Олег Константинович Антонов

Авиаконструктор Олег Константинович Антонов

Авиаконструктор Олег Константинович Антонов

Авиаконструктор Олег Константинович Антонов Герой Социалистического Труда

Авиаконструктор Олег Константинович Антонов Герой Социалистического Труда

Самолёты с буквами на фюзеляже «Ан» вылетели из КБ Олега Константиновича Антонова 70 лет назад. Дата выпуска ПЕРВОГО самолёта КБ Антонова, «Ан-2», 31-е августа 1947-го года. Ан-2 вошёл в Книгу рекордов Гиннеса как единственный в мире самолёт, который выпускается серийно уже более 60-ти лет! Всего произведено более 18 000 машин, включая количество Ан-2, изготовленных в Польше и Китае! Во время существования СССР самолёты «Ан» перевозили более трети пассажиров и половину воздушных грузов в стране! По словам Олега Константиновича Антонова, работа авиаконструктора НЕЛЁГКАЯ. У каждого авиаконструктора своя судьба. Появление авиаконструктора Олега Константиновича Антонова проходило совсем НЕ под аплодисменты. Однако он был притягательной и яркой личностью! Антонов писал книги по планеризму и детские рассказы, любил живопись и хорошо играл в теннис. Он любил общаться с молодёжью и не боялся критиковать властные структуры. Авиаконструктор Антонов прожил невероятно насыщенную жизнь! Корреспонденты, беседовавшие с Олегом Константиновичем Антоновым, утверждали, что он был человеком, которого интересовало ВСЁ! Но главным увлечением и делом всей жизни Олега Константиновича Антонова стала АВИАЦИЯ. Он смог создать такие машины, которые поставили его в ранг одного из лучших авиаконструкторов ТРАНСПОРТНЫХ самолётов в МИРЕ!!!

Авиаконструктор Олег Константинович Антонов

Авиаконструктор Олег Константинович Антонов

Олег Константинович Антонов родился 7-го февраля 1906-го года в селе Троица Московской губернии. Его отец работал инженером-строителем и хотел, чтобы сын стал электротехником. Отец сильно удивлялся, когда сын заявлял, что он хочет ЛЕТАТЬ. Когда Антонову исполнилось 4 года, к нему приехал его родной дядя и рассказал про перелёт Луи Блерио через пролив Ла-Манш. Позже Антонов говорил, что дядя настолько интересно рассказал про этот перелёт, что я оказался совершенно в полном восторге, заболел авиацией и решил тоже стать ЛЁТЧИКОМ. Пример Луи Блерио невероятно вдохновил Олега ещё и потому, что Блерио перелетел Ла-Манш на аэроплане сделанном СОБСТВЕННОРУЧНО. За один день конструктор-энтузиаст француз Блерио стал всемирно знаменитым. Начать путь в авиацию Олегу Константиновичу Антонову помогла бабушка. Она подарила внуку набор для авиамоделизма, из которого он делал модели планеров. В пятнадцатилетнем возрасте юноша решил, что уже готов стать лётчиком и подал заявку в авиационную школу. Но получил отказ. Для поступления обязательно был необходим командирский стаж. Тогда Антонов решил сам построить себе планер и научиться летать.

Первый планер Олега Константиновича Антонова Голубь

Первый планер Олега Константиновича Антонова «Голубь»

В 1920-е годы увлечение авиацией стало по-настоящему ВСЕНАРОДНЫМ!!! Аэропланы и планеры строили люди разных возрастов, профессий и образования. В 1924-м году Олег Константинович Антонов создал свой первый планер. Это было, когда Антонов ещё учился в гимназии. Там он собрал группу энтузиастов, которая построила планер «Голубь». Группа Антонова участвовала во Вторых Всесоюзных соревнованиях по планеризму в Крыму в Коктебеле. Планер не занял призовое место, но получил Почётную Грамоту. Эта награда вдохновила молодого конструктора, и он с гордостью назвал планер «ОКА», по своим инициалам. Начальная школа планеров Антонова очень многое дала, для всех участников этой группы! Несмотря на небольшие размеры планер «Голубь» и последующие планеры КБ Антонова имели, очень совершенную аэродинамику. В Коктебеле, где взлетел первый планер Олега Константиновича Антонова, он побывает ещё не раз. В этих южных горах впервые сбылась его заветная мечта — ЛЕТАТЬ!

Планер Олега Константиновича Антонова Город Ленина

Планер Олега Константиновича Антонова «Город Ленина»

В 1930-м году Олег Константинович Антонов оканчивает авиационное отделение Ленинградского Политехнического института. В это время он продолжает строить и сам испытывать свои планеры. Дальше на очередном слёте планеристов Антонов познакомился с С.В.Ильюшиным, который был председателем технического комитета. Ильюшин сразу оценил удачную конструкцию антоновского планера «Город Ленина». По предложению С.В.Ильюшина молодого специалиста назначают главным конструктором на авиазавод в Тушино. На этом заводе Олег Константинович Антонов много построил планеров, испытал их и довёл до лётного состояния. Так же в Тушино проводилось множество экспериментов с планерами на предмет центровки, конфигурации крыла и т.д.  с целью изучения действия различных вариантов.

