Транспортный вертолёт Ми-26

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26

Транспортный вертолёт Ми-26 – самый тяжёлый и грузоподъёмный СЕРИЙНЫЙ вертолёт в мире на сегодняшний день! Технические решения, заложенные в него более 30-ти лет назад, до сих пор являются выдающимися! В 1971-м году на международном авиасалоне в Ле Бурже, СССР на своей экспозиции среди прочих своих новинок представил сверхтяжёлый вертолёт «В-12» (смотри статью «Михаил Леонтьевич Миль»). Этот исполин в очередной раз подтвердил лидерство СССР в деле строительства самых грузоподъёмных винтокрылых машин в мире! В 1969-м году В-12 установил АБСОЛЮТНЫЙ рекорд мира для вертолётов. Экипаж Василия Петровича Колошенко поднял груз весом более 40-ка тонн на высоту 2 000 метров!!! Этот рекорд НЕ ПОБИТ до сих пор, и претендентов его превзойти в ближайшее время НЕ предвидится.

Самый большой в мире транспортный вертолёт КБ М.Л.Миля В-12

Самый большой в мире транспортный вертолёт КБ М.Л.Миля В-12

Но в начале 1970-х годов главный заказчик винтокрылых машин, Министерство Обороны, постепенно утратил интерес к гиганту В-12. Дело ограничилось постройкой только ДВУХ экземпляров В-12. В конце 1960-х годов потребовался транспортный вертолёт типа Ми-26. Дело в том, что вертолёт «Ми-6», последовавший за В-12 получил широкое распространение, причём и на военном поприще и на гражданской службе. Но в конце 1960-х годов главного заказчика, Министерство Обороны, технические возможности Ми-6 и созданного на его базе летающего крана «Ми-10», перестали устраивать потому, что поступающая на вооружение техника приобретала всё больший вес и всё большие габаритные размеры. Для того, чтобы сохранить авиа мобильность армейских подразделений военные обратились к конструкторам вертолётной техники с требованием создать новый вертолёт, обладающий статическим потолком 1 500 метров и перевозящий 15-20 тонн груза на расстояние не менее 500 км. Это должно было стать ориентировкой на создание транспортного вертолёта Ми-26.

Транспортный вертолёт Ми-6

Транспортный вертолёт Ми-6

Задание на проработку такого проекта получили два КБ, Московского вертолётного завода (МВЗ) и коллектив Николая Ильича Камова. Вдобавок ко всему необходимость создания такого вертолёта подхлёстывали сведения, поступающие из-за границы. В США началась разработка тяжёлого вертолёта способного перевозить 20 тонн груза. Ещё в 1967-м году КБ Миля рассматривало вариант модернизации Ми-6 для того, чтобы улучшить его лётно-технические характеристики и увеличить его грузоподъёмность. Но в результате анализа выяснилось, что даже путём глубокой модернизации достичь требуемого результата невозможно. Необходимо было создавать новую машину следующего, 3-го поколения. В начале 1970-го года Михаил Миль ушёл из жизни, и КБ Миля пришлось разрабатывать транспортный вертолёт Ми-26 уже без основателя фирмы. Но осталась школа Миля и сплочённый коллектив, который возглавил Марат Николаевич Тищенко. Постройка тяжёлого транспортного вертолёта Ми-26 должна была стать достойной проверкой на зрелость всего коллектива МВЗ.

Транспортный вертолёт летающий кран Ми-10

Транспортный вертолёт летающий кран Ми-10

Изначально проект назвали Ми-6М, но когда поняли, что новый вертолёт придётся создавать с нуля, проекту присвоили название «Ми-26» или «Изделие-90». Конструирование началось с рассмотрения наиболее оптимальной схемы и компоновки вертолёта. Обсуждались три варианта компоновки – одновинтовая, двухвинтовая продольная и двухвинтовая поперечная. По каждой из схем были созданы группы, защищающие каждая свой вариант. Все предложения рассматривались на заседаниях научно-технического совета. Каждая из компоновок имела право на существование, но КБ Миля традиционно использовало одновинтовую схему и это сыграло основную роль при выборе схемы транспортного вертолёта Ми-26. В конечном счёте, два ведущих сотрудника ученики Миля, Некрасов Андрей Владимирович и Бахов Олег Петрович и их коллективы убедили других конструкторов, что надо сделать ОДНОВИНТОВОЙ вертолёт.

