Сергей Владимирович Ильюшин

Сергей Владимирович Ильюшин легендарный авиаконструктор

Сергей Владимирович Ильюшин легендарный авиаконструктор

Сергей Владимирович Ильюшин прославленный авиаконструктор

Сергей Владимирович Ильюшин прославленный авиаконструктор

Сергей Владимирович Ильюшин – это знаменитый советский авиаконструктор академик АН СССР, Трижды Герой социалистического труда! Концепция создания самолётов КБ Сергея Владимировича Ильюшина состояла в следующих принципах. Помимо остальных, основных принципов было два. Первое – самолёт должен быть максимально НАДЁЖНЫМ! Иногда надёжность самолёта в КБ Сергея Владимировича Ильюшина делалась даже в некоторой степени в ущерб коммерческой выгоде. Самолёты с маркой «Ил» были САМЫМИ НАДЁЖНЫМИ советскими самолётами! И второй принцип – это НЕ копирование подобных образцов, неважно отечественных или зарубежных, а создание СВОЕГО НОВОГО!

В своей конструкторской деятельности Сергей Владимирович Ильюшин при проектировании гражданских самолётов придерживался такой идеи – конструктор, прежде всего, должен думать о пассажирах. Пассажирам должно быть УДОБНО и КОМФОРТНО. Однако при проектировании новых самолётов Сергей Владимирович Ильюшин обязательно учитывал и тот факт, что при любых новшествах и достоинствах самолёт должен быть ДОСТУПЕН для МАССОВОГО пассажира! Соответственно он должен быть ЭКОНОМИЧЕН!

Сергей Владимирович Ильюшин 1910-е годы

Сергей Владимирович Ильюшин 1910-е годы

Сергей Владимирович Ильюшин родился 30-го марта 1894 года  в деревне Делялево, Вологодской губернии. Он был 11-й, крайний ребёнок в бедной семье. Получил начальное образование в виде трёх классов начальной Земской школы в возрасте с 9-ти до 12-ти лет. Начал работать с 12-ти лет! Сначала в прямом смысле слова пахать землю. Потом пошёл на тяжёлую работу землекопа, далее чистил сточные канавы в Иваново-Вознесенске.

В 1910 году Сергей Владимирович Ильюшин попадает на ипподром под Санкт-Петербургом, который переоборудовали в один из первых аэродромов в России, в качестве землекопа и подсобного рабочего. На этом ипподроме готовились первые воздухоплавательные полёты. Именно там Сергей Владимирович Ильюшин впервые увидел самолёт это были французские «Блерио» и «Фарманы». Россия выделила на эти полёты 25 000 рублей это в современном пересчёте примерно 250 000 000 рублей! Во время этих полётов произошла гибель одного лётчика Льва Мациевича (смотри статью «Глеб Евгеньевич Котельников»). Но, по словам самого Сергея Владимировича Ильюшина это уже НЕ могло его отвернуть от авиации!

Сергей Владимирович Ильюшин 1920-е годы

Сергей Владимирович Ильюшин 1920-е годы

Сергей Владимирович Ильюшин набрасывается на книги об авиации  и с головой уходит в изучение авиационных наук. Летом 1917 года он заканчивает, лётную школу в Петрограде при авиационном заводе, выпускавшем самолёты марки «Вуазен». В 1918 году Сергей Владимирович Ильюшин вступает в партию большевиков. Во времена гражданской войны руководит ремонтом аэропланов на Северном и Кавказском фронте. Затем оканчивает Институт Красного Воздушного флота – это будущая академия имени Николая Егоровича Жуковского (смотри статью «Николай Егорович Жуковский»).

В 1923 году Сергей Владимирович Ильюшин создаёт свой первый летательный аппарат – это был ПЛАНЕР. Прославленный русский и советский лётчик Константин Константинович Арцеулов, который ПЕРВЫМ совершил преднамеренный, УПРАВЛЯЕМЫЙ ШТОПОР, так говорил об этом планере.

Первый летательный аппарат Сергея Владимировича Ильюшина Планер с кувалдой в носу

Первый летательный аппарат Сергея Владимировича Ильюшина Планер с кувалдой в носу

Первый планер Сергея Владимировича Ильюшина нас очень насмешил! Помимо того, что он  был забавного вида, он имел ещё и неправильную центровку. И для того, чтобы этот планер начал летать Сергею Владимировичу Ильюшину пришлось к носу планера приспособить длинный шест, а на конец шеста привязать кувалду! Тогда этот планер полетел!

Сергей Владимирович Ильюшин 1930-е годы

Сергей Владимирович Ильюшин 1930-е годы

Сергей Владимирович Ильюшин в кабине самолёта

Сергей Владимирович Ильюшин в кабине самолёта

Вообще Сергей Владимирович Ильюшин всегда скрупулёзно относился к делу. Он был единственным советским авиаконструктором, который всегда сам лично проверял все решения своих подчинённых вплоть до мелочей!

Сергей Владимирович Ильюшин (справа) и авиаконструктор Генрих Новожилов (слева)

Сергей Владимирович Ильюшин (справа) и авиаконструктор Генрих Новожилов (слева)

Генеральный конструктор авиационного конструкторского бюро имени Ильюшина, Генрих Новожилов рассказывал такой случай. Как-то раз он стоял в сборочном цехе и разговаривал с другим конструктором. Вдруг слышит сзади голос: «Здравствуйте!». Новожилов повернулся назад, поздоровался. Это оказался Сергей Владимирович Ильюшин с начальниками отделов. «Прежде всего, когда Вы находитесь на производстве, вытащите руки из карманов!»: сказал Ильюшин. Во-вторых: «Если Вы собираетесь заниматься самолётами, то Вы не стойте здесь посреди цеха и не машите руками, а пойдите на самолёт и посмотрите то, что Вас должно интересовать!».

Сергей Владимирович Ильюшин 1940-е годы

Сергей Владимирович Ильюшин 1940-е годы

Ещё со времён Михаила Николаевича Тухачевского военные страдали ГИГАНТОМАНИЕЙ. Андрей Николаевич Туполев (смотри статью «Андрей Николаевич Туполев») строил большие, тяжёлые, тихоходные «ТБ-1», «ТБ-3», «ТБ-5» для воздушно-десантных войск. Поэтому в 1933-м году у Сергея Владимировича Ильюшина возникла идея создать скоростной бомбардировщик, моноплан обтекаемой формы. Всего через 3 года лётчик-испытатель Владимир Коккинаки (смотри статью «Владимир Константинович Коккинаки») поднял новый самолёт «ЦКБ-26» в небо! Этот полёт наблюдало правительство. Коккинаки показал на новом бомбардировщике фигуры высшего пилотажа, включая 3 петли Нестерова подряд! Судьба самолёта была решена – его приняли в производство. Так же одним из основных достоинств этого самолёта помимо скорости была и дальность полёта. Впервые бомбардировщик с нагрузкой летел на дальность 1 600 километров.

В апреле 1939-го года Владимир Коккинаки и штурман Михаил Гордиенко на самолёте конструкции Сергея Владимировича Ильюшина, «ДБ-2» перелетают через Атлантический океан на расстояние 8 000 километров за 23 часа. Это было открытие маршрута Москва – Северная Америка через Атлантику по, которой самолёты летают и сейчас!

Сергей Владимирович Ильюшин (справа в центре) и Владимир Коккинаки (в комбинезоне) на аэродроме с лётчиками и авиатехниками

Сергей Владимирович Ильюшин (справа в центре) и Владимир Коккинаки (в комбинезоне) на аэродроме с лётчиками и авиатехниками

Вскоре, 21-го мая 1939 года Владимир Коккинаки, начал испытания следующего бомбардировщика Сергея Владимировича Ильюшина, «ДБ-3Ф», который впоследствии получит название «Ил-4». В августе 1941-го года соединение Ил-4 совершат налёт на Берлин! Наиболее Ил-4 запомнится как знаменитый торпедоносец.

Пожалуй, самый известный и знаменитый военный самолёт Сергея Владимировича Ильюшина – это штурмовик «Ил-2». Название Ил-2 этот самолёт получил позже, когда пошёл в серийное производство, а изначально в конструкторском бюро Сергея Владимировича Ильюшина он назывался «ЦКБ-55». Госкомиссия сначала Ил-2 чуть не зарубила под предлогом того, что в мире такие самолёты якобы не делают! По этой причине Ил-2 запустили в производство с опозданием на целый год! Ил-2 был возвращён в жизнь после вмешательства Сталина. Первый полёт Ил-2 совершил в октябре 1939 года, боевое крещение получил 27-го июня 1941-го года под Бобруйском – Белоруссия.

Ил-2

Ил-2

По тем временам самолёт Сергея Владимировича Ильюшина, Ил-2 обладал замечательными лётно-техническими характеристиками! СИЛОВАЯ НЕСУЩАЯ БРОНИРОВАННАЯ КАБИНА! БРОНИРОВАННОЕ СТЕКЛО кабины, изготовленное профессором Китайгородским! Две пушки калибром 23 миллиметра, два крыльевых пулемёта, способность нести 600 килограммов бомб и 8 реактивных снарядов под крыльями. Скорость до 430-ти километров в час на сверхмалой высоте, потолок 7 500 метров, дальность более 630-ти километров, максимальный взлётный вес 6 160 килограммов, мощность двигателя 1 500 л. с.

Изначально Сергей Владимирович Ильюшин спроектировал Ил-2 в двухместном варианте. Заднюю полусферу должен был защищать стрелок.

Сергей Владимирович Ильюшин и модель штурмовика Ил-2

Сергей Владимирович Ильюшин и модель штурмовика Ил-2

Но под влиянием военных Сталин утвердил одноместный вариант, рассуждая, что будто бы у одноместного Ил-2 потери будут меньше. Позже в 1942-м году Сталину пришлось извиняться за свою ошибку перед Сергеем Владимировичем Ильюшиным!

Изготавливали Ил-2 в Нижнем Тагиле на Уральском Вагоностроительном заводе. Учитывая годовую задержку в производстве Ил-2, в начале войны штурмовиков Ил-2 катастрофически не хватало! Сначала производили по 1-му штурмовику в день, но потом после предупреