данилин справа второй пилот Юмашев

Экипаж Михаила Михайловича Громова в сборе на фоне своего рекордного самолёта АНТ-25 Слева командир экипажа Громов в центре штурман Данилин справа второй пилот Юмашев

Есть предположение, что это произошло по политическим причинам. Дело в том, что члены экипажа Чкалова имели рабоче-крестьянское происхождение, являлись членами Коммунистической Партии Советского Союза, на борту чкаловского самолёта фигурировала надпись «Сталинский маршрут». Соответственно всё это способствовало благосклонности вождя. А экипаж Михаила Михайловича Громова такими данными НЕ обладал. Громов и Юмашев имели дворянское происхождение, а мать Данилина происходила из богатой купеческой семьи. Экипаж Громова был полностью весь БЕСПАРТИЙНЫМ. Более того, есть ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, что если бы экипаж Чкалова установил Мировой рекорд дальности ПО ПРЯМОЙ, то полёт Михаила Михайловича Громова вообще бы не состоялся.

Михаил Михайлович Громов лётчик-испытатель за штурвалом самолёта

Михаил Михайлович Громов лётчик-испытатель за штурвалом самолёта

Здесь ещё необходимо упомянуть, что 1937-й год был годом массовых репрессий советского народа, пиком геноцида собственного народа. По сути дела Сталину было абсолютно всё равно мнение иностранных государств. Однако он всё-таки понимал, что рекорды не должны принадлежать только одному НКВД, так сказать только для пропаганды и необходимо их разбавить достижениями другого плана. К тому же нельзя не учитывать тот факт, что тогда уровень развития техники НЕ ГАРАНТИРОВАЛ безопасного полёта по данному маршруту, поэтому необходимо было готовить для данного маршрута 2 экипажа. Экипаж Михаила Михайловича Громова обладал необходимой лётной подготовкой для такого опасного и малоисследованного маршрута. Учитывая подготовку экипажа Громова, вылет хотя и с опозданием но, всё же, состоялся. Тем более, что для ЗАКРЕПЛЕНИЯ данного маршрута за собой, ОДНОГО полёта по нему, НЕ ДОСТАТОЧНО. Полёт экипажа Михаила Михайловича Громова был уже нацелен именно на АВИАЦИОННОЕ достижение, на РЕКОРД ДАЛЬНОСТИ полёта ПО ПРЯМОЙ БЕЗ промежуточных ПОСАДОК.

Михаил Михайлович Громов лётчик-испытатель Первым в СССР совершил прыжок с парашютом

Михаил Михайлович Громов лётчик-испытатель Первым в СССР совершил прыжок с парашютом

Была ещё одна причина, по которой этот полёт мог не состояться. Для рассмотрения данной причины необходимо обратить внимание на ход событий, ДО, знаменитого полёта. В 1933-м году 10-го августа из морского порта Мурманска отправился в поход по Северному морскому пути ОБЫКНОВЕННЫЙ ТЕПЛОХОД с некоторым усиленным креплением бортов, «Челюскин». Через полгода его РАЗДАВИЛО ЛЬДАМИ на подходе к Беринговому проливу, не доходя до «чистой воды» всего лишь около 2-х морских миль (3 704 метра). Челюскинцы успели высадиться на лёд. Два месяца полярные лётчики вывозили, потерпевших крушение корабля, на материк.

Самолёт-гигант Максим Горький в небе

Самолёт-гигант Максим Горький в небе

После спасения всех полярных исследователей, в честь этого события в Москве проходил праздничный парад и торжественный приём! На приём был приглашён и Михаил Михайлович Громов! Там он неожиданно плохо себя почувствовал. Несмотря на это, на следующий день Громов принял участие в военном воздушном параде, проводимом в честь спасения челюскинцев. Он управлял самолётом «Максим Горький». Случилось так, что после выступления на воздушном параде Михаил Михайлович Громов попадает в больницу с тяжёлым желудочным кровотечением. Возможно, этот диагноз и спас ему жизнь. Дело в том, что если бы Громов не попал в больницу, то он бы наверняка попал за штурвал «Максима Горького» 18-го мая 1935-го года, который в тот день потерпел крушение (смотри статью «Андрей Николаевич Туполев»).