Планер Олега Константиновича Антонова Рот Фронт

Планер Олега Константиновича Антонова «Рот Фронт»

В конце 1920-х начале 1930-х годов, соревнуясь в скорости и дальности полёта, в небе появлялись машины авиаконструкторов А.Н.Туполева, Н.Н.Поликарпова, А.С.Яковлева, С.А.Лавочкина, С.В.Ильюшина (смотри статьи «Андрей Николаевич Туполев», «Николай Николаевич Поликарпов», «Александр Сергеевич Яковлев», «Семён Алексеевич Лавочкин», «Сергей Владимирович Ильюшин»). Тогда имени Олега Константиновича Антонова в большой авиации не было. До Великой Отечественной войны он создавал планеры, которые устанавливали рекорды. Планеры Антонова имели отличную аэродинамику. В середине 1930-х годов вышла серия спортивных планеров «Рот Фронт». Многие планеры из этой серии оказались чрезвычайно удачными! В 1939-м году на одном из них был установлен Мировой рекорд дальности полёта. В возрасте 23-х лет Ольга Клепикова пролетела на антоновском планере 749 км!!! Этот рекорд простоял более 12-ти летОлег Константинович Антонов старался доводить каждый свой летательный аппарат до совершенства. В характере Антонова гармонично сочетались ясность и живость ума с педантизмом. Вообще он был очень организованным человеком. Он находил время на всё и был очень системно организован. Чётко приходил на работу, чётко уходил на обед, приходил с обеда. Действовал по чётко организованной системе.

Немецкий лёгкий штабной связной самолёт Schtorch (Шторх)

Немецкий лёгкий штабной связной самолёт Schtorch (Шторх)

В 1938-м году планерный завод в Тушино закрыли. Олега Константиновича Антонова перевели в КБ А.С.Яковлева. Вскоре ему поручили разработать проект, который проходил под грифом «совершенно секретно». Большая советская делегация в 1938-м году побывала в Германии и ознакомилась с немецкой авиационной техникой. Всем очень понравился немецкий лёгкий штабной связной самолёт «Schtorch» (Шторх в переводе аист). Трёхместный самолёт Шторх в прямом смысле слова поразил делегацию своими взлётно-посадочными характеристиками. Длина разбега Шторха составляла 50 метров! Пробег был ещё меньше! В СССР такой машины не было, поэтому создать подобную машину, причём в кратчайшие сроки, поручили Олегу Константиновичу Антонову.

Самолёт Олега Константиновича Антонова ОКА-38 Аист

Самолёт Олега Константиновича Антонова ОКА-38 Аист

Новый самолёт внешне получился очень похожим на Шторх, тем более, что создать такой самолёт было пожеланием Сталина. Но при его проектировании, у Антонова не было никаких технологий изготовления немецкого самолёта, поэтому новая машина получилась своя. А когда Антонов разбирался с чертежами, то обратил внимание, что профиль Шторха что-то напоминает и тогда поняли, что это профиль, разработанный до возникновения ЦАГИ (1-е декабря 1918-го года). Соответственно немцы каким-то образом позаимствовали его у нас. Олег Константинович Антонов отлично справился с заданием. Новый самолёт короткого взлёта получил название «ОКА-38 Аист». Он прошёл, государственные испытания в 1940-м году и был запущен в серийное производство. Однако долго просуществовать ему не удалось потому, что в самом начале войны завод по производству ОКА-38 был разгромлен.

Первый самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-2

Первый самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-2

Вспоминая о своей жизни авиаконструктора, Олег Константинович Антонов говорил, что в ней борьбы и мучительных поисков гораздо больше, чем праздничных дней. В каждый самолёт надо вложить часть своей души. Судьба каждого самолёта своя, отличная от других самолётов. Одни самолёты принимаются на «ура» и с их внедрением авиаконструктор не испытывает особых затруднений, а другие с большим трудом принимаются в серийное производство и приходится прикладывать очень большие усилия для того, чтобы доказать, что данный самолёт необходим. Бывало так, что борьба за новый самолёт растягивалась на месяцы, а то и годы.

