Ту-144

Ту 144

Ту-144

История, связанная с этим самолётом, по моему глубокому убеждению, имеет определённую недосказанность. Вообще, если бы этот проект не был бы так бездарно загублен, то развитие авиации в СССР, а позже в России и может быть даже в Мире, пошло бы по, более прогрессивному пути. Я думаю, Ту-144 забыт не заслуженно.

Правда, тут необходимо обязательно учесть тот факт, что именно в 70-х годах произошёл существенный скачок цен на нефть. Это тоже сильно повлияло на историю с Ту-144, но ведь другие страны, производящие авиатехнику, сумели выйти из этих затруднений — путём повышения экономичности расхода топлива самолётами — в несколько раз.

Ту-144 после посадки Торможение с помощью тормозных парашютов

Ту-144 после посадки Торможение с помощью тормозных парашютов

Это же самое нужно было вовремя сделать и у нас. Тогда, начиная с 80-х годов прошлого века, начался бы интенсивный переход на сверхзвуковую авиацию, разумеется, на авиалиниях с расстоянием более 3 500 км. Я думаю не надо дополнительно объяснять, как это актуально для такой страны как Россия.

Конкретно, Ту-144 обладал скоростью 2 500 км/ч (две скорости звука, 695 м/с) на крейсерском режиме. Крейсерский режим это, когда самолёт летит в стоячем воздухе, с нормальной нагрузкой, на высоте немного ниже максимально возможной для данного типа самолёта. Для Ту-144 эта высота составляла 18 000 — 19 000 м. 

Ту - 144

Ту-144

Ту-144 брал на борт до 150-ти пассажиров, против 110 на Конкорде. Представьте себе – долететь например, из Калининграда в Петропавловск-Камчатский не за 12 часов – без промежуточных посадок на Ил-62М, а всего лишь за 4 часа. Я сейчас говорю о типах самолётов, которые существовали в 70-х годах потому, что пассажирская, сверхзвуковая авиация появилась именно в это время.

Эксплуатация Ту-144 началась после долгих испытаний. Впервые самолёт поднялся в небо 31-го декабря 1968 года. Испытания длились примерно 8 лет, а эксплуатация самолёта длилась всего около полутора лет. Причины отказа от дальнейшей эксплуатации Ту-144 разберём ниже.

Ту-144 летал только по одной регулярной авиалинии: Москва – Алма-Ата. Во время эксплуатации началась разработка новых двигателей для Ту-144, более экономичных и соответственно более приемлемых  для дальнейшей эксплуатации — этого передового самолёта. После внедрения новых, экономичных двигателей, планировалось открыть новую авиалинию: Москва – Хабаровск.

Во время испытаний новых двигателей произошла ещё одна катастрофа с Ту-144, повлиявшая на дальнейшую судьбу самолёта. Первая катастрофа этого типа самолёта – это история, заслуживающая отдельного разговора. Коротко о ней ниже. Сразу заметим, что создание ни одного самолёта, который впоследствии эксплуатировался долго и эффективно, не обошлось без проблем при создании. В авиации даже существует такая примета — если при создании нового самолёта сначала всё идёт без сучка и задоринки, то сломается где-то потом, и наоборот, если вначале были какие-то проблемы, то впоследствии всё наладится и всё пойдёт хорошо.

Ту - 144 _

Ту-144 

Первая катастрофа Ту-144 произошла на авиасалоне в Лебурже. Если проследить все детали этой катастрофы, то невольно возникает предположение, что она произошла не случайно. Тем более, что французская сторона всячески препятствовала расследованию этой катастрофы. Этот французский истребитель, с которым чуть не столкнулся Ту-144, появился в небе в зоне полёта Ту-144, слишком, точно — в нужном месте и в нужный момент.

Ту-144 проходил над аэродромом на малой высоте. Затем начал резкий, эффектный взлёт. В этот момент появился французский истребитель прямо по курсу и чуть выше Ту-144. Экипажу Ту-144 ничего не оставалось делать как, уходя от столкновения с истребителем, начать пикировать. Высота, при  переходе от взлёта к пикированию, была всего лишь — 1 200 метров. При выходе из пикирования, чтобы не столкнуться с землёй, самолёту была дана перегрузка — выше предельно допустимой, для данного типа самолёта, и самолёт разрушился в воздухе от недопустимой перегрузки.

Дело в том, что Ту-144 был прямым и более сильным конкурентом для англо-французского Конкорда. Ту-144 превосходил Конкорд буквально по всем техническим характеристикам: по скорости, по высоте полёта, по азродинамике – особенно сверхзвукового крыла, по полезной нагрузке. Крыло Ту-144 во время стоянки на аэродроме, при взгляде с любой стороны выглядело всё изогнутым, а в полёте на двух звуковой скорости это крыло становилось прямым.

Ту - 144

Ту-144

Так же одно из главных его преимуществ была — стоимость производства. Ту-144 был буквально в 30 раз дешевле в производстве, чем Конкорд. Европейский авиа концерн, слишком сильно, испугался потерять потраченные на Конкорд миллиарды, потому, что если бы на Мировой рынок вышел Ту-144, то о Конкорде можно было бы забыть. Вообще, здесь буквально двумя словами упомянем, что в СССР было много научных и технических разработок, превосходящих буквально на голову любые Мировые, впоследствии бездарно утраченных.

Проанализировав всё вышесказанное, можно сказать, что главной причиной отказа от дальнейшего использования сверхзвуковой пассажирской авиации в СССР, явилась — не объективная оценка проблем связанных с производством и эксплуатацией Ту-144.

В защиту перспективности разработки Ту-144 говорит и ещё один факт. Всего этих самолётов было произведено 17 штук. После прекращения эксплуатации Ту-144, остались стоять на земле несколько экземпляров этого самолёта. Дело в том, что, если самолёт без полётов, только стоит на земле, то ресурс планера данного самолёта не расходуется и сохраняется довольно долго.

В начале 2 000-х годов американцы за свой счёт реанимировали один из Ту-144 и проводили на нём свои исследования по сверхзвуковому полёту на пассажирском самолёте. Это были именно, только исследовательские полёты. Салон самолёта был забит полностью, только исследовательской аппаратурой. Американцы смотрят, на перспективу и заниматься такой работой только ради одной романтики не будут. Заметьте американцы выбрали не Конкорд, а Ту-144.

Ту - 144 _

Ту-144 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

При участии проекта Сайт С Нуля
x
Яндекс.Метрика