Самолёт экипажа Михаила Михайловича Громова АНТ-25 проходит подготовку к вылету

Самолёт экипажа Михаила Михайловича Громова АНТ-25 проходит подготовку к вылету

Экипаж Михаила Михайловича Громова отказался брать с собой в полёт через Северный Полюс надувную лодку, часть тёплой одежды, часть продовольственного запаса, охотничьи ружья и некоторое другое снаряжение и на этом сэкономил 250 кг веса, а 1 кг топлива дополнительно это увеличение дальности полёта АНТ-25 на 3 км!  В 1937-м году 12-го июля в 3 часа 21 минуту по московскому времени экипаж Громова ВЗЛЕТЕЛ! В этом полёте экипажу Михаила Михайловича Громова пришлось преодолеть ОБЛАЧНОСТЬ, ТУМАН и ОБЛЕДЕНЕНИЕ. Самым опасным явлением стало конечно обледенение. Дело в том, что самолёт АНТ-25 не был оборудован системой противообледенения.

Самолёт экипажа Михаила Михайловича Громова АНТ-25 в небе

Самолёт экипажа Михаила Михайловича Громова АНТ-25 в небе

Так же ещё одним очень серьёзным испытанием для экипажа в этом полёте стало то, что кабина АНТ-25 является НЕ герметичной. Поэтому на высоте свыше 5 500 метров экипаж применял для дыхания КИСЛОРОДНЫЕ баллоны, а кислород приходилось ЭКОНОМИТЬ. Через 62 часа АНТ-25 пересёк США с Севера на Юг и вышел на границу с Мексикой. Затем экипаж Михаила Михайловича Громова запросил у Москвы разрешение перелететь через Мексику и совершить посадку в Панаме. Ответ Сталина был таким: «Садитесь в США, дикари нам не нужны». Через некоторое время поиска приемлемого места для посадки такое место было определено. Им оказалось пустынное пастбище рядом с местечком Сан-Джасильдо, недалеко от Лос-Анджелеса в штате Калифорния.

Самолёт экипажа Михаила Михайловича Громова АНТ-25 приземлившийся в Калифорнии рядом с Лос-Анджелесом в местечке Сан-Джасильдо на пустынном пастбище

Самолёт экипажа Михаила Михайловича Громова АНТ-25 приземлившийся в Калифорнии рядом с Лос-Анджелесом в местечке Сан-Джасильдо на пустынном пастбище

Спустя почти 50 лет Михаил Михайлович Громов вспоминал: «Не прошло каких-нибудь 10-ти минут, мы увидели невероятное количество народа, течёт по дорожке к нашему самолёту, к нам. Упавшая на землю авиационная перчатка была разорвана на мелкие куски и все кто можно начали делить между собой. Затем хозяин сообразил. Он обнёс самолёт верёвкой, сделал входные ворота и брал за это входную плату, чтобы подойти к самолёту близко и посмотреть. Затем хозяин принёс массу пузырьков, попросил нас слить остатки топлива, начал наливать их и продавать эти пузырьки». За 62 часа 17 минут АНТ-25 пролетел 10 148 км, это если считать ПО ПРЯМОЙ! Новый Мировой рекорд зафиксирован Международной Авиационной Федерацией (ФАИ)!

Экипаж Михаила Михайловича Громова пробыл в США почти месяц. За это время они посетили несколько городов и везде их встречали с большим ВОСТОРГОМ и НЕПОДДЕЛЬНЫМ ДРУЖЕЛЮБИЕМ!

