Авианосец адмирал Кузнецов был заложен в 1981 году на судоверфи в городе Николаев. Изначально авианосец адмирал Кузнецов имел несколько других названий. Название авианосца менялось в зависимости от поворота истории! Первое его название было «Рига». Затем после смерти генерального секретаря ЦК КПСС в 1982 году авианосец назвали «Л.И.Брежнев». Во времена перестройки корабль назвали «Тбилиси». Но после того как, в Тбилиси произошли народные волнения и погибли десятки людей, буквы на борту в очередной раз срезали и приварили новые. Соответственно «Авианосец адмирал Кузнецов» – это четвёртое название корабля. Судовые испытания корабль начал проходить в Чёрном море с названием «Тбилиси». В России имеется только один авианосец. Он является небольшим кораблём авианосного типа по мировым стандартам. Первый выход в море на авианосце адмирал Кузнецов был осуществлён в 1989 году.
На сегодняшний день общее количество плавучих аэродромов в Мире – 26 штук. Шестнадцать из них принадлежат США. Авианосцы с их ударной авиацией играют решающую роль в международных конфликтах – Персидский залив, Югославия, Афганистан. В последнее время авианосцы появились в странах, которые раньше совсем не претендовали на звание морской державы, например в Тайланде.
Наш авианосец адмирал Кузнецов должен был быть не один. За ним начали строиться ещё один такой же дизельный авианосец «Варяг» и уже атомный авианосец «Ульяновск». Они тоже строились в Николаеве.
В 1991 году распалась страна СССР и «Варяг» остался в Украине. «Варяг» был готов на 70%, но у России не нашлось денег на его достройку и после нескольких лет стояния в недостроенном виде, Украина продала его Китаю. В Китае из него сделали плавучее казино. А «Ульяновск» был разрезан на металлолом ещё на стапеле.
Авианосец адмирал Кузнецов остался цел только по тому, что успел уйти через Средиземное море и Атлантический океан на базу российского Северного флота Североморск. Соответственно авианосец адмирал Кузнецов является единственным авианосцем в Мире, который постоянно базируется за Полярным кругом.
На палубе авианосца адмирал Кузнецов с правой стороны находится надстройка, она называется «остров». Там находится всё управление кораблём и управление полётами самолётов. Самолёты попадают на взлётную палубу с помощью подъёмников из ангара, находящегося в центральной части корабля под взлётной палубой.
Нос авианосца адмирал Кузнецов сделан в виде трамплина. Это позволяет самолётам весом более 30-ти тонн взлетать с палубы корабля без разгоночной катапульты. Отсутствие разгоночной катапульты уменьшает вес корабля на 4 000 тонн. В Средиземном море американцы видели как, взлетают самолёты с авианосца адмирал Кузнецов без разгоночной катапульты и с малым разбегом, но они говорили, что мы не верим своим глазам! Все американские авианосцы оборудованы разгоночными катапультами.
При приземлении самолёта на палубу авианосца для остановки самолёта за 2 секунды и пробеге не более 90 метров применяется аэрофинишёр. Аэрофинишёр – это тросы, лежащие на палубе авианосца адмирал Кузнецов поперёк направления движения самолёта, на расстоянии 10-ти метров друг от друга. Самолёту необходимо для штатного приземления на авианосец зацепить любой из 4-х тросов.
Самолёт при приземлении на авианосец цепляет трос специальным крюком – гаком, расположенном под хвостом самолёта. Соответственно самолёту при приземлении на авианосец надо на скорости 240 км/ч попасть в квадрат 40 на 40 метров.
После касания самолёта колёсами палубы авианосца адмирал Кузнецов, пилот включает взлётный режим и с двигателями, работающими на взлётном режиме, самолёт весом до 30-ти тонн останавливается за 2 секунды аэрофинишёром. Включать взлётный режим при касании колёсами палубы необходимо по той простой причине, что сам момент зацепа троса не ощутим и сам зацеп не гарантирован, а времени на раздумия — есть зацеп или его нет — нет. Если зацеп не произошёл, а пилот не включит взлётный режим, то самолёт после пробега по палубе упадёт в море!
Выполнять такие сложные и экстремальные посадки на палубу авианосца адмирал Кузнецов пилотов учат сначала на земле, на специальном аэродроме. На этом аэродроме точно воспроизведена палуба авианосца адмирал Кузнецов, включая носовой трамплин! Единственное отличие этого учебного аэродрома от реального авианосца только в том, что на нём нет морской качки! Процесс обучения пилота посадке самолёта на палубу авианосца занимает времени 4-5 дней в неделю в течении двух месяцев!
Некоторые технические характеристики авианосца адмирал Кузнецов: максимальное водоизмещение 61 000 тонн, длина 306 метров, ширина 72 метра, осадка 10 метров, мощность двигателей 200 000 л.с., максимальная скорость хода 29 узлов (53.7 км/ч), количество авиатехники самолётов 28 шт. и вертолётов 22 шт., численность экипажа 1 350 человек.