Су-100

Самолёт Наума Семёновича Чернякова работавшего в КБ Павла Осиповича Сухого сверхзвуковой бомбардировщик Су-100 или Т-4

Самолёт Наума Семёновича Чернякова работавшего в КБ Павла Осиповича Сухого сверхзвуковой бомбардировщик Су-100 или Т-4

Один из самых значительных лирических поэтов Древней Греции Симонид Кеосский, живший в 5-м веке до новой эры сказал: «Для полного счастья  человека необходимо иметь славное Отечество».

По обычным представлениям человека считается, что самые быстрые самолёты это истребители. Бомбардировщики по обычным представлениям должны летать медленнее. Но в самом начале 1970-х годов, в СССР была создана огромная машина, которую не могли догнать истребители! Это был Су-100 или по официальному названию Т-4. Он летал быстрее звука в ТРИ раза! Даже сегодня у нас нет такого самолёта! В секретных документах он назывался «Изделие 100» или просто «Сотка». В начале 1960-х годов СССР достиг стратегического паритета со своим возможным противником, США. Это произошло благодаря развитию ядерных ракет и бомбардировочной авиации. Но обе стороны на этом НЕ остановились и продолжили гонку вооружений.

Авиаконструктор Су-100 или Т-4 Наум Семёнович Черняков

Авиаконструктор Су-100 или Т-4 Наум Семёнович Черняков

Будущий непосредственный конструктор Су-100, Наум Семёнович Черняков после окончания института мечтал работать в КБ авиаконструктора С.А.Лавочкина (смотри статью «Семён Алексеевич Лавочкин»). Но арестовали отца жены Чернякова, а в то время это означало, что для Чернякова дорога в секретное КБ Лавочкина закрыта. Но однажды его вызвали в Моссовет и сказали, что если ты умеешь строить самолёты, то сумеешь построить и троллейбус. Нам нужен троллейбус. Если сделаешь будешь работать у Лавочкина. Черняков сделал первый советский цельнометаллический троллейбус, который был выпущен в 1946-м году. Затем Черняков попал на работу в КБ Лавочкина и принимал участие в конструировании крылатой ракеты «Буря». Потом не стало С.А.Лавочкина и «Бурю» закрыли. После этого Черняков перешёл работать в КБ П.О.Сухого (смотри статью «Павел Осипович Сухой»). КБ Сухого славилось истребителями, но в конце 1960-х годов потребовался Су-100, вооружённый ядерными бомбами и ракетами.

Дело в том, что в это время в США один за другим входили в строй крупнейшие авианосцы. Мощь авианосных соединений состоит в том, что они могут выполнять практически любые военные операции. Они могут уничтожать любые морские надводные соединения, любые наземные объекты. Кроме того на авианосцах находится разведывательная противолодочная авиация. Авианосные соединения начинали давать преимущество США.

Авиаконструктор Су-100 или Т-4 Наум Семёнович Черняков

Авиаконструктор Су-100 или Т-4 Наум Семёнович Черняков

Поэтому в 1963-м году советские военные поставили задачу создать стратегический авиационный ударно-разведывательный комплекс, который на дальности до 7 000 км мог находить и уничтожать с помощью ракет любые цели, а особенно авианосные соединения. Был объявлен конкурс. Свои проекты класса Су-100 представили три КБ: П.О.Сухого (смотри статью «Павел Осипович Сухой»), А.С.Яковлева (смотри статью «Александр Сергеевич Яковлев») и А.Н.Туполева (смотри статью «Андрей Николаевич Туполев»). Победителем конкурса стал самолёт КБ Сухого «Су-100» или по официальному названию «Т-4». Это стало НЕОЖИДАННОСТЬЮ потому, что КБ Сухого специализировалось на истребителях и лёгких перехватчиках, а тут был стратегический бомбардировщик ракетоносец весом 100 тонн! Одним из главных преимуществ «Сотки» являлась скорость 3 300 км/ч, ТРИ скорости звука – это предполагало неуязвимость при проходе системы ПВО противника!