Экипаж Михаила Михайловича Громова в Голливуде общается с 9-тилетней звездой Голливуда Ширли Темпл

Экипаж Михаила Михайловича Громова в Голливуде общается с 9-тилетней звездой Голливуда Ширли Темпл

Отдельно стоит упомянуть посещение экипажем Голливуда. Американцы назвали второго пилота Андрея Юмашева самым красивым мужчиной Северного полушария! Кинопродюсеры хотели уговорить его сниматься в американском кино. Позже Михаил Михайлович Громов рассказывал, что нас принимала, то есть выступала в роли хозяйки Голливуда, 9-тилетняя кинозвезда Ширли Темпл. Разговаривала она с нами как взрослый человек, принимающий гостей в своём доме! Она даже была в курсе, что мы установили авиационный рекорд дальности перелёта, хотя, скорее всего не понимала, что это такое! Вершиной пребывания экипажа Громова в Америке стала встреча с президентом США, Франклином Делано Рузвельтом! На личном самолёте Рузвельта экипаж прилетел в Вашингтон. На приёме госсекретарь К.Хелл сказал: «Какие прекрасные молодые люди. Вы одним своим полётом сделали больше для сближения народов СССР и США, чем мы дипломаты могли бы сделать в течение 10-ти лет». В 1937-м году 23-го августа экипаж Михаила Михайловича Громова вернулся домой. В Москве на Белорусском вокзале произошла торжественная встреча экипажа! За этот полёт Громов должен был бы быть однозначно награждён Звездой Героя Дважды, но в тот момент присваивать звание Героя Дважды, а тем более Трижды, было ещё НЕ ПРИНЯТО! Юмашев и Данилин за этот полёт были удостоены звания Герой Советского Союза первый раз!

Михаил Михайлович Громов в начале войны

Михаил Михайлович Громов в начале войны

В 1920-е годы В.П.Чкалов был учеником Михаила Михайловича Громова. Позже Громов так отзывался о своём ученике: «Он Чкалов летал грубовато, но храбр был до безумия! Он был лихач! Я знал, что он рано или поздно разобьётся. Как знал и то, что я никогда не разобьюсь! У меня стиль был другой!» Однажды Громова спросили, кто его идеал? Он ответил: «Никто, я сам на себя влиял, если я входил в коллектив, влияние шло от меня, а не на меня Михаил Михайлович Громов стремился к самосовершенствованию и в небе и на земле!!! Одна из советских актрис, имя которой умалчивается, после возвращения с фронта, где она выступала с концертом и встречи с Михаилом Михайловичем Громовым сказала: «Передо мной был Принц Уэльский!»

В 1941-м году с марта по август Громов становится первым начальником лётно-исследовательского института. Благодаря подходу, с которым Михаил Михайлович Громов осуществлял испытания самолётов, любая кажущаяся до этого авантюра становилась совершенно чёткой системой проведения испытания и доводки того или иного типа самолёта.

Михаил Михайлович Громов на фронте

Михаил Михайлович Громов на фронте

Во время войны Громов стал военачальником. Сначала он получил должность командующего военно-воздушными силами Калининского фронта. Участвовал он и в освобождении Ржева, в котором прошла часть его детства. Михаил Михайлович Громов командовал знаменитым авиационным полком «Нормандия-Неман». Под его руководством находились 3-я и 1-я воздушные армии. На самом деле Громов НЕ ХОТЕЛ заниматься ВОЕННЫМ делом и быть военным. Он вообще говорил, что война – это человеческая патология и с ней человечеству надо кончать. На фронте он иногда приводил в ярость вышестоящее начальство, когда будучи авиационным генералом, приезжал к командирам не на автомобиле, а на КОНЕ, причём аккуратный и до блеска начищенный! По правде говоря, военные Громова не любили, да и он относился к военным прохладно. Однажды И.С.Конев даже сказал: «Громов, да ты же не военный!» Это в связи с тем, что Михаил Михайлович Громов командовал 2-мя воздушными армиями и не имел НИ ОДНОГО ВЗЫСКАНИЯ.

