Ил-96

Ил-96-300 на взлёте

Ил-96-300 на взлёте

Ил-96 совершил свой первый полёт в 1988-м году. Ил-96 является дальне магистральным, широкофюзеляжным пассажирским самолётом. Он оснащён двигателями «ПС-90А», которые примерно в два раза экономичнее двигателей, которыми оснащались советские пассажирские самолёты в бытность СССР. Однако по параметру расхода топлива ПС-90А примерно в два раза уступают ведущим мировым авиационным концернам, Боингу и Эйрбасу. Единственный параметр, по которому ПС-90А соответствует мировым стандартам это малошумность! Ил-96 является прямым продолжением его предшественника, Ил-86. Здесь следует отметить, что Ил-96 перенял от своего предшественника только лишь общую аэродинамическую схему и получил при этом множество новшеств. Например, к числу основных новшеств можно отнести принципиально другую более прогрессивную аэродинамическую форму крыла! Суть этой новизны заключается в том, что нижняя поверхность крыла Ил-96 имеет не плоскую, а вогнутую форму. При ОДИНАКОВОЙ ПЛОЩАДИ крыла, крыло с ВОГНУТОЙ формой нижней поверхности крыла, создаёт ПОДЪЁМНУЮ СИЛУ БОЛЬШЕ.

Ил-96-300 в полёте

Ил-96-300 в полёте

Выпуск Ил-86 был прекращён в 1997-м году, а производство Ил-96 сохранено, но выпускается он в очень малом количестве, поштучно!? Ил-96 имеет большой потенциал обновления. Благодаря этому в 1993-м году поднялась в небо новая модификация самолёта – «Ил-96М». Этот самолёт стал первым совместным проектом России и США. Ил-96М получил фюзеляж на 8,5 метров длиннее, его оснастили американскими приборами кабины пилотов (авионикой), американскими авиадвигателями «Прат энд Уитни» (Pratt & Whitney) – «PW-23-37». Эти же двигатели установлены на американском грузовом самолёте Боинг С-17 Globe master и пассажирском Боинг-757. В результате вместимость Ил-96 стала 435 пассажиров, максимальный взлётный вес 270 тонн и дальность полёта стала 12 800 км! После этого в 1997-м году Ил-96 даже получил сертификат FAI. Но лайнер не получил должного спроса потому, что США сами производят большое количество своих самолётов, а в России после развала СССР не стало производителей способных выпускать такие самолёты!?

В итоге Ил-96 вернулся в Россию и был показан на паре авиасалонов под названием «Ил-96-400». На этом история Ил-96 могла бы закончиться, если бы не выдающиеся технические данные самолёта. К тому же в то время большие, двух двигательные самолёты типа Боинг-777 и четырёх моторный Эйрбас А-340 ещё только начали выпускаться. Ильюшинцы решили использовать ситуацию и на базе Ил-96М создали свою версию, но уже с российскими комплектующими. Название ему оставили, «Ил-96-400», установили на него улучшенные бортовые системы и российские двигатели. Вместо двигателей ПС-90А с тягой 16 000 кгс, установили форсированные двигатели, ПС-90А-1 с тягой 17 400 кгс.

Ил-96-300 во время посадки

Ил-96-300 во время посадки

Пассажирская версия обновлённого Ил-96 в производство не пошла, а вот несколько экземпляров грузового варианта, «Ил-96Т», приобрели и эксплуатировали авиакомпании «Атлант Союз» и «Полёт». Однако к 2017-му году обе эти авиакомпании прекратили своё существование. Один экземпляр, предназначенный для авиакомпании «Полёт» переделали для армии в Воздушный Командный Пункт. Также Министерство Обороны заказало несколько экземпляров Ил-96-400 в качестве топливозаправщиков. На сегодняшний день Россия испытывает острую необходимость в производстве пассажирских самолётов типа Ил-96-400М.

Однако на сегодняшний день ни Ил-96-300, ни Ил-96-400 уже не соответствуют современным ЭКОНОМИЧЕСКИМ показателям. Ил-96-300 с четырьмя двигателями и вместимостью 235-300 пассажиров на сегодняшний день в современном мире не может быть конкурентно способным. Поэтому заказчики хотели бы заказать самолёты, но с более эффективными характеристиками. Основным показателем эффективности современного пассажирского самолёта является расход топлива и моторесурса на одного пассажира. В Ил-96 на данный момент существенно увеличить мощность двигателей с уменьшением расхода топлива, да ещё и с увеличением моторесурса НЕ получается, поэтому единственная возможность повысить его эффективность – это увеличение количества пассажирских кресел. Для этого взяли в качестве базовой модификации Ил-96-400, который может вмещать до 435-ти пассажиров. Однако по современным требованиям даже Ил-96-400, учитывая недостаточный ресурс и всё-таки большой расход топлива двигателей, не соответствует требованиям сегодняшних заказчиков и необходима его модернизация.

Ил-96-300 Посадка

Ил-96-300 Посадка

Вообще советский авиапром потому и развалился, что в СССР не было надёжных, экономичных и мощных авиадвигателей как зарубежом (смотри статью «Главные причины развала советской и российской авиапромышленности»)???  Ресурс двигателей ПС-90А примерно в четыре раза меньше, чем на Боинге и Эйрбасе, а расход топлива примерно в два раза больше американских и европейских авиадвигателей, и это при мощности, как минимум вдвое меньшей!? На данный момент удалось увеличить мощность двигателя ПС-90А, с 16 000 кгс, до 17 400 кгс у двигателя ПС-90А-1. Также за время существования авиадвигателя ПС-90А созданы его модификации ПС-90А-1, ПС-90А-2 и ПС-90А-3 с улучшенными техническими характеристиками. Однако даже модификации двигателя ПС-90А не могут сделать Ил-96 конкурентно способным на сегодняшний день. Дело в том, что ПС-90А начинал разрабатываться ещё в 1980-х годах и теперь уже безнадёжно устарел.

Сегодня уже существует новая перспективная российская разработка, авиадвигатель «ПД-14», который создавался первоначально для пассажирского самолёта средней дальности полёта «МС-21-300». Но тяга этого двигателя 14 000 кгс, этого явно не достаточно для лайнера Ил-96. Рассматривался форсированный двигатель «ПД-14М», с тягой 15 600 кгс, который создавался для увеличенной модификации МС-21, «МС-21-400», но и он обладает недостаточной тягой для лайнера Ил-96, даже если Ил-96 станет легче после модернизации. Вопрос мог бы решить «ПД-18» с тягой 18 000-20 000 кгс, но пока не понятно, когда он будет создан!? В итоге пока на Ил-96 остаются модернизированные двигатели ПС-90А.

Ил-96-300 во время посадки

Ил-96-300 во время посадки

Бортовое оборудование Ил-96 навряд ли будет существенно изменено потому, что это сильно увеличит срок конструирования и сертификации самолёта, а также заметно увеличит стоимость проекта. Официально заявлено, что будет заменена кабельная сеть лайнера для уменьшения её веса и увеличения эффективности её работы. Ещё одной важной частью оборудования Ил-96 являются кабинные системы управления самолётом. Экипаж Ил-96 состоит из трёх человек, а это на сегодняшний день уже не соответствует мировому уровню. Например, даже такой великан как А-380 управляется двумя пилотами! Идеальным вариантом было бы унифицировать кабины МС-21 и Ил-96, но в разработке кабины МС-21 большое участие принимают американцы и это приведёт к зависимости от них. С технической и экономической стороны это не составляет никаких проблем и даже может быть выгодно, но политические отношения России с Америкой на сегодняшний день не самые лучшие. Тем более учитывая, что большая часть Ил-96 попадёт в государственные структуры. Во всяком случае, в производстве кабинных систем управления очень многое зависит от предприятия «КРЭТ», которое будет изготавливать это оборудование.

Ил-96-300 на взлёте

Ил-96-300 на взлёте

Интерьер пассажирского салона Ил-96-300 на сегодняшний день существенно устарел. Например, отсутствие багажных полок над центральными рядами пассажирских кресел доставляет ощутимые неудобства пассажирам центральных рядов при перевозке ручного багажа!? Также устарели некоторые материалы и элементы изготовления пассажирского салона. На Ил-96-300 нет мультимедийного оборудования пассажирских кресел, а это на сегодняшний день важный недостаток. Предстоит также существенно увеличить вместимость пассажирского салона. Сделать это предполагается не путём уменьшения расстояния между креслами, а путём добавления ещё одного кресла в центральном ряду! Компоновка рядов салона Ил-96-300: 3+3+3, а предстоит переделать на: 3+4+3. С учётом выше сказанного придётся почти полностью переделать интерьер салона.

Ил-96-300 Посадка

Ил-96-300 Посадка

Компоновка из 10-ти кресел в ряду применена, например, на Боинге-777, но там ширина салона 5,86 метра, а на Ил-96 ширина салона 5,7 метра. Соответственно салон будущего Ил-96-400 может оказаться несколько теснее. Количество рядов, по всей видимости, увеличено не будет потому, что существует стандарт шага кресел – это 32 дюйма (80 см). Уменьшение длины шага кресел применяют чаще всего авиакомпании «лоукостеры», но они летают на ближние и средние расстояния, а на дальних расстояниях это приводит к серьёзным проблемам в уровне комфорта. Авиакомпании лоукостеры – это авиакомпании, которые перевозят пассажиров по крайне низким ценам. Однако заниженная цена перевозки достигается, в том числе и путём отказа от обслуживания пассажира в воздухе, например в полёте не подаются напитки и бортпитание.

Ил-96-300 на посадке

Ил-96-300 на посадке

Основное шасси Ил-96, как и у Ил-86 состоит из трёх стоек. Раньше это было актуально потому, что качество взлётных полос было хуже, вес Ил-86 был больше, чем Ил-96 и сами стойки шасси выдерживали меньшую нагрузку. На сегодняшний день сложилась такая практика, что более чем двумя стойками основного шасси оснащаются пассажирские самолёты с максимальным взлётным весом примерно более 270-ти тонн. Центральная стойка добавляет вес самолёту, усложняет конструкцию машины и добавляет дополнительный наплыв в аэродинамику самолёта. Однако чтобы быстро выпустить новый самолёт с условием ограниченного бюджета, необходимо будет пожертвовать созданием более прогрессивного двух стоечного шасси, проведя при этом незначительную модернизацию старого шасси.

Ил-96-300 на посадке

Ил-96-300 на посадке

Предположительно к концу 2020-х годов планируется создать российский двигатель «ПД-35», которым можно будет оснастить будущий «Ил-96-Х». Мощность этого двигателя должна будет составлять 35 000 кгс. С такими двигателями Ил-96 может стать двух двигательным. Такой вариант Ил-96 тоже уже давно обсуждается. Кроме того обновлённый самолёт должен будет оснащён новым более современным крылом, которое в полёте прогибается вверх. Это исключает возникновение такого пагубного явления как флаттер, препятствует возникновению нежелательных колебаний крыла, делает самолёт более устойчивым и соответственно более безопасным!

Ил-96-300М правительства России

Ил-96-300М правительства России

Разумеется, новые будущие перспективные лайнеры могут строиться только из  новых материалов – это из композитов и всевозможных разновидностей пластиков. Композитные материалы это материалы, состоящие из металла и неметалла, например, сталь с кремнием, причём доля кремния в композите составляет до 44-х %. Такой материал примерно в 4-5 раз легче стали, но при этом прочнее стали примерно в 10 раз!!! А разновидности пластиков, которые должны будут применяться при строительстве будущих самолётов, в том числе и на Ил-96  это такие пластики, которые по прочности превосходят не только металлы, но и даже сплавы металлов! Заметим при этом, что композиты и такие пластики обладают несравнимо большей устойчивостью к воздействию воды, гораздо меньшим накоплением внутренних напряжений (усталость материала) и выдерживают гораздо более высокие температуры. Сплошные преимущества перед металлами!

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

При участии проекта Сайт С Нуля
Яндекс.Метрика