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26Т

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26Т

После того как конструкторы определились со схемой будущей машины и проанализировав технические возможности, специалисты пришли к заключению, что транспортный вертолёт Ми-26 возможно будет сделать близким по размерам к Ми-6. Это позволило бы оба вертолёта эксплуатировать с одних и тех же аэродромов. Но для того, чтобы будущий транспортный вертолёт Ми-26 получил высокие лётно-технические характеристики, необходимо было применить нетрадиционные методы проектирования, отказаться от использования серийных агрегатов, а также отказаться от общепринятых конструкторских решений. Вдобавок ко всему на тот момент в мире не существовало опыта создания подобной машины. Соответственно КБ Миля при разработке тяжёлого транспортного вертолёта Ми-26 снова выступило в роли первопроходца.

Винтокрыл КБ Н.И.Камова Ка-35

Винтокрыл КБ Н.И.Камова Ка-35

В середине 1971-го года все исследования были закончены. Конструкторы нашли оптимальные решения и по отдельным агрегатам и по всей конструкции вертолёта. Получившийся проект КБ представило в Министерстве авиационной промышленности, которое его одобрило. В 1972-м году командованию ВВС представили два варианта – Ми-26 и винтокрыл «Ка-35», который был спроектирован в Ухтомском вертолётном КБ. Военные выбрали более привычную и проверенную на Ми-6 ОДНОВИНТОВУЮ схему. После уточнения с военным заказчиком тактико-технических характеристик началось рабочее проектирование тяжёлого транспортного вертолёта Ми-26.

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26

В сборочном цехе был сооружён макет в натуральную величину. В соответствии с техническим заданием на макете проверяли, как в грузовом отсеке размещается техника и личный состав. Для проектирования машины нового поколения конструкторы разработали десятки специальных программ и выполнили очень большое количество разных исследований. При проектировании транспортного вертолёта Ми-26, ВПЕРВЫЕ перед постройкой макета в натуральную величину было проведено такое количество предварительных расчётов, стендовых испытаний и исследовательских работ! На многочисленных стендах нарабатывался ЗАПАС РЕСУРСА различных агрегатов. Проверялись все жизненно важные детали будущего транспортного вертолёта Ми-26. 

Кабина пилотов самого большого в мире СЕРИЙНОГО транспортного вертолёта Mи-26 с великолепным обзором и отличной эргономикой

Кабина пилотов самого большого в мире СЕРИЙНОГО транспортного вертолёта Mи-26 с великолепным обзором и отличной эргономикой

Всего количество стендов достигало 70-ти штук! Некоторые из них являлись УНИКАЛЬНЫМИ! Например, стенд повторно-статических испытаний фюзеляжа и шасси, методом сбрасывания изделия в натуральную величину. С помощью данного стенда впервые, во время ещё только стадии разработки, путём имитации различных полётных и посадочных ситуаций удалось определить АМОРТИЗАЦИОННЫЙ СРОК планера вертолёта. В некоторых испытаниях транспортного вертолёта Ми-26 участвовал даже вертолёт Ми-6. Например, на одном из отслуживших свой срок Ми-6 сняли НЕСУЩИЙ винт и на его место устанавливали РУЛЕВОЙ винт Ми-26. Затем Ми-6 с помощью своих двигателей приводил в движение рулевой винт Ми-26 и таким образом определялись нормальные и предельные параметры нагрузки рулевого винта Ми-26. Рулевой винт Ми-26 самый большой в мире! Его диаметр 7,6 метра это на полтора метра больше диаметра циферблата Кремлёвских Курантов!

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26 Восьмилопастной несущий винт

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26 Восьмилопастной несущий винт

Одной из сложнейших задач стало создание главного редуктора транспортного вертолёта Ми-26, который должен был передавать суммарное усилие 23 000 л.с. от двух самых мощных в мире турбовальных вертолётных двигателей «Д-136». Конструкторы вертолётных двигателей НЕ взялись за создание такого редуктора. Его сконструировали самостоятельно на Московском Вертолётном Заводе. В его конструкции применили так называемую «многопоточную» схему, которая до того в СССР никогда не применялась. В результате главный редуктор, названный ВР-26, по ВЕСУ получился почти таким же, как и на Ми-6, но при этом превосходил главный редуктор Ми-6, по передаваемой мощности более, чем в два раза, а по выходному крутящему моменту более, чем в полтора раза! Создание такого МОЩНОГО вертолётного редуктора, как на транспортном вертолёте Ми-26, стало выдающимся мировым достижением. По этому поводу президент фирмы «SIKORSKY AIRCRAFT» по специальным программам Сергей Игоревич Сикорский сказал: «Этот редуктор для нас стал сюрпризом. Он послужил для нас школой, как надо строить редуктор, принимающий усилие в 23 000 л.с Редуктор Ми-26 удалось создать весом 3,5 тонны и это непревзойдённое отношение веса агрегата к передаваемой мощности. На МВЗ главный редуктор ВР-26 в шутку называли не «главный редуктор», а «ГЕНЕРАЛЬНЫЙ редуктор всех вертолётов»!