Сверхзвуковой бомбардировщик Су-100 или Т-4 в первом испытательном полёте

Сверхзвуковой бомбардировщик Су-100 или Т-4 в первом испытательном полёте

П.О.Сухой назначил главным конструктором Су-100, Наума Семёновича Чернякова. История создания Су-100 начиналась следующим образом. П.О.Сухой предложил Чернякову возглавить эту работу. Он сказал следующее: «Вам следует заняться этой машиной. У Вас есть опыт по «Буре». Больше нам поручить её некому». Это должен был быть стратегический самолёт, который должен был по техническим характеристикам ПРЕВЗОЙТИ ВСЁ, что существовало до того! А.Н.Туполев (смотри статью «Андрей Николаевич Туполев») резко НЕГАТИВНО воспринял факт поручения создания такого самолёта КБ Сухого и конечно НЕ хотел упускать из своих рук возможность создания машины типа Су-100. На научно-техническом заседании министерства авиационной промышленности А.Н.Туполев, чтобы все слышали, заявил: «Поручать такой проект КБ Сухого нельзя потому, что Сухой является его учеником, и я уверен, что с таким заданием он не справится». На что Сухой остроумно ответил: «Именно потому, что, я являюсь вашим учеником, я уверен, что я с этим заданием справлюсь!»

Сверхзвуковой бомбардировщик Су-100 или Т-4 в первом испытательном полёте

Сверхзвуковой бомбардировщик Су-100 или Т-4 в первом испытательном полёте

Сначала для начала работ по Су-100 необходимо было разработать в КБ проект постановления правительства, которое должно было быть подписано всеми нужными министерствами, Госпланом, Госфином и ещё огромным количеством вышестоящих организаций. Сбор этих подписей оказался архи трудным, потребовалось примерно 120 подписей для того, чтобы этот проект представить в Центральный Комитет Коммунистической Партии. Проект был представлен, и Н.С.Хрущёв его подписал. Скорее всего, Хрущёва убедило в необходимости создания Су-100 то количество подписей различных организаций, которое было поставлено на данном проекте! Правительство СССР понимало необходимость постройки такого самолёта потому, что американские авианосцы господствовали в Мировом океане. Потому, что вся эта авианосная армада может в любой момент двинуться в любую точку Земного Шара. Так же в это время у американцев уже существовал и активно использовался новейший гиперзвуковой стратегический разведчик SR-71, который до сих пор стоит на вооружении США (смотри статью «SR-71 Blackbird»)!

Сверхзвуковой бомбардировщик Су-100 или Т-4 в сборочном цехе на Тушинском машиностроительном заводе

Сверхзвуковой бомбардировщик Су-100 или Т-4 в сборочном цехе на Тушинском машиностроительном заводе

Строительство Су-100 началось на Тушинском Машиностроительном Заводе (ТМЗ). На тот момент Су-100 являлся уникальным случаем в авиастроении! У американцев есть правило оценивать степень новизны нового самолёта. Если новизна составляет 50%, то постройка такого самолёта как минимум ставится под сомнение и его создание считается рискованным. В случае с Су-100 степень новизны была 100%!!! По этой причине министр авиационной промышленности СССР стал яростным противником «Сотки» и не только он??? На «Сотке» было ВСЁ ВПЕРВЫЕ: весь корпус самолёта из титана и стали, новая электроника, новые принципы управления, новейшее вооружение!!! В общей сложности было внедрено около 600 изобретений!!! Т-4 стал своеобразным техническим университетом, через который прошли его создатели.

Сверхзвуковой бомбардировщик Су-100 или Т-4 Передние стабилизирующие крылышки указывают на аэродинамическую схему УТКА

Сверхзвуковой бомбардировщик Су-100 или Т-4 Передние стабилизирующие крылышки указывают на аэродинамическую схему УТКА

Компоновка аэродинамической схемы для Су-100 была выбрана «УТКА» с передним горизонтальным оперением. Это переднее крыло даёт поперечную устойчивость и улучшает управляемость. При обычной компоновке, когда стабилизатор находится за крылом, на больших углах атаки крыло может затенить стабилизатор и происходит снижение управляемости. Для снижения лобового сопротивления воздуха НОС Т-4 решили сделать ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ. В полёте в полностью поднятом положении нос полностью закрывал лётчикам вид из кабины и полёт осуществлялся только по приборам. Это было рискованным решением, но оно предполагало существенный прирост скорости! Уникальному самолёту Су-100 необходимы были и уникальные двигатели, которые могли бы работать в невиданных до этого условиях высоких температур и разрежённого воздуха. Такие двигатели изготовили в Рыбинске. Воздухозаборники и 4 двигателя установили одним пакетом под фюзеляжем. Среди авиационных специалистов такую схему установки двигателей прозвали «коммунальной постелью». Впервые на советском самолёте была применена сверхнадёжная четырежды дублированная система электро дистанционного управления (ЭСДУ). Су-100 был РУССКИМ ЧУДОМ, самолётом 21-го века!!!

Сверхзвуковой бомбардировщик Су-100 или Т-4 в испытательном полёте Посадка

Сверхзвуковой бомбардировщик Су-100 или Т-4 в испытательном полёте Посадка

Технические характеристики «Сотки» в то время буквально ЗАХВАТЫВАЛИ ДУХ! Кстати сказать, что даже и сегодня такие технические характеристики были бы достаточно передовыми! Длина 44 метра. Размах крыльев 22 метра. Максимальный взлётный вес 135 тонн. Четыре ТРД «РД-36-41» тягой по 16 т/с каждый. Вооружение 2-е управляемые гиперзвуковые ракеты класса «воздух-земля». Скорость 3 300 км/ч, почти 1 км/сек. Высота полёта более 20-ти км. Экипаж два человека. Дальность полёта около 7 000 км и ряд других передовых характеристик. Если бы сегодня такой самолёт стоял на вооружении России, то он вне всяких сомнений являлся бы гордостью нашей страны! Но тогда в 1972-м году даже природа была против Су-100 и первый испытательный полёт самолёта несколько раз откладывался. Дело в том, что в этом году выдалось необычно засушливое лето, и вокруг Москвы горел торф. Дым закрывал видимость, которая не позволяла проводить испытания.

Лётчики-испытатели В.С.Ильюшин и Н.А.Алфёров спускаются по трапу после первого испытательного полёта Су-100 или Т-4

Лётчики-испытатели В.С.Ильюшин и Н.А.Алфёров спускаются по трапу после первого испытательного полёта Су-100 или Т-4

Научить летать Су-100 должны были Заслуженный лётчик-испытатель СССР Владимир Сергеевич Ильюшин — родной сын знаменитого авиаконструктора С.В.Ильюшина (смотри статью «Сергей Владимирович Ильюшин») и Заслуженный штурман-испытатель СССР Николай Алексеевич Алфёров. Новый самолёт легко оторвался от земли и быстро набрал высоту! Машина оказалась простой в пилотировании, обладала хорошей устойчивостью и хорошей управляемостью в полёте. После первого испытательного полёта Су-100, В.С.Ильюшин вспоминал: «После разбега по полосе самолёт незаметно оторвался от земли. Через пару минут стало ясно, что это очень управляемая и очень устойчивая хорошая машина. Я естественно поверил в него. Даже странно было как такая машина, СТОТОННАЯ, может летать как истребитель и управляется так хорошо! Всё было сделано правильно! Хотя создавало, особенно первые полёты, конечно тревогу, а вдруг… Первый вылет это рождение, вся работа впереди. Всё нормально. Настолько нормально, что аж страшно! Потому, что я считаю, что когда всё идёт очень хорошо нужно сжиматься как пружина потому, что порвётся где-то дальше». В ходе лётных испытаний Су-100, машина полностью подтвердила заявленные технические характеристики. Военные заказали авиационной промышленности изготовить 250 машин. Постройка Т-4 предполагалась на авиазаводе в Казани, которая была основной производственной базой КБ А.Н.Туполева.

Сверхзвуковой бомбардировщик Су-100 или Т-4 Передние стабилизирующие крылышки указывают на аэродинамическую схему УТКА

Сверхзвуковой бомбардировщик Су-100 или Т-4 Передние стабилизирующие крылышки указывают на аэродинамическую схему УТКА

Первый испытательный полёт длился 40 минут и прошёл благополучно, без каких либо замечаний. Тогда в такой радостный день рождения Су-100 никто не мог даже подумать, что история ТАКОГО самолёта закончится так печально! В 1974-м году вышло распоряжение Министерства авиационной промышленности о приостановке испытаний Т-4. Генеральный конструктор П.О.Сухой пытался выяснить причину этого постановления у тогдашнего Министра обороны Андрея Антоновича Гречко, но 15-го сентября 1975-го года Сухой ушёл из жизни так и не успев отстоять Т-4. После 10-го УСПЕШНОГО полёта поступил ПРИКАЗ полёты ПРЕКРАТИТЬ. Больше Су-100 никогда НЕ взлетал! Почему, – тогда до этого было сложно догадаться!? В то время закрыть испытания самолёта, на производство которого существовало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, очевидно, было НЕ ТАК ПРОСТО. Тайну закрытия Су-100 точно и полностью раскрыть сложно потому, что участников этих событий давно нет в живых.

Сверхзвуковой бомбардировщик Су-100 или Т-4 в подмосковном музее в Монино

Сверхзвуковой бомбардировщик Су-100 или Т-4 в подмосковном музее в Монино

Однако версии есть. Для того, чтобы попытаться определить причину закрытия испытаний Су-100, необходимо рассмотреть некоторые события. В 1993-м году американский авиа космический журнал «Aviation week & Space Technology» (Авиационная неделя и космическая технология) напечатал фотографию «Сотки» и сообщил, что самолёт был отстранён от полётов в результате подписания между СССР и США договора о сокращении стратегических вооружений. Дипломат и личный переводчик Л.И.Брежнева на всех переговорах по разоружению, Виктор Михайлович Суходрев так прокомментировал данное сообщение: «Я впервые вообще узнал о существовании этого самолёта после начала 2 000-х годов! Забыть его, если бы он упоминался, я не мог. Он просто НЕ УПОМИНАЛСЯ! Я не знаю, что знали американцы с помощью своей разведки и т.д., но я повторяю никакого самолёта под названием «Су-100» или «Сотка», ни о каком «Т-4» не было никогда и речи на переговорах. То есть для меня и для всех участников переговоров такого самолёта НЕ БЫЛО!»

Сверхзвуковой бомбардировщик Су-100 или Т-4 в полёте на крейсерской скорости

Сверхзвуковой бомбардировщик Су-100 или Т-4 в полёте на крейсерской скорости

В то время послом СССР в США был Анатолий Фёдорович Добрынин, который утверждал, что просто не знал о существовании «Сотки». Он говорил, что если бы он знал о существовании такого самолёта, то мог бы вести переговоры совершенно ИНАЧЕ. Получается, что закрытие «Сотки» — это удар СВОИХ по СВОИМ??? Живший в то время академик Георгий Аркадьевич Арбатов, который являлся советским историком и экспертом в области международных отношений, сообщал, что он посылал запрос тогдашнему госсекретарю США Генри Киссинджеру с вопросом о том, что, знал ли он, что-либо о существовании Су-100. На что Генри Киссинджер ответил Арбатову: «Уважаемый Георгий на твой запрос был ли якобы какой-либо обмен вашего Су-100 на что-то наше, я могу тебе ответить такого обмена НЕ БЫЛО».

Сверхзвуковой бомбардировщик Су-100 или Т-4 в подмосковном музее в Монино

Сверхзвуковой бомбардировщик Су-100 или Т-4 в подмосковном музее в Монино

На самом деле достаточно часто бывает так, что проблема на первый взгляд кажущаяся очень сложной, запутанной и завуалированной, в действительности является совершенно простой, прямой и ясной! Существует официальный документ принадлежащий Министерству авиационной промышленности СССР от 28-го января 1976-го года. В нём говорилось: «В целях сосредоточения сил и средств на создание самолёта Ту-160 (смотри статью «Ту-160»), как основного стратегического МНОГОЦЕЛЕВОГО самолёта, приняли предложение Министерства авиационной промышленности и Министерства обороны СССР о ПРЕКРАЩЕНИИ работ по созданию самолёта Т-4 (Су-100)». Получилось, что ради ещё НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО самолёта А.Н.Туполева закрыли самолёт, который уже ЛЕТАЛ и НЕ ИМЕЛ АНАЛОГОВ в МИРЕ???

Проект самолёта Наума Семёновича Чернякова работавшего в КБ Павла Осиповича Сухого Сверхзвуковой бомбардировщик Т-60С

Проект самолёта Наума Семёновича Чернякова работавшего в КБ Павла Осиповича Сухого Сверхзвуковой бомбардировщик Т-60С

ПОДПИСАЛ этот совершенно секретный документ Министр авиационной промышленности Пётр Васильевич Дементьев. В закрытии «Сотки» так же виноват и тогдашний Министр обороны Андрей Антонович Гречко, который встал на сторону А.Н.Туполева и запретил своим подчинённым даже разговоры о Су-100. Гречко мотивировал это тем, что этот вопрос решён окончательно и бесповоротно на Политбюро. Если бы «Сотка» поступила на вооружение СССР, она бы изменила СООТНОШЕНИЕ СИЛ в «холодной войне»! Закрытие «Сотки» явилось большой ошибкой РУКОВОДСТВА СССР. Су-100 отправили на свалку Тушинского авиационного завода. Сейчас самолёт находится в подмосковном музее в Монино. По всей видимости, закрытие «Сотки» не обошлось и без участия А.Н.Туполева, который боялся за потерю своих лидирующих позиций в авиастроении СССР. Дементьев побоялся защищать «Сотку», чтобы не потерять кресло Министра авиационной промышленности СССР. Су-100 боялись НЕ американцы, а СВОИ??? Даже сегодня «Сотку» боятся те, кто скрывает о ней ПРАВДУ.

Проект самолёта Наума Семёновича Чернякова работавшего в КБ Павла Осиповича Сухого Сверхзвуковой бомбардировщик Т-60С

Проект самолёта Наума Семёновича Чернякова работавшего в КБ Павла Осиповича Сухого Сверхзвуковой бомбардировщик Т-60С

После закрытия «Сотки» Наум Семёнович Черняков получил Орден Знак Почёта и инфаркт. Но он уже думал о новом ещё более совершенном самолёте! Информация об этом супербомбардировщике была опубликована в зарубежных изданиях. Он назывался «Т-60С». Он мог бы стать очередным русским Чудом! В нашей стране, где развал многого прогрессивного являлся государственной политикой, Т-60С конечно НЕ был построен. Причина – отсутствие денег и якобы не желание портить отношения с американцами. Оценивая жизнь Наума Семёновича Чернякова, можно сказать, что наша земля очень ЩЕДРА на ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ и ТАЛАНТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ, но мы ими слишком БЕЗДАРНО распоряжаемся!? Итог жизни Чернякова – несостоявшаяся «Буря» и погубленный Су-100. Но усилия, затраченные на создание Т-4, не пропали зря. Многие технические достижения и идеи, осуществлённые в Су-100, применили при конструировании авиационной техники следующих поколений!

Проект самолёта Наума Семёновича Чернякова работавшего в КБ Павла Осиповича Сухого Сверхзвуковой бомбардировщик Т-60С

Проект самолёта Наума Семёновича Чернякова работавшего в КБ Павла Осиповича Сухого Сверхзвуковой бомбардировщик Т-60С

Проект самолёта Наума Семёновича Чернякова работавшего в КБ Павла Осиповича Сухого Сверхзвуковой бомбардировщик Т-60С

Проект самолёта Наума Семёновича Чернякова работавшего в КБ Павла Осиповича Сухого Сверхзвуковой бомбардировщик Т-60С

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

При участии проекта Сайт С Нуля
Яндекс.Метрика