Сергей Николаевич Анохин

Ведущий лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза Сергей Николаевич Анохин

Ведущий лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза Сергей Николаевич Анохин

В 1945-м году 7-го мая на подмосковном аэродроме Лётно-Исследовательского Института лётчик-испытатель Сергей Николаевич Анохин проводил контрольные испытания истребителя Як-3 на прочность (смотри статью «Александр Сергеевич Яковлев»). В задание входило выполнение 12-ти режимов с максимальной перегрузкой. Во время таких перегрузок вес тела лётчика увеличивается в восемь раз. Во время выполнения 3-го режима Сергей Николаевич Анохин забыл включить самописец – это прибор, который записывает параметры полёта самолёта. Из-за этого придётся выполнять режим 13-й раз. Несчастливое число «чёртова дюжина» на этот раз оправдала свою недобрую славу. Во время выполнения 5-го режима у самолёта отвалилось крыло. Истребитель начинает беспорядочно падать. Лётчик, находясь в кабине, пытается спастись. Одна рука сломана и весит как плеть, лицо залито кровью, левый глаз ничего не видит. Сергею Николаевичу Анохину необходимо откинуть фонарь кабины, расстегнуть привязные ремни и выпрыгнуть с парашютом. Сделать всё это одной рукой почти невозможно, но лётчик продолжает пытаться выйти из этой ситуации.

Сергей Николаевич Анохин испытатель планеров

Сергей Николаевич Анохин испытатель планеров

Сергей Николаевич Анохин родился 1-го апреля 1910-го года в Москве. Он окончил школу семилетку, после которой работал укладчиком шпал на железной дороге, слесарем электрической подстанции, раскалывает лёд на улицах. В 1928-м году он оканчивает автомобильные курсы и работает водителем автобуса. Его старший брат Леонид однажды выигрывает по лотерейному билету ОСОАВИАХИМ, ЛЫЖИ и просит Сергея сходить их забрать. Когда Сергей пришёл за лыжами, то узнал, что среди выигрышей есть полёт над Москвой на самолёте. Он, не раздумывая, меняет лыжи на полёт на самолёте! По выражению писателя Ярослава Кирилловича Голованова так состоялся самый крупный выигрыш в истории всех наших лотерей. Авиация выиграла Сергея Николаевича Анохина.

Планер Рот Фронт-1 испытателем которого был Сергей Николаевич Анохин

Планер Рот Фронт-1 испытателем которого был Сергей Николаевич Анохин

Скоро после этого Анохин подаёт заявление в Ленинградскую Военно-Теоретическую Школу ВВС, но НЕ проходит медкомиссию!? Тогда Сергей решает начать заниматься планеризмом и проходит лётную практику на планере в Московской Планерной Школе. Полётные занятия он посещает каждый день после рабочей смены. В 1931-м году, Анохин заканчивает, Высшую Лётную Планерную Школу, в Коктебеле. Он оказался одним из лучших курсантов школы и поэтому его оставили в ней инструктором. Через один год Сергей Николаевич Анохин благополучно оканчивает Лётную Школу. А вскоре оканчивает и Высшую Парашютную Школу. Теперь Анохин стал универсальным специалистом он овладел прыжками с парашютом, полётами на планерах и на самолётах!

Жена Сергея Николаевича Анохина планеристка Маргарита Раценская

Жена Сергея Николаевича Анохина, планеристка Маргарита Раценская

В 1934-м году 2-го октября Анохин выполняет исключительно рискованный эксперимент, ПРЕДНАМЕРЕННО доводя планер «Рот Фронт-1», в полёте до разрушения. В результате этого эксперимента учёные аэродинамики получили ценнейшие данные. Сам Анохин благополучно приземлился на парашюте. Этой же осенью Сергей Николаевич Анохин установил Всесоюзный рекорд по продолжительности полёта на одноместном планере. Он НЕПРЕРЫВНО летит на ПЛАНЕРЕ более СУТОК, а именно 32 часа 11 минут!!!

В 1935-м году президент Турции, Ататюрк, обратился к правительству СССР с просьбой отправить в Турцию инструкторов по обучению прыжкам с парашютом и планеризму. Руководство Планерной Школы отправляет в Турцию опытных инструкторов Михаила Романова и Сергея Николаевича Анохина. Следом за Сергеем Николаевичем в Турцию приезжает его жена известная планеристка Маргарита Раценская. Она рассказывала: «Турки очень приятный народ. Отношение к нам было просто замечательное. Турки предлагали нам остаться в Турции насовсем. Предлагали полное социальное обеспечение – дом, землю и т. д. и т. п.» Через пять лет пребывания в Турции, Сергей Николаевич Анохин возвращается на Родину в Тушинский аэроклуб, где обучает молодых лётчиков полётам на воздушных парадах.

Планер А-40 Летающий лёгкий танк Т-60 испытателем которого был Сергей Николаевич Анохин

Планер А-40 Летающий лёгкий танк Т-60 испытателем которого был Сергей Николаевич Анохин

Вскоре началась Великая Отечественная война, и Анохин добровольно идёт в армию. Там он становится командиром отряда испытательной авиационной эскадрильи, воздушно-десантных войск. В 1942-м году Сергей Николаевич Анохин проводит испытания планера «А-40», который предназначался для переброски по воздуху лёгкого танка Т-60. К танку прикреплялись крылья и хвостовое оперение, и его буксировал самолёт по воздуху. Совместно с испытательной работой Анохин участвует в боевых действиях. Ночами он летает в тыл врага к партизанам на планерах и доставляет им продовольствие, медикаменты, боеприпасы. В 1943-м году Сергей Николаевич Анохин получает свою первую награду, Орден Красного Знамени.

Лётчик-испытатель Сергей Николаевич Анохин во время начала Великой Отечественной войны

Лётчик-испытатель Сергей Николаевич Анохин во время начала Великой Отечественной войны

В июне 1943-го года молодого лётчика командируют в Лётно-Исследовательский Институт для испытаний новых истребителей. В испытательных полётах он много раз попадал в сложные ситуации, но всегда выходил из любых, казалось бы, безвыходных положений! Когда в одном из испытательных полётов в мае 1945-го года у его истребителя ОТЛОМИЛОСЬ КРЫЛО, Анохин был уверен, что выход есть. В тесной кабине он всё-таки нашёл тросик откидывания фонаря и выпрыгнул с парашютом. Приземлившись на землю, лётчик потерял сознание. Сергей Николаевич Анохин находится на лечении в госпитале два месяца. Кости срослись, раны зажили, но ЛЕВЫЙ ГЛАЗ ПОТЕРЯН навсегда. В этот момент лётчику-испытателю было 35 лет, и на повестку дня встал вопрос – как жить дальше. Дальше было принято однозначное решение – только ЛЕТАТЬ! Однако врачи не хотят об этом даже и слышать. Тогда Анохин несколько месяцев всячески тренирует глубинное зрение и всего через полгода возвращается к лётной работе!

Истребитель МиГ-15 участвовавший в разработке системы Бурлаки испытания которой проводил Сергей Николаевич Анохин

Истребитель МиГ-15 участвовавший в разработке системы Бурлаки испытания которой проводил Сергей Николаевич Анохин

Сергею Николаевичу Анохину довелось испытывать широчайший спектр типов самолётов это и учебно-тренировочные самолёты и новейшие истребители, бомбардировщики, поршневые и реактивные машины. В 1951-м году Сергей Николаевич принимает участие в испытаниях уникальной системы под названием «Бурлаки» (смотри статью «Неизвестные самолёты»). Эта система предназначалась для увеличения дальности полёта истребителей при сопровождении стратегических бомбардировщиков. В полёте бомбардировщик выпускал сзади специальный трос, за который цеплялся истребитель. После сцепки истребитель продолжал полёт с выключенным двигателем в режиме буксировки.

Самолёт-снаряд Комета-3 в испытаниях пилотируемого аналога которого участвовал Сергей Николаевич Анохин

Самолёт-снаряд Комета-3 в испытаниях пилотируемого аналога которого участвовал Сергей Николаевич Анохин

Также в начале 1950-х годов Сергей Николаевич Анохин проводит испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда «Комета-3». Этот аналог подвешивался под крыло самолёта-носителя, который на высоте 3 000 метров отцеплял самолёт-аналог. После отцепки на аналоге автоматически включался двигатель, и он самостоятельно летел на цель. При подходе к цели автоматика выключалась и лётчик заводил аппарат на аэродром. За проведение таких сложных испытаний 3-го февраля 1953-го года Сергею Николаевичу Анохину присвоили звание Героя Советского Союза.

Система СМ-30 в испытаниях которой участвовал Сергей Николаевич Анохин

Система СМ-30 в испытаниях которой участвовал Сергей Николаевич Анохин

В 1957-м году Анохин вместе с Георгием Михайловичем Шияновым проводит испытания «СМ-30». Это была уникальная система запуска истребителя МиГ-19 с наземной катапульты. Анохин выполнил 6-й запуск СМ-30. В 1959-м году 17-го февраля вышел первый Указ о присвоении звания Заслуженный лётчик-испытатель СССР. Список имён состоял всего из 10-ти человек, и первой в нём стояла фамилия Анохина. Ему вручили знак N1. Номер знака совпал с иерархией Отечественных испытателей. АВТОРИТЕТ Сергея Николаевича Анохина среди лётного состава не только ЛИИ (Лётно-Исследовательского Института), но и вообще в авиационной промышленности СССР был НЕПРЕРИКАЕМ! Возможно, такого мужественного человека среди лётчиков-испытателей больше не было!

Летающая лаборатория Ту-104 которую пилотировал Сергей Николаевич Анохин

Летающая лаборатория Ту-104 которую пилотировал Сергей Николаевич Анохин

В начале 1960-х годов Анохин выполняет несколько десятков полётов на летающей лаборатории «Ту-104», с помощью которой исследуется режим НЕВЕСОМОСТИ (смотри статью «Неизвестные самолёты»). Сергей Николаевич знакомится с будущими космонавтами. Вскоре после этого он будет работать со многими из них. В 1960-м году 21-го декабря проходил испытательный полёт на летающей лаборатории «Ту-16». На борту возникла аварийная ситуация и экипаж вынужден был покинуть самолёт. Однако фонарь командира экипажа Сергея Николаевича Анохина НЕ сбрасывается, поэтому из-за блокировки НЕ срабатывает катапульта.

Летающая лаборатория Ту-16 которую пилотировал Сергей Николаевич Анохин

Летающая лаборатория Ту-16 которую пилотировал Сергей Николаевич Анохин

Тогда Анохин хладнокровно отсоединил фал парашюта от катапультного кресла и вылез из кабины через сброшенный фонарь второго пилота. Дальше он не просто вывалился из кабины, а прополз по обшивке самолёта вперёд по носу самолёта, держась за антенну на носу самолёта, находящуюся сверху фюзеляжа. Только когда Анохин понял, что опасность попадания в воздухозаборник миновала, отцепился от самолёта и благополучно приземлился. Действовать в АВАРИЙНОЙ ситуации так хладнокровно, смело и разумно сможет не каждый!

Сергей Николаевич Анохин участник соревнований планеристов

Сергей Николаевич Анохин участник соревнований планеристов

Несмотря на большую загруженность испытательной работой, Сергей Николаевич Анохин не прерывает связи с планерным спортом.

Сергей Николаевич Анохин руководитель планерной секции ДОСААФ

Сергей Николаевич Анохин руководитель планерной секции ДОСААФ

Он является руководителем ПЛАНЕРНОЙ секции ДОСААФ, участвует в планерных соревнованиях, а также испытывает опытные планеры. В августе 1962-го года Анохин вынужден уйти с лётно-испытательной работы. Опять на злобу дня встал вопрос – что делать дальше? И тут на помощь пришёл Сергей Павлович Королёв, давний друг Анохина ещё по Коктебелю. В 1963-м году Королёв пригласил Анохина на работу в своё КБ, пообещав в скором времени полёт в КОСМОС! Сергей Николаевич Анохин, не раздумывая, с радостью согласился. В мае 1964-го года Сергей Николаевич становится начальником методического отдела ОКБ-1. Его зачислили в Отряд космонавтов, и он начинает проходить курс подготовки к космическим полётам по полной программе. Молодые сокурсники удивлялись, как Анохин НАРАВНЕ с ними проходил программу подготовки! После смерти Королёва, заменивший его на этом посту Василий Павлович Мишин НЕ смог отстоять подготовку Анохина к космическому полёту и вместо него в космос полетел другой. А Сергей Николаевич Анохин продолжил работать, возглавляя подготовку к космическим полётам гражданских космонавтов.

Ведущий лётчик-испытатель реактивных истребителей СССР Сергей Николаевич Анохин

Ведущий лётчик-испытатель реактивных истребителей СССР, Сергей Николаевич Анохин

Летом в 1983-м году Анохин приехал в Крым в Коктебель на празднование 60-тилетия советского планеризма. В этот момент ему исполнилось 73 года. Несмотря на запреты врачей, он совершает полёт на мотодельтаплане. Это стало его прощанием с небом. В 1986-м году 15-го апреля Сергея Николаевича Анохина не стало. Однажды Анохина спросили: «Трудно ли научиться летать?» Он ответил: «Трудно! Научиться кнопки нажимать и рычаги двигать легко, за день запомнить можно, а вот ЛЕТАТЬ НАУЧИТЬСЯ ТРУДНО! ЖИЗНЬ этому посвятить надо Вот Сергей Николаевич Анохин и посвятил этому ЖИЗНЬ, ВСЮ свою ЖИЗНЬ!

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

При участии проекта Сайт С Нуля
Яндекс.Метрика