В Красноярске для начинающих парашютистов применяются в основном два типа парашютов: Д-1 и Д-6. Первый прыжок осуществляется в основном на парашюте Д-1. Есть ещё парашют-крыло, так называемый «Лесник». Это управляемый парашют, планирующий, но прыгать на нём разрешают только после 2-3 прыжков на круглом парашюте.
Главное отличие парашютов Д-1 и Д-6 в том, что Д-1 считается неуправляемым парашютом, а Д-6 частично управляемым. Есть также некоторая разница между парашютами, выдаваемыми на первый прыжок, мужчинам и женщинам. Женский Д-1 также является частично управляемым, а мужской — «Юниор» — неуправляемым.
Всё управление парашютом «Юниор» сводится к тому, что на нём можно выполнять разворот вокруг вертикальной оси и так называемое боковое скольжение – это уход от препятствия в сторону.
Разворот вокруг вертикальной оси на парашюте Д-1 осуществляется путём перехватывания руками крест-накрест вертикальных, ближайших к Вам, ремней парашюта, стягивания их в центр и удержания их в таком положении сколько потребуется. Для разворота направо Вы, сначала правую руку заводите за голову и хватаетесь за левый ремень, потом левой рукой перед головой хватаетесь за правый ремень, тянете их оба в центр, пока вас не развернёт, и, держите их в таком положении сколько потребуется. И наоборот, для разворота налево Вы сначала левую руку заводите за голову и хватаетесь за правый ремень, потом правой рукой перед головой хватаетесь за левый ремень, тянете их оба в центр, пока вас не развернёт, и, держите их в таком положении сколько потребуется.
Для ухода от препятствия в сторону на парашюте Д-1, применяется так называемое боковое скольжение. Для ухода вправо от препятствия Вы, тянете просто вниз ближайшие к Вам правые стропы, а для ухода влево тянете просто вниз ближайшие к Вам левые стропы. Здесь нужно точно знать, что скорость ухода в сторону, примерно 1 метр в секунду. Соответственно Вам надо заранее посмотреть, куда Вы приземляетесь и вовремя принять то или иное решение.
Разворот вокруг вертикальной оси на парашюте Д-6, осуществляется в отличие от, парашюта Д-1 не перекрёстным стягиванием ремней, а натягиванием специальных строп управления. Стропы управления на парашюте Д-6 красного цвета. После раскрытия парашюта Вы должны обязательно посмотреть вверх, чтобы определить — правильно ли раскрылся парашют.
Если купол полный, переплетения строп между собой и перехлёста строп через купол нет – всё ПРОСТО ШИКАРНО! На парашюте Д-6 одновременно с этим Вы увидите чуть выше вашей головы, рядом с ней, висящие справа и слева, по одной стропе управления. Они выглядят в виде лямок и они обязательно красного цвета. Для разворота вокруг вертикальной оси на парашюте Д-6 вправо — Вы тянете вниз правую стропу управления, а для разворота влево – вниз левую. Когда Вы ещё находитесь на большой высоте, попробуйте это поделать даже если в этом нет необходимости. Вам это понравится точно!
Уход от препятствия вправо или влево на парашюте Д-6 аналогичен Д-1.
На планирующем парашюте «Лесник» управление осуществляется с помощью двух жёлтых лямок управления. После раскрытия парашюта они будут находиться в их среднем положении над Вашей головой, прижатые к стропам. Прижатыми они делаются при укладке парашюта, чтобы они не запутались со стропами парашюта во время раскрытия. После раскрытия парашюта Вам необходимо ПОСМОТРЕТЬ ВВЕРХ и определить качество раскрытия парашюта. Если всё нормально, то берётесь за жёлтые лямки и тянете их вниз, чтобы вытянуть их из зацепления со стропами.
Всё с этого момента Вы управляете «САМОЛЁТОМ»! Тянете вниз левую лямку управления – поворачиваете влево. Тянете вниз правую лямку управления – поворачиваете вправо. Тянете вниз обе лямки управления одновременно – замедляете на 3-4 секунды скорость приземления! Тянуть обе лямки вниз одновременно необходимо в основном при непосредственно приземлении для мягкого касания земли. При безветрии или слабом ветре для мягкого приземления тянете вниз обе лямки примерно на высоте 3-4 метра, а при более сильном ветре на высоте примерно 2-3 метра! Все движения лямками управления делаются только ПЛАВНО, без резких движений! Парашют «Лесник» очень чувствителен к органам управления!
Когда приземляешься на парашюте-крыле, то возникает ПОЛНОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО САМ ЗАВОДИШЬ САМОЛЁТ НА ПОСАДКУ!
Скорость приземления «Лесника» вертикальная до 5-ти метров в секунду и горизонтальная до 10-ти метров в секунду! Соответственно посадка осуществляется на всех типах парашютов ПРОТИВ ВЕТРА, а на «Леснике» ЭТО ОСОБЕННО ВАЖНО! Если при приземлении на «ЛЕСНИКЕ» Вы всё сделаете правильно, то касание земли будет таким, как будто Вы спрыгнули с табуретки!
Если произошло неправильное раскрытие парашюта – неполный купол, перепутались стропы, перехлёст стропы через купол или что то ещё, то просто дёргаете кольцо ЗАПАСНОГО ПАРАШЮТА!
Вcё, вперёд наслаждаться Небом!