Первый самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-2 на лыжном шасси

Первый самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-2 на лыжном шасси

Так было и с многоцелевым бипланом «Ан-2». Несмотря на его более чем удачную судьбу, продвижение Ан-2 проходило с очень большим трудом! В 1940-м году Олег Константинович Антонов задумал спроектировать самолёт — вездеход, везделёт. Антонов много ездил по СССР, и на соревнования по планеризму, и на выставки и видел, что в стране аэродромов с бетонными полосами очень мало. Потому и возникла идея построить самолёт неприхотливый, способный взлетать и садиться на неподготовленные аэродромы, причём в любых климатических условиях. Но эксперты, которым предложили оценить машину не хотели даже слышать о биплане. Они говорили, что сейчас требуется скорость и скорость, а также дальность. А антоновский Ан-2 имел только мирные специальности и не вписывался в концепцию военных самолётов. Их не убедил даже тот факт, что Ан-2 может сесть на ЛЮБУЮ ПОЛЯНУ. В общем, с бипланом покончено – точка! Олег Константинович Антонов вынужден был отложить проект Ан-2 на несколько лет. Он тяжело переживал этот отказ.

Авиаконструктор Олег Константинович Антонов со своей женой Елизаветой Шахатуни

Авиаконструктор Олег Константинович Антонов со своей женой Елизаветой Шахатуни

В такой ситуации даже сильному человеку необходима поддержка. И он её получил. Вместе с Олегом Константиновичем Антоновым в одном и том же КБ работала женщина авиаконструктор, которую звали Елизавета Шахатуни. Она и стала его верной спутницей на всю жизнь. Они поженились в 1938-м году. Через год они вместе работали над проектом ОКА-38. В начале войны они также вместе разрабатывали десантные планеры. Самым известным из них стал планер «А-7». Грузоподъёмность этого транспортного планера составляла 1 тонну или 7 человек. А-7 было построено 720 штук. Данный планер использовался для доставки боеприпасов, медикаментов и вывоза раненых, например частей, попавших в окружение, а также партизан. Когда под Сталинградом намечалось решающее наступление, на планерах А-7 возили антифриз для танков.

Десантно-транспортный планер А-7

Десантно-транспортный планер А-7

На фюзеляжах военных самолётов имена авиаконструкторов не пишут. Не написано было имя Олега Константиновича Антонова и на военных планерах, которые возили грузы партизанам. Не написано оно было и на истребителях. Но за названием «Як» стояло и участие Антонова в качестве заместителя Главного конструктора А.С.Яковлева. Большую роль Антонов сыграл в создании одной из лучших советских боевых машин, истребителя «Як-3». Инженеры, работавшие с Яковлевым, отмечали, что он был жёстким руководителем, а иногда даже жестоким. Некоторые КБ он просто закрыл, зарубил многие хорошие проекты самолётов, давая при этом приоритет, прежде всего своим самолётам. Но, несмотря на это Яковлев относился к Олегу Константиновичу Антонову бережно и поддержал его.

Авиаконструктор Олег Константинович Антонов заместитель А.С.Яковлева

Авиаконструктор Олег Константинович Антонов заместитель А.С.Яковлева

Антонов считал, что конструктор должен делать то, что ТРЕБУЕТСЯ. И здесь настоящий конструктор, несмотря на сложность, должен вписаться в требования заказчика. А как же тот самолёт, спроектированный ещё до войны? Его чертежи сгорели в 1941-м году. Всю войну Олег Константинович Антонов вечерами украдкой восстанавливал чертежи Ан-2 по памяти, делал расчёты, улучшал конструкцию. В 1945-м году по настойчивой просьбе Антонова была проведена повторная экспертиза. Она сделала заключение, что строить этот самолёт НЕ будем??? Однако иногда  авиаконструктору ВЕЗЁТ и его выстраданный проект становится именно тем, что ТРЕБУЕТСЯ. Ан-2 спасла резолюция А.С.Яковлева, который произнёс: «Это интересный самолёт! Его надо построить». Машина, отвергнутая до войны, во второй половине 1945-го года стала нужнее истребителя! Только КБ для разработки Ан-2 было создано в Новосибирске. Но Олег Константинович Антонов, не раздумывая, отправился в Новосибирск потому, что у него наконец-то появилась возможность создать то, о чём он так долго мечтал, и к тому, же построить самолёт так необходимый стране.

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-14 Пчёлка в полёте

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-14 Пчёлка в полёте

В 1946-м году Олег Константинович Антонов приехал в Москву с пакетом готовых документов. А.С.Яковлев одобрил проект. На тот момент Яковлев занимал должность Заместителя Наркома по Опытному самолётостроению, и его слово имело соответствующий вес. Далее Яковлев дал распоряжение заместителю авиационной промышленности забрать документы по Ан-2 в ПРОИЗВОДСТВО. С этого момента началась долгая, славная жизнь Ан-2. В 1947-м году 31-го августа Ан-2 впервые взлетел в воздух в небе Новосибирска. Вскоре после этого его показали на авиа параде в Тушино. Там он пролетел в сопровождении самолётов Як-12.