Втулка самого большого в мире СЕРИЙНОГО транспортного вертолёта Mи-26

Втулка самого большого в мире СЕРИЙНОГО транспортного вертолёта Mи-26

Не меньшим достижением стал ВОСЬМИЛОПАСТНОЙ несущий винт транспортного вертолёта Ми-26. Втулку винта Ми-26 для уменьшения веса ВПЕРВЫЕ изготовили из ТИТАНА. Втулкой на вертолёте является агрегат, к которому крепятся лопасти несущего винта. Лопасти несущего винта Ми-26 получили длину 15 метров и новый аэродинамический профиль. Состояли лопасти из стального лонжерона, к которому крепились стеклопластиковые элементы. Ротор нового вертолёта испытывали на летающей лаборатории Ми-6 и в ходе испытаний были подтверждены его высокие лётные характеристики. Несущий винт транспортного вертолёта Ми-26 в диаметре на 3 метра меньше, чем у Ми-6, но при этом он создаёт тягу на 30% больше! Испытания всей несущей системы и трансмиссии проводили на уникальном динамическом стенде в натуральную величину, где тоже подтвердились высокие технические данные будущей новой машины.

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26

Несмотря на внедрение большого количества технических новинок, в успехе нового транспортного вертолёта Ми-26, в КБ Миля никто не сомневался! Сам М.Л.Миль утверждал, что если в новой машине процент технического риска превышает 20%, то это, в общем, ОЧЕНЬ РИСКОВАННЫЙ проект. Однако если взять, например восьмилопастную втулку несущего винта Ми-26, хотя она и сделана из титана, но она шарнирная, то есть на торсионе, который держит усилие. Все сочленения были сделаны по тому же принципу, который проверен на всех предыдущих вертолётах Миля. Вся эта огромная подготовительная работа, проводившаяся с 1974-го по 1977-й года, показала, что всё было сделано очень правильно!

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26Т перевозит на внешней подвеске фюзеляж самолёта Ту-134

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26Т перевозит на внешней подвеске фюзеляж самолёта Ту-134

В конце октября 1977-го года первый экземпляр транспортного вертолёта Ми-26 выкатили из сборочного цеха. Через полтора месяца наземных работ, 14-го декабря, лётчик-испытатель Гурген Рубенович Карапетян впервые оторвал Ми-26 от земли и осуществил опробование систем и агрегатов в воздухе в течение трёх минут. Затем 21-го февраля 1978-го года машина перелетела с площадки около сборочного цеха на аэродром. В августе 1980-го года испытания были ЗАКОНЧЕНЫ, то есть полный цикл испытаний этой уникальной машины был проведён менее чем за три года! В заключении комиссии было написано: «Опытный средний военно-транспортный вертолёт Ми-26 государственные испытания выдержал». Таким образом, главный заказчик, Министерство Обороны признавало, что первым по грузоподъёмности является В-12. Однако к этому времени В-12 уже стал историей, поэтому всего через месяц для Ми-26 изменили статус на «ТЯЖЁЛЫЙ» и рекомендовали к принятию на вооружение.

Выдающиеся лётно-технические данные Ми-26 позволили установить на нём целый ряд мировых рекордов! На фирме Миля приняли решение, что рекордные полёты будут выполнять по очереди все лётчики, которые принимали участие в испытаниях транспортного вертолёта Ми-26. В 1982-м году 4-го февраля экипажи, сменяя друг друга, установили четыре Мировых рекорда высоты с грузом! Это были полёты с грузом 10, 15 и 20 тонн, а под руководством лётчика-испытателя Германа Витальевича Алфёрова был осуществлён полёт, в котором груз весом 25 тонн удалось поднять на высоту 4 060 метров!!! При этом на высоту 2 000 метров Ми-26 взлетел с полётной массой почти 57 тонн это тоже было высшее мировое достижение! В декабре 1982-го года ЖЕНСКИЙ экипаж во главе с лётчицей Инной Кобец, на Ми-26 установил сразу ДЕВЯТЬ женских мировых рекордов!!!

Загрузка ДМД-2 в грузовой отсек самого большого в мире СЕРИЙНОГО транспортного вертолёта Mи-26

Загрузка ДМД-2 в грузовой отсек самого большого в мире СЕРИЙНОГО транспортного вертолёта Mи-26

За создание нового тяжёлого транспортного вертолёта Ми-26 многих сотрудников КБ Миля наградили Государственной премией, а руководитель фирмы, Марат Николаевич Тищенко был назначен Генеральным конструктором и удостоен звания Героя Социалистического Труда! Технические характеристики Ми-26, которые были заложены в машину, оказались больше, чем требовались по тактико-техническому заданию! Например, если задавалась максимальная масса перевозимого груза 15 тонн, то Ми-26 мог перевозить данный вес не на дальность 500 км, а на дальность 800 км или груз весом 20 тонн мог перевозить на дальность 500 км! Краткие технические характеристики военно-транспортного вертолёта Ми-26:  Диаметр несущего винта – 32 метра; Высота вертолёта – 8,15 метра; Длина фюзеляжа – 33,7 метра; Максимальный взлётный вес – 56 тонн; Максимальная грузоподъёмность внутри фюзеляжа – 20 тонн, а грузоподъёмность на внешней подвеске – 25 тонн; Силовая установка – два газотурбинных турбовальных двигателя «Д-136» мощностью по 11 500 л. с. каждый; Экипаж – 5 человек; Максимальная скорость – 295 км/ч; Практическая дальность полёта – 500 км; Динамический потолок – 4 800 метров.

БМД-2 в грузовом отсеке самого большого в мире СЕРИЙНОГО транспортного вертолёта Mи-26

БМД-2 в грузовом отсеке самого большого в мире СЕРИЙНОГО транспортного вертолёта Mи-26

В СЕРИЙНОЕ производство транспортный вертолёт Ми-26 запустили на Ростовском Вертолётном Заводе. В начале 1980-х годов первые серийные машины начали поступать в воинские части. Большое внимание разработчики нового тяжеловоза уделили УДОБСТВУ лётной эксплуатации и наземного обслуживания. При этом учитывался опыт многолетнего успешного применения вертолёта Ми-6 по ВСЕМУ МИРУ. В общем Ми-26 был идентичен по компоновке своему предшественнику, но по эксплуатационным и экономическим показателям существенно его превосходил! Фюзеляж нового вертолёта получил плавные обводы в виде кривых второго порядка, которые заметно улучшали аэродинамические качества транспортного вертолёта Ми-26 на всех режимах полёта.

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26Т перевозит на внешней подвеске БМД-2

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26Т перевозит на внешней подвеске БМД-2

Внешние геометрические размеры Ми-6 и Ми-26 были довольно близкими, но при этом ОБЪЁМ грузового отсека Ми-26 почти в ДВА раза превышал Ми-6. Длина грузового отсека Ми-26 составляла 12,1 метра, высота 3,1 метра, ширина 3,2 метра. При всех этих размерах грузового отсека, фюзеляж Ми-26 оказался легче. Это произошло благодаря применению алюминиево-литиевых сплавов, титана и стеклопластика. Алюминиево-литиевые сплавы имели один недостаток, они являлись более хрупкими, чем другие алюминиевые сплавы, применявшиеся в предыдущих вертолётах. Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ транспортный вертолёт Ми-26 оборудовали специальными лебёдками и тельферами. Это позволяло эксплуатировать вертолёт в отдалённых местах, где все работы необходимо было производить силами самого экипажа. Створки и трап грузового отсека приводились движение гидравликой. Для удобства погрузки-разгрузки вертолёт оснащён системой изменения клиренса и складной задней опорой под поворотным винтом. При транспортировке длинномерных грузов рампа грузового отсека фиксируется в горизонтальном положении. Самоходная колёсная и гусеничная техника загружается своим ходом. Несамоходную колёсную технику можно затягивать с помощью лебёдок или завозить тягачом.

Блистеры кабины экипажа самого большого в мире СЕРИЙНОГО транспортного вертолёта Mи-26Т2

Блистеры кабины экипажа самого большого в мире СЕРИЙНОГО транспортного вертолёта Mи-26Т2

Негабаритную и крупную технику весом до 25 тонн транспортный вертолёт Ми-26 может перевозить на ВНЕШНЕЙ подвеске. Для безопасности полёта система внешней подвески оснащена креплением под люком в полу грузового отсека. Работу пилотов облегчает автопилот и система гашения колебаний. Впервые на вертолёте, а именно на Ми-26, внедрена бортовая телевизионная система. Она обеспечивает не только контроль экипажем погрузки груза, но и контроль поведения груза на внешней подвеске. Кабина пилотов имеет великолепный обзор! Новейший пилотажно-навигационный комплекс позволяет осуществлять полёты днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в том числе и над местностью, где нет ориентиров. Обустройство кабины транспортного вертолёта Ми-26 обеспечивает максимальное удобство для работы экипажа. У каждого рабочего места имеются БЛИСТЕРЫ – это большие выпуклые иллюминаторы для обзора пространства ПОД вертолётом.