Михаил Михайлович Громов генерал полковник при всех своих регалиях

Михаил Михайлович Громов генерал полковник при всех своих регалиях

После войны Михаил Михайлович Громов до 1955-го года работал непосредственно в авиации, но НЕ в армии, а в авиационной промышленности. В процессе работы в авиационной промышленности он не нашёл общий язык с тогдашним министром авиационной промышленности Петром Васильевичем Дементьевым. Дело в том, что Дементьев, да и руководство страны, тогда не придавало ДОЛЖНОГО значения КАЧЕСТВУ создаваемых самолётов гнали просто количество. А Михаил Михайлович Громов был единственным, кто ВОЗРАЖАЛ Дементьеву. Особенно Михаил Михайлович пытался защищать лётчиков-испытателей. Он пытался настроить работу авиационной промышленности и даже требовать того, чтобы не было никаких АВРАЛОВ, а шла ПЛАНОМЕРНАЯ, ПРОДУМАННАЯ работа.

В результате сначала Громова понизили в должности, потом ему пришлось уволиться из авиации вообще, к тому же у него начались проблемы с сердцем. В тот момент Громов порвал связи с бывшими сослуживцами и даже пытался забыть об авиации. В это время его не поддержали те, для кого он так много сделал, ни А.Н.Туполев, ни С.П.Королёв, в вытаскивании которого из лагерей Громов принимал непосредственное участие, ни руководство ЦАГИ. Хотя это было отчасти из-за того, что Михаил Михайлович Громов, никому не говорил, в каком положении он оказался. Ему исполнилось чуть больше 50-ти лет, поправилось здоровье, и он ВТАЙНЕ от всех МЕЧТАЛ о беспосадочном кругосветном перелёте, о котором думал ещё Чкалов.

Самолёт экипажа Михаила Михайловича Громова АНТ-25 на котором были совершёны рекордные полёты

Самолёт экипажа Михаила Михайловича Громова АНТ-25 на котором были совершёны рекордные полёты

В это время Громов с семьёй жил на своей даче. По соседству с ним стояла дача Байдукова, их участки разделял только невысокий забор и они часто друг с другом виделись через этот забор. Михаил Михайлович Громов неоднократно пытался вывести Байдукова на разговор о том, кто же всё-таки перед самым вылетом экипажа Громова СНЯЛ с самолёта МОТОР, кто дал такое распоряжение? До этого ни один человек об этом не проговорился! Но Байдуков всегда уходил от разговора на эту тему. Он говорил: «Ну, знаешь, стоит ли вести разговор на эту тему. Это всё уже так давно прошло!» После ухода из авиации Михаил Михайлович Громов занимался большой общественной работой. Он дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР. В последние годы работал в Совете Ветеранов Войны, председателем которого являлся с первого дня создания организации до последнего дня своей жизни — 22-го января 1985-го года.

Толпа американских граждан обступившая прилетевший в Америку самолёт АНТ-25 с экипажем Михаила Михайловича Громова

Толпа американских граждан обступившая прилетевший в Америку самолёт АНТ-25 с экипажем Михаила Михайловича Громова

Слава всегда достаётся ПЕРВЫМ! Так было и с В.Чкаловым и с Ю.Гагариным, но вклад в историю авиации тех, кто шёл следом нисколько не меньше! В авиации имена Валерия Чкалова, Георгия Байдукова, Александра Белякова, Михаила Громова, Андрея Юмашева и Сергея Данилина всегда будут стоять РЯДОМ. Михаил Михайлович Громов прожил очень насыщенную жизнь. Он неоднократно ходил по краю пропасти, но всегда выходил победителем из всех передряг! Михаил Михайлович Громов был НЕПОДВЛАСТЕН никаким АВТОРИТЕТАМ, КРОМЕ законов АВИАЦИИ!!!

ЛИИ имени Михаила Михайловича Громова

ЛИИ имени Михаила Михайловича Громова

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

При участии проекта Сайт С Нуля
Яндекс.Метрика