Первый самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-2 на водных лыжах

Первый самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-2 на водных лыжах

При проектировании многоцелевого биплана Ан-2 Олег Константинович Антонов задумывал этот самолёт как настоящую «рабочую лошадку». На деле оказалось, что Ан-2 превзошёл ожидания! Он опылял сельскохозяйственные поля, перевозил грузы, тушил лесные пожары, помогал геологоразведке, активно применялся для перевозки пассажиров. Он перевозил за один рейс 12 человек. Всего машина освоила 18 специальностей! Лётчики отзывались об Ан-2 как о простом в управлении, надёжном и комфортном для лётчика самолёте. Во время правления Н.С.Хрущёва, Ан-2 получил прозвище «Кукурузник». Трудно даже подсчитать, сколько площадей кукурузных полей обработал Ан-2! Прославился биплан Олега Константиновича Антонова и в Заполярье, в Арктике и в Антарктике. Там и пригодилось незаменимое качество Ан-2 – «висеть» в воздухе. Часто из-за пурги груз сбрасывали прямо с борта самолёта. Полярный лётчик Михаил Каминский в своих воспоминаниях говорил: «Знаете ли, что такое культурная революция на Севере? Это Советская власть плюс авиация. А северная авиация без Ан-2, как левша без левой руки». За более, чем 60-тилетнюю историю существования Ан-2 он перевёз едва ли не всё население нашей страны! Биплан стал ПЕРВОЙ машиной в списке ТРАНСПОРТНЫХ самолётов, которые громко заявили на весь мир имя Олега Константиновича Антонова.

Планер Олега Константиновича Антонова А-9

Планер Олега Константиновича Антонова А-9

Летом 1950-го года на всесоюзных соревнованиях по планеризму Антонов представил свой новый планер «А-9». Благодаря своей выдающейся аэродинамике, А-9 сразу побил всесоюзный рекорд скорости полёта. Для Олега Константиновича Антонова планеры навсегда стали самыми любимыми летательными аппаратами. Но в начале 1950-х годов потребовалась техника совсем в другой сфере авиации. В это время разгорелась «холодная война» и в связи с появлением новой военной стратегии возникла необходимость в мощных ТРАНСПОРТНЫХ самолётах. Новая военная доктрина требовала, чтобы крупные военные подразделения перебрасывались буквально в считанные часы. Сначала попробовали для этой цели переделать под транспортную авиацию бомбардировщики и пассажирские самолёты, но они не отвечали новым требованиям перевозки габаритной техники и габаритных грузов. Соперничество СССР и США стало и соперничеством двух авиационных фирм – американской уже известной марки «Локхид» и пока ещё мало известного КБ Олега Константиновича Антонова.

Самолёт Олега Константиновича Антонова транспортный Ан-8

Самолёт Олега Константиновича Антонова транспортный Ан-8

В 1952-м году Антонова переводят на работу в Киев. На богатой талантливыми людьми украинской земле он создаст новый конструкторский коллектив и новые знаменитые самолёты. Работники КБ Антонова вспоминают такую традицию, которая у них существовала. После окончания Харьковского авиационного института молодые специалисты, отработав ГОД в КБ Антонова, получали специально оформленный документ – «корочку», в которой была записана первая самостоятельно сделанная работа и имя этого молодого специалиста. Этот документ являлся ПУТЁВКОЙ в конструкторскую деятельность для молодого специалиста. Вручал документ сам лично Олег Константинович Антонов. Это конечно очень сильно вдохновляло молодого специалиста на работу в КБ Антонова и говорило о многом, о Главном конструкторе, то есть, несмотря на всю свою занятость, он всё-таки находил время придти и лично вручить «корочку» и пожать руку молодому специалисту.

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-8 с ракетным стартовым ускорителем

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-8 с ракетным стартовым ускорителем

В 1956-м году на авиационном празднике в честь Дня Воздушного Флота в Тушино был впервые представлен зрителям по тем временам мощный турбовинтовой транспортник «Ан-8». Журналисты сразу прозвали его «китом». Это был ПЕРВЫЙ в СССР специализированный транспортный самолёт. До того ни одно авиационное КБ СССР не создавало транспортных самолётов. «Летающий кит» Олега Константиновича Антонова, мог брать на борт 11 тонн груза.

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-12 на посадке

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-12 на посадке

В качестве груза могла быть и техника и подразделение десантников до 40-ка человек с полной боевой выкладкой. Ан-8 был оборудован просторным грузовым отсеком, удобной для погрузки техники и десантников откидной рампой. Для возможности взлетать и приземляться на неподготовленные аэродромы КРЫЛО Ан-8 расположили ВВЕРХУ ФЮЗЕЛЯЖА, а также сделали шасси повышенной проходимости. Существовал даже ОПЫТНЫЙ экземпляр «Кита», который был оснащён ракетным стартовым ускорителем для укороченного взлёта. Созданный Ан-8 определил дальнейшую СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ КБ Олега Константиновича Антонова. За «Ан-8» последовали более большие транспортники. Сами руководители американской авиационной фирмы Локхид говорили, что в мире есть только две фирмы, имеющие свой облик, и хорошо умеют делать транспортные и военно-транспортные самолёты это фирма Локхид и Антонов.

Самолёт Олега Константиновича Антонова военно-транспортный Ан-12 Взлёт с неподготовленного аэродрома

Самолёт Олега Константиновича Антонова военно-транспортный Ан-12 Взлёт с неподготовленного аэродрома

Следующая машина Антонова взлетела в небо всего лишь через ГОД! С аэродрома Иркутского авиазавода 16-го декабря 1957-го года взлетел «Ан-12». Его грузоподъёмность составляла уже 20 тонн груза. Размеры грузового отсека были рассчитаны не только на технику, которая уже существовала на тот момент, но и на перспективу. В течение 20-ти последующих лет Ан-12 являлся ОСНОВОЙ военно-транспортной авиации СССР. При создании Ан-12, Олег Константинович Антонов предложил делать на одной базе и транспортный и пассажирский самолёт. Новый ПАССАЖИРСКИЙ самолёт получил название «Ан-10». В случае войны Ан-10 можно было бы без особых затрат переоборудовать в военно-транспортный самолёт. Но история Ан-10 оказалась НЕ столь удачной как у Ан-12.

Самолёт Олега Константиновича Антонова пассажирский Ан-10 на посадке

Самолёт Олега Константиновича Антонова пассажирский Ан-10 на посадке

Пассажирский Ан-10 обладал редким сочетанием, он имел по тем временам большую скорость и возможность взлетать с не оборудованных бетонной полосой аэродромов. Это привело к тому, что лайнер стали использовать с ГРУНТОВЫХ аэродромов. В результате Ан-10 слишком быстро расходовал свой ресурс по части планера самолёта. Это происходило потому, что при разбеге и пробеге по ГРУНТУ от повышенной вибрации, в металле быстро появлялись УСТАЛОСТНЫЕ ТРЕЩИНЫ. В 1972-м году под Харьковом произошла катастрофа одного из Ан-10. Олег Константинович Антонов очень тяжело переживал эту трагедию и чувствовал на себе груз ответственности. В этом же году весь парк этого лайнера сняли с авиалиний.

Самолёт Олега Константиновича Антонова пассажирский Ан-10 на аэродроме во время предполётного обслуживания

Самолёт Олега Константиновича Антонова пассажирский Ан-10 на аэродроме во время предполётного обслуживания

После этого случая проблема УСТАЛОСТИ КОНСТРУКЦИИ стала рассматриваться как ГЛАВНАЯ при проектировании самолёта. Несмотря на лётное происшествие, КБ Антонова НЕ сдало своих позиций в авиации. Машины  Олега Константиновича Антонова по-прежнему находились в числе самых надёжных советских самолётов. Машины Антонова выделялись и ещё одним признаком. Все отмечали большую гармоничность конструкции антоновских моделей. Олег Константинович Антонов считал, что самолёт является не просто куском металла, а произведением искусства. Умение человека видеть красоту в различных ситуациях – это качество настоящего художника. Антонов и в самом деле очень любил рисовать. Он мог часами стоять у мольберта. В своих воспоминаниях он говорил, что часто именно во время вдохновенного рисования у него возникало верное решение по конструкции нового самолёта.

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-14 Пчёлка

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-14 Пчёлка

В середине 1950-х годов Олег Константинович Антонов возобновил работу над небольшими воздушными «вездеходами» типа Ан-2. В результате появился «Ан-14» Пчёлка. Производительность Ан-14 оказалась в два раза больше, а себестоимость грузоперевозки в два раза меньше, чем у Ан-2. Благодаря мощной механизации крыла Пчёлка обладала такой низкой скоростью при посадке, что была способна приземляться не только на грунт, но и на песок и даже на снег. Для того, чтобы погрузка груза в Ан-14 была удобной вместо двери сбоку сделали просторный люк в хвосте фюзеляжа. Несмотря на все преимущества, Пчёлку не спешили запускать в производство потому, что заказчика всё-таки не устраивали некоторые характеристики самолёта. Для того, чтобы устранить недостатки и запустить Ан-14 в серийное производство Олегу Константиновичу Антонову потребовалось 5 лет.

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-24 Взлёт из аэропорта Алма-Аты

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-24 Взлёт из аэропорта Алма-Аты

В самом начале 1960-х годов на советских пассажирских авиалиниях малой и средней дальности преобладал поршневой самолёт С.В.Ильюшина, Ил-14 (смотри статью «Сергей Владимирович Ильюшин»). Но в 1962-м году у него появился серьёзный конкурент более скоростной турбовинтовой «Ан-24». При создании этого самолёта ключевым принципом стала НАДЁЖНОСТЬ. При производстве Ан-24 впервые применили КЛЕЕСВАРНЫЕ соединения элементов конструкции, которые были разработаны совместно с Институтом Электросварки имени Патона. В 1959-м году Ан-24 успешно прошёл, государственные испытания и его внедрение на пассажирские авиалинии приняло буквально массовый характер. На базе Ан-24 были созданы транспортный «Ан-26», самолёт аэрофотосъёмки «Ан-30». Несмотря на выполнение разных задач, они все подтверждали марку качества КБ Олега Константиновича Антонова.

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-24 на посадке

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-24 на посадке

Работа Главного конструктора всегда сопряжена с огромной моральной нагрузкой. Он отвечает не только за конструкцию самолёта, но и за переговоры с заказчиком, за налаживание работы со смежниками, организацию производства и многое другое. Помимо сил на всё это требуется время, которого у Главного конструктора всегда в обрез. Но Олег Константинович Антонов сумел творчески организовать свою работу. Он обустроил свой рабочий стол так, что он стал чем-то сродни СОВРЕМЕННОМУ КОМПЬЮТЕРУ. Антонов сам спроектировал и начертил чертежи своего рабочего стола, который изготовили на его же предприятии.

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-26 на взлёте

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-26 на взлёте

Например, в этом столе в столешнице была встроена НИША с ПОДСВЕТКОЙ снизу и открывающейся прозрачной крышкой. Такое устройство столешницы позволяло быстро копировать чертежи или оперативно чертежи изменять. В левом верхнем углу стол имел ЩЕЛЬ для отправки в неё подписанных документов. После опускания в щель, эти подписанные документы попадали в специальный ящик, который  затем вынимал секретарь, не отвлекая конструктора от его текущей работы. Ещё одним примером высокой организованности Олега Константиновича Антонова являлись специальные ЗАКЛАДКИ разных цветов. Он использовал эти закладки при чтении какой-либо литературы и писал на них указания о том, что необходимо было сделать с данной информацией. Например, при ознакомлении с иностранной статьёй делал закладку в этой статье, на которой писал слово «перевести», соответственно ему НЕ приходилось дополнительно просить выполнить это задание.

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-30 на взлёте

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-30 на взлёте

Также для ОПТИМИЗАЦИИ работы на правом краю рабочего стола  Олега Константиновича Антонова стоял специальный ящик со специальными ПАПКАМИ в виде тонких коробок, на которых с торца были написаны имена и фамилии начальников отделов. В этих папках Антонов хранил на специальных листках для заметок, производственные ВОПРОСЫ, которые были связаны с данным руководителем отдела или конструктором из этого отдела. Если предстояла встреча с этими работниками, Антонов предварительно просматривал записанные на листках заметки из папок и таким образом не забывал даже мелкие нюансы. Подчинённые, пока не знали предназначение этих папок, удивлялись, как Олег Константинович Антонов помнил даже незначительные детали их работы, если они сами о своей работе помнили не всё, тем более, что подчинённых у Антонова так много!?

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-32 на посадке

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-32 на посадке

И всё же на авиаконструктора иногда наваливалась усталость, только не от сотен чертежей, а от противоборства с бюрократической машиной. В таких случаях Антонов оставлял свой рабочий кабинет и брал в руки теннисную ракетку. Как ни странно, но он считал, что теннисный спорт похож на его работу потому, что в теннисе тоже необходима быстрота мышления в зависимости от ситуации. Олег Константинович Антонов действительно считал, что ОТДЫХ — это СМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Когда он уставал от работы, он мог, например, начать писать какую-нибудь статью или занимался спортом, мог пойти поработать в саду или в своей столярной мастерской или заняться рисованием. В общем, менял род занятия и возможно, в том числе и поэтому успел сделать так много.

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-22 Антей на взлёте

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-22 Антей на взлёте

В истории советской авиации единственным самолётом, сделанным специально на ЭКСПОРТ, стал лёгкий транспортный самолёт «Ан-32». Дело в том, что к этому времени Индия уже имела опыт эксплуатации Ан-12. Но индийцы обратились с просьбой сделать транспортный самолёт меньше весом и с большей скоростью. А среди авиаконструкторов не нашлось желающих проектировать транспортник для гималайского  ВЫСОКОГОРЬЯ. За эту не простую задачу взялся Олег Константинович Антонов. При проектировании Ан-32 он применил нестандартные решения, которые и делали самолёты Антонова знаменитыми. Как уже говорилось, новая идея могла придти к Олегу Константиновичу Антонову во время занятия каким-нибудь самым простым родом деятельности, например во время работы в саду.

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-22 Антей

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-22 Антей

Так для создания Ан-32 за основу был взят Ан-26, только поставили на Ан-32 двигатели в два раза большей мощности, нарушив при этом все авиационные законы конструирования. Получился новый самолёт. Заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского Союза Юрий Владимирович Курлин, проводивший испытания Ан-32, утверждал: «В первом полёте на этой машине у меня возникло ощущение, что Ан-32 взлетал как истребитель. Мощности было столько, что я, просто так летать не хотел и поэтому на нём крутил «бочки». И действительно для условий гималайского высокогорья самолёт Олега Константиновича Антонова, Ан-32, оказался лучшим в мире! В 1976-м году Ан-32 прошёл испытания по условиям заказчика на самом высокогорном аэродроме мира на высоте 4 200 метров над уровнем моря! Спустя 25 лет индийцы объявили новый конкурс на создание нового ещё более лучшего самолёта для их высокогорных условий, и во всём мире НЕ нашлось никакого типа самолёта лучшего, чем Ан-32. Только теперь его переоборудовали новыми авиационными приборами.

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-22 Антей на посадке

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-22 Антей на посадке

В 1962-м году Олегу Константиновичу Антонову было присвоено звание Генерального конструктора. К этому времени его имя стало известно во всём мире! Антоновские машины были НАДЁЖНЫМИ, и их фирменным отличием являлось расположение крыла вверху фюзеляжа. Такой тип фюзеляжа называется «ПАРАСОЛЬ». Когда Антонова спрашивали, почему на всех его машинах крылья расположены сверху, он, шутя, отвечал: «Птиц с крыльями расположенными снизу не бывает!» Настоящий триумф ждал Антонова в 1965-м году. На авиа космическом салоне в Ле Бурже все газеты опубликовали фотографии советского авиаконструктора Олега Константиновича Антонова, КБ которого представило на обозрение публики самый большой на тот момент в мире, транспортный самолёт «Ан-22» Антей. Эффект оказался ошеломляющим, публика была в восторге! Лётчик-испытатель КБ Антонова, Юрий Курлин вспоминал два таких примечательных момента: «Мне особенно запомнился один американский генерал, у которого буквально были «глаза квадратные», когда он увидел Ан-22. Он никогда не ожидал от этих русских «дикарей», что они могут такое «состряпать». А другие шутники не шутники не знаю, но они я долго не мог понять, чего они стучат по животу самолёта? Оказывается, что кто-то пустил слух, что самолёт наполовину деревянный!?»

Авиаконструктор Олег Константинович Антонов получил звание Героя Социалистического Труда в 1965-м году за создание самого большого на тот момент в мире транспортного самолёта Ан-22

Авиаконструктор Олег Константинович Антонов получил звание Героя Социалистического Труда в 1965-м году за создание самого большого на тот момент в мире, транспортного самолёта Ан-22

Ан-22, Олега Константиновича Антонова стал ПЕРВЫМ в МИРЕ самолётом, который поднял в небо груз весом 100 тонн! Британская газета «Times» (Таймс) написала, что благодаря самолёту Ан-22, СССР опередил в авиастроении весь Мир минимум на два года. За эту машину Генеральный конструктор Олег Константинович Антонов был удостоен звания Героя Социалистического Труда! Однако даже будучи всемирно известным авиаконструктором Антонов, никогда не забывал мечту всей своей жизни – ЛЕТАТЬ. Он говорил: «Эту свою мечту давнюю я, в общем, постоянно осуществляю. Я много летал на планерах, а что касается самолётов, я непосредственно принимаю участие в испытаниях каждого своего самолёта в качестве ВТОРОГО ПИЛОТА. Нет такого моего самолёта, на котором я бы не летал! Это доставляет мне огромное удовлетворение моральное, но кроме этого я должен сказать, что конструктор обязательно должен летать на своих самолётах, ну хотя бы вторым пилотом. Первым нельзя. Пассажиром – это не достаточно. Вот для того, чтобы почувствовать машину, почувствовать её норов, нутро, её поведение, летать на ней необходимо!»

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-72

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-72

В конце 1970-х годов КБ Олега Константиновича Антонова выпустило лёгкий военно-транспортный «Ан-72». На этой машине двигатели расположили сверху высоко расположенного крыла. Из-за этой особенности лётчики прозвали самолёт «чебурашка». Как и все самолёты Антонова, Ан-72 имеет отличные взлётно-посадочные характеристики. Разбег этого самолёта составляет всего 420 метров. Лётчики говорили: «Ан-72 буквально «прыгает» в небо Высоко расположенные двигатели, мощная механизация крыла и специально сконструированные шасси давали возможность очень эффективно использовать Ан-72 с грунтовых площадок и с коротких взлётных полос, расположенных на крайнем Севере.

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-124 Руслан в полёте

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-124 Руслан в полёте

Машины Олега Константиновича Антонова способны выполнять любые задачи, которые должна выполнять транспортная авиация. Последним самолётом, созданием которого руководил Генеральный конструктор Антонов, стал гигант «Ан-124 Руслан» (смотри статью «Ан-124 Руслан»). Именно этот самолёт до сих пор является лидером в мировой авиации по перевозке сверхтяжёлых крупногабаритных грузов на дальние расстояния. Ан-124 задумывался как самолёт, который должен был в давнем соперничестве превзойти технические характеристики американского транспортного самолёта фирмы Локхид, «C-5» Galaxy. Этот великан нового поколения был создан в конце 1960-х годов. Для того, чтобы его превзойти необходимо было увеличить грузоподъёмность Ан-124 до 150-ти тонн.

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-124 Руслан на взлёте Убирание шасси

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-124 Руслан на взлёте Убирание шасси

Для создания машины такого класса усилий одного КБ Олега Константиновича Антонова недостаточно. В проектировании и постройке Ан-124 участвовало множество НИИ и предприятий СССР. Для разработки такого самолёта потребовалось создать новые двигатели, электронику и новые материалы. Самой значительной новинкой в конструировании Ан-124 стало применение КРЫЛА СВЕРХКРИТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ с МАЛЫМ ЗАПАСОМ СТАТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ. В то время это было неслыханно, тем более на таком огромном самолёте! Много было проблем связанных с тем, что приходилось с трудом доказывать правильность такого решения. Появились даже «доброжелатели», которые писали жалобы вплоть до ЦК КПСС, что это неправильно. Но Олег Константинович Антонов ОТСТОЯЛ такую конструкцию крыла, и в итоге всё получилось и самолёт замечательно летает!

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-124 Руслан с открытыми передним и задним люками для загрузки грузов

Самолёт Олега Константиновича Антонова Ан-124 Руслан с открытыми передним и задним люками для загрузки грузов

Разработка Ан-124 дала мощный импульс для развития всей авиационной промышленности СССР. Появились десятки совершенно новых материалов, применены уникальные технологии. В 1982-м году был изготовлен первый опытный образец Ан-124. Также как при спуске на воду нового морского корабля в присутствии огромного коллектива, 24-го декабря 1982-го года, Олег Константинович Антонов разбил бутылку шампанского об борт Руслана! Название «Руслан» тоже придумал Антонов, в честь мощи русских богатырей. В 1985-м году Ан-124 был представлен на авиасалоне в Ле Бурже. В этом же году Руслан за две недели установил 21 Мировой рекорд. Один из его феноменальных рекордов, он поднял груз весом 171,219 тонны на высоту 10 750 метров. Журналисты окрестили Руслан «русским чудом». С появлением Ан-124 наши войска вышли на качественно новый уровень стратегической мобильности.

Самолёт КБ Олега Константиновича Антонова Ан-225 Мрия перевозит космический корабль Буран

Самолёт КБ Олега Константиновича Антонова Ан-225 Мрия перевозит космический корабль Буран

«Холодная война» ушла в прошлое, но и в мирное время Руслан НЕЗАМЕНИМ. Он самый большой в мире серийный самолёт перевозчик тяжёлых и крупногабаритных грузов. Олег Константинович Антонов ушёл из жизни 4-го апреля 1984-го года. Знаменитое КБ возглавил ученик Антонова, Пётр Васильевич Балабуев. Под руководством Балабуева был создан САМЫЙ БОЛЬШОЙ в МИРЕ САМОЛЁТ «Ан-225 Мрия» (смотри статью «Ан-225 Мрия») с грузоподъёмностью 250 тонн!!! В переводе с украинского языка, «Мрия» означает «мечта». В 1989-м году воздушный гигант Ан-225 перевёз из подмосковного аэродрома Жуковского на космодром Байконур космический корабль «Буран» (смотри статью «Буран космический корабль»).

Самолёт КБ Олега Константиновича Антонова Ан-225 Мрия на взлёте

Самолёт КБ Олега Константиновича Антонова Ан-225 Мрия на взлёте

Сначала завод по производству антоновских самолётов назывался просто «Киевский Механический Завод». Затем «АНТК имени Олега Константиновича Антонова». Сейчас завод называется просто «Антонов». Сегодня коллектив КБ «Антонов» старается сохранить идеологию и вообще отношение к делу, к авиации как к таковой, которые были у Олега Константиновича Антонова. Имя и слава Олега Константиновича Антонова сегодня в равной мере принадлежат Украине и России. Его ученики трудятся в обоих государствах, продвигая главное, что оставил им мастер – конструкторскую школу, которая позволяет создавать ПЕРВОКЛАССНЫЕ КРЫЛАТЫЕ МАШИНЫ.

Самолёт КБ Олега Константиновича Антонова Ан-225 Мрия на посадке

Самолёт КБ Олега Константиновича Антонова Ан-225 Мрия на посадке

Самолёт КБ Олега Константиновича Антонова Ан-225 Мрия на стоянке

Самолёт КБ Олега Константиновича Антонова Ан-225 Мрия на стоянке

Самолёт КБ Олега Константиновича Антонова Ан-225 Мрия с открытым передним люком для загрузки грузов

Самолёт КБ Олега Константиновича Антонова Ан-225 Мрия с открытым передним люком для загрузки грузов

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

При участии проекта Сайт С Нуля
x
Яндекс.Метрика