Откидные капоты для технического обслуживания самого большого в мире СЕРИЙНОГО транспортного вертолёта Mи-26

Откидные капоты для технического обслуживания самого большого в мире СЕРИЙНОГО транспортного вертолёта Mи-26

Экипаж транспортного вертолёта Ми-26 состоял из пяти человек – командира, второго пилота, штурмана, бортинженера и бортового техника. Кабина экипажа герметичная и оборудована кондиционером. Это позволяет эксплуатировать Ми-26 в любых климатических условиях. Вдобавок к этому кондиционер создавал повышенное давление воздуха в кабине, что препятствовало попаданию пыли в кабину. Запуск двигателей производился от бортовой Вспомогательной Силовой Установки (ВСУ) или от Установки Воздушного Запуска – это наземная станция сжатого воздуха (УВЗ). Для защиты двигателей транспортного вертолёта Ми-26 от пыли и грязи применяются специальные входные устройства, которые очищают воздух за счёт центробежной силы. Силовая установка оснащена системой синхронизации мощности и автоматического поддержания оборотов несущего винта. Это позволяет при выходе из строя одного из двигателей переводить второй двигатель в ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ режим работы и благополучно завершить полёт!

Защитные входные устройства двигателей от пыли и грязи самого большого в мире СЕРИЙНОГО транспортного вертолёта Mи-26

Защитные входные устройства двигателей от пыли и грязи самого большого в мире СЕРИЙНОГО транспортного вертолёта Mи-26

По сравнению с вертолётом Ми-6 на транспортном вертолёте Ми-26 значительно снижена трудоёмкость технического обслуживания. Система капотов, трапов, люков и рабочих площадок, открывающихся вручную, обеспечивает свободный и лёгкий доступ к любым агрегатам. В отрыве от постоянного места дислоцирования вертолёт можно подготовить к вылету составом самого экипажа. Базовый вариант Ми-26 за короткое время можно переоборудовать в зависимости от поставленной задачи. В ДЕСАНТНОМ варианте Ми-26 предназначен для транспортировки 82-х солдат или 68-ми десантников с полным снаряжением. Посадка и выгрузка солдат осуществляется через двери-трапы и грузовой люк сзади. Личный состав в грузовом отсеке транспортного вертолёта Ми-26 размещался на быстросъёмных сидениях. Для ускорения, десантирование можно проводить без выключения двигателей. В САНИТАРНОМ варианте Ми-26 может перевозить 60 лежачих больных в сопровождении 3-х медицинских работников. Носилки с больными крепились к бортам в четыре яруса с помощью специальных замков и лямок. Вдобавок к этому на откидных сидениях могли разместиться легкораненые.

Откидные капоты для технического обслуживания самого большого в мире СЕРИЙНОГО транспортного вертолёта Mи-26

Откидные капоты для технического обслуживания самого большого в мире СЕРИЙНОГО транспортного вертолёта Mи-26

Первыми учиться летать на транспортном вертолёте Ми-26 начали лётчики 344-го Центра Боевого Применения и Переучивания лётного состава в городе Торжок. Спаренное управление способствовало быстрому освоению новой машины. По сравнению с Ми-6 управление на Ми-26 осуществлялось БЕЗ физических усилий. Большой запас мощности привёл к появлению некоторых особенностей в пилотировании транспортного вертолёта Ми-26. Вертолёт без груза даже с полностью опущенной ручкой «шаг-газ» приземлялся неохотно, поэтому приходилось заводить вертолёт на посадку по более пологой глиссаде. По этой причине для учебных полётов в Ми-26 в начале, специально загружали балласт. Более лёгкий по сравнению с Ми-6 несущий винт обладал меньшей инерцией, поэтому обучению экипажей режиму АВТОРОТАЦИИ на транспортном вертолёте Ми-26 уделялось больше времени.

Противопожарный вариант самого большого в мире СЕРИЙНОГО транспортного вертолёта Mи-26

Противопожарный вариант самого большого в мире СЕРИЙНОГО транспортного вертолёта Mи-26

Режим авторотации – это способ благополучной посадки вертолёта с отказавшими двигателями. Это происходит так. Если у вертолёта отказали двигатели, то пилот ставит лопасти несущего винта в такое положение, при котором при снижении вертолёта обеспечивается наибольшая скорость раскручивания несущего винта, то есть несущий винт должен набрать как можно больше кинетической энергии кручения. Затем перед самой посадкой на землю, в нужный момент, пилот переводит лопасти несущего винта в положение, при котором они создают наибольшую подъёмную силу и за счёт набранной кинетической энергии кручения несущего винта вертолёт осуществляет благополучную посадку с неработающими двигателями!

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26 при выполнении миротворческой миссии ООН

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26 при выполнении миротворческой миссии ООН

Впервые транспортный вертолёт Ми-26 был выставлен на всемирное обозрение в Ле Бурже в 1981-м году. Очередная советская новинка вызвала к себе живой интерес! А вот американцы программу разработки своего тяжёлого вертолёта свернули. В начале 1980-х годов сведения о Ми-26 стали регулярно появляться в зарубежных авиационных изданиях. По классификации НАТО, транспортный вертолёт Ми-26 получил название «Гало», что означает «сияние», «ореол». Первой проверкой в серьёзном деле, для Ми-26 стала его деятельность на войне в Афганистане. Там они выполняли обычные для транспортных вертолётов задачи перевозили раненых, доставляли различные грузы, перебрасывали личный состав. Во время этих полётов транспортный вертолёт Ми-26 совершал посадки в горах на высоте до 4 000 метров над уровнем моря.

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26 принимает участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в непосредственной близи от реактора

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26 принимает участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в непосредственной близи от реактора

В 1986-м году большая группировка Ми-26 принимала участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Для уменьшения влияния радиационного излучения кабина экипажа была оборудована воздушными фильтрами и специальной защитой. В отличие от других вертолётов транспортный вертолёт Ми-26 позволял установить на нём какое-нибудь защитное оборудование, а именно свинцовые пластины толщиной 22 миллиметра. Правда, впоследствии выяснилось, что эти пластины сыграли чисто психологический эффект. Некоторую небольшую часть радиации они, конечно, останавливали, но только лишь НЕЗНАЧИТЕЛЬНУЮ потому, что для настоящей и полной защиты от радиации необходима толщина свинцовых пластин в 10 раз больше! Во время работы транспортного вертолёта Ми-26 непосредственно над реактором Чернобыльской АЭС штатные дозиметры, установленные в КАБИНЕ ПИЛОТОВ, показали 280 рентген в час, в то время как общепринятой БЕЗОПАСНОЙ ДОЗОЙ облучения считается 50 рентген в час. Учитывая всю сложность ситуации на Чернобыльской АЭС, сотрудники МВЗ всего за несколько дней создали специальную модификацию Ми-26! Эта модификация могла распылять особую КЛЕЙКУЮ жидкость, которая на земле связывала радиоактивную пыль и препятствовала её распространению.

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26 принимает участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26 принимает участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы

Экипажам транспортного вертолёта Ми-26 под руководством лётчиков-испытателей Гургена Карапетяна и Анатолия Грищенко поручали сложные работы по транспортировке грузов на нестандартно длинной подвеске. Одной из таких задач явилась отработка установки 15-титонной крышки, которой предполагалось накрыть открытый реактор 4-го энергоблока. Мощные двигатели транспортного вертолёта Ми-26 в ходе работ на Чернобыльской АЭС засасывали много радиоактивной пыли. Соответственно после работы машины дезактивировали. После каждого рабочего дня экипажи и машины проходили дозиметрическую проверку. После посадки в кабину пилотов пришли радиометристы, начали измерять радиационное облучение и намеряли у лётчиков 16-ти кратное облучение сверх нормы, у штурмана превышает в 22 раза, у бортинженера в 18 раз больше допустимой дозы. А когда вышли в грузовой отсек транспортного вертолёта Ми-26, а там буквально свечение потому, что двигатели засасывают радиоактивную пыль и даже стоит треск и присутствует сияние. Лётчики спросили: «А здесь много Им ответили: «А здесь у нас уже никаких  приборов не хватает измерить облучение Вклад, внесённый вертолётчиками ценой самоотверженной работы во время ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, измеряется многими и многими спасёнными жизнями!!!

Установка отстрела тепловых ловушек самого большой в мире СЕРИЙНОГО транспортного вертолёта Mи-26

Установка отстрела тепловых ловушек самого большой в мире СЕРИЙНОГО транспортного вертолёта Mи-26

Наибольшая часть серийных транспортных вертолётов Ми-26 попадала в Вооружённые Силы. К концу 1980-х годов Ми-26 занял прочные позиции в армейской авиации. Это подтверждает Мировой рекорд, который установили военные лётчики в августе 1988-го года. Они совершили полёт по маршруту длиной 2 000 км со СРЕДНЕЙ скоростью 279 км/ч. Таким образом, самый тяжёлый СЕРИЙНЫЙ вертолёт в мире стал ещё и самым БЫСТРЫМ! Однако и гражданский воздушный флот тоже нуждался в обновлении парка устаревающих винтокрылых машин Ми-6. В 1983-м году разработали гражданский вариант транспортного вертолёта Ми-26. От военного варианта он отличался составом бортового оборудования. Он получил название «Ми-26Т». Также на нём убрали установки отстрела тепловых ловушек, броневые листы защиты экипажа и некоторое другое специальное оборудование.

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26Т перевозит на внешней подвеске мачту высоковольтной линии электропередач

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26Т перевозит на внешней подвеске мачту высоковольтной линии электропередач

В гражданском применении Ми-26Т тоже быстро завоевал популярность! Учитывая выдающиеся эксплуатационные возможности, вертолёт применяется в самых различных климатических условиях, начиная с жарких африканских пустынь и кончая арктическими широтами Крайнего Севера. Большая экономическая выгода от применения транспортного вертолёта Ми-26 по сравнению с машинами предыдущего поколения обуславливалась тем, что он имел высокую ВЕСОВУЮ ОТДАЧУ и экономичные, мощные двигатели. ВЫСОКАЯ весовая отдача означает, что летательный аппарат способен нести груз по весу сравнимый с весом самого летательного аппарата или груз, существенно превосходящий вес самого летательного аппарата. Заказчики из многих стран желали не только приобретать Ми-26Т, но и брать его в аренду для выполнения строительных и монтажных работ.

При использовании вертолёта в гражданской авиации как нельзя, кстати, пришлась его возможность перевозить грузы на ВНЕШНЕЙ подвеске. В роли летающего крана транспортный вертолёт Ми-26 выполняет работы с ювелирной точностью! Поэтому многие уникальные транспортные операции стали широко известными в мире и ещё больше укрепили репутацию Ми-26. Транспортный вертолёт Ми-26 внёс неоценимый вклад в дело освоения многих НЕФТЯНЫХ месторождений Сибири и Крайнего Севера. Он позволяет в кратчайшие сроки перевозить оборудование и технику в СОБРАННОМ виде, которую, до того приходилось РАЗБИРАТЬ.

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26Т

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26Т

После исчезновения СССР интерес к Ми-26 НЕ пропал. Ростовский Вертолётный Завод совместно с МВЗ имени Миля продолжают совершенствовать машину. С 2010-го года серийное производство транспортного вертолёта Ми-26 возобновлено. Заказчики приобретают различные модификации, в том числе и сертифицированный по современным международным нормам лётной годности. В модификации топливозаправщика Ми-26 способен доставлять 15 000 литров топлива. На специальной внешней подвеске он может перевозить древесину, трубы и другие длинномерные грузы. В противопожарном варианте вертолёт оснащается подвесным водосливным устройством, в котором помещается 15 тонн воды. Набрать воду в это водосливное устройство можно из любого водоёма глубиной ОТ ОДНОГО метра! В варианте воздушного крана Ми-26 может быть оборудован дополнительной ПОДВЕСНОЙ кабиной.

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26 перевозит фюзеляж транспортного вертолёта Ми-26 на внешней подвеске

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ транспортный вертолёт Mи-26 перевозит фюзеляж транспортного вертолёта Ми-26 на внешней подвеске

В 1994-м году с помощью ЧЕТЫРЁХ транспортных вертолётов Ми-26 был установлен Мировой рекорд. Сборная команда парашютистов из многих стран в небе в районе города Анапа собрала формацию из 287-ми человек. В 2012-м году Ми-26 провёл ещё одну достойную Книги Рекордов Гиннеса транспортировку. Он перевёз два фюзеляжа казахстанских Ми-26 из города Тараз в Новосибирск на ремонт. Для этого было совершено два рейса на расстояние 2 000 км каждый, в течение 78 полётных часов с 13-ю промежуточными посадками на отдых и дозаправку. Транспортному вертолёту Ми-26 довелось побывать и во многих горячих точках новейшей истории. Они неоднократно принимали участие в миротворческих миссиях ООН.

Проект вертолёта-крана Ми-26К

Проект вертолёта-крана Ми-26К

После безотказной работы, в разные годы Ми-26 рассматривался как базовый вариант для конструирования модификаций с ещё большими техническими характеристиками. Некоторые проекты были доведены до реальных образцов. А некоторые остановлены на стадии проектирования. Например, вертолёт-кран «Ми-26К». Анализ мирового вертолётного рынка определил направления модернизации транспортного вертолёта Ми-26 в соответствии с требованиями возможных заказчиков. На сегодняшний день относительно легче модернизировать авионику – это приборы в кабине пилотов. В результате появилась модификация «Ми-26Т-2». В нём количество членов экипажа сокращено до ДВУХ человек. Это произошло благодаря многофункциональным индикаторам и максимальной автоматизации комплексов вертолёта.

Кабина пилотов самого большого в мире СЕРИЙНОГО транспортного вертолёта Mи-26Т2 с НОВОЙ АВИОНИКОЙ великолепным обзором и отличной эргономикой

Кабина пилотов самого большого в мире СЕРИЙНОГО транспортного вертолёта Mи-26Т2 с НОВОЙ АВИОНИКОЙ великолепным обзором и отличной эргономикой

В 2013-м году на модификации Ми-26Т-2 был совершён дальний перелёт до Алжира и обратно. В результате этого перелёта Алжир заказал приобретение 6-ти вертолётов модификации Ми-26Т-2! Дальнейшее увеличение лётных характеристик возможно за счёт повышения мощности двигателей, которые позволят ещё больше расширить диапазон применения Ми-26 по температуре окружающей среды и позволят взлетать на ещё большую высоту. На сегодняшний день в серийном производстве выпущено более 300 штук транспортных вертолётов Ми-26. Этот винтокрылый трудяга эксплуатируется не только в России, но и за рубежом, во многих странах, причём не только в Вооружённых Силах, но и в коммерческих компаниях и в государственных структурах.

Американский транспортный вертолёт Sikorsky СН-53

Американский транспортный вертолёт Sikorsky СН-53

Ближайший конкурент нашего тяжеловоза – это американский вертолёт с ТРЕМЯ двигателями «Sikorsky СН-53» выпущенный фирмой «Сикорский». Грузоподъёмность  Sikorsky СН-53 почти 16 тонн. К такому показателю вертолёт вышел только после нескольких поэтапных модификаций данной машины. Ещё один ближайший конкурент транспортного вертолёта Ми-26 тоже американский вертолёт, с продольной схемой расположения двух несущих винтов это «Boeing СН-47 Chinook», который тоже прошёл через несколько модернизаций. На сегодняшний день его грузоподъёмность около 13-ти тонн. Всемирно известен случай как транспортный вертолёт Ми-26 вывозил на внешней подвеске американский транспортный вертолёт СН-47 Chinook из горных районов в Афганистане! Американские военные знали, что данное задание могут выполнить только российские лётчики на Ми-26!

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ российский транспортный вертолёт Mи-26 перевозит американский транспортный вертолёт Чинук на внешней подвеске в Афганистане

Самый большой в мире СЕРИЙНЫЙ российский транспортный вертолёт Mи-26 перевозит американский транспортный вертолёт Чинук на внешней подвеске в Афганистане

В настоящее время наблюдается очередной всплеск интереса к тяжёлым вертолётам. Американцы решили и дальше модифицировать свои уже имеющиеся на вооружении машины. А в Европе всерьёз планируют создавать новый тяжёлый  транспортный вертолёт. Также в Китае убедившись на практике эффективной эксплуатации, собираются создавать свой тяжёлый вертолёт подобный нашему транспортному вертолёту Ми-26. Правда, с помощью с российских конструкторов. Но пока советско-российский Ми-26 продолжает быть самым большим и грузоподъёмным транспортным вертолётом в Мире!!! Потенциал, заложенный в конструкцию Ми-26, до конца ещё НЕ раскрыт. Применение этого тяжеловоза показывает, что зачастую он является ЕДИНСТВЕННЫМ в Мире средством для выполнения различных задач!!! Благодаря ВЫСОЧАЙШИМ профессиональным и деловым качествам Генерального конструктора Марата Николаевича Тищенко и сотрудников его КБ был создан такой ВЫДАЮЩИЙСЯ транспортный вертолёт Ми-26.

Американский транспортный вертолёт Boeing CH-47 Chinook

Американский транспортный вертолёт Boeing CH-47 Chinook

Американский транспортный вертолёт Boeing CH-47 Chinook с открытой задней рампой

Американский транспортный вертолёт Boeing CH-47 Chinook с открытой задней рампой

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

При участии проекта Сайт С Нуля
Яндекс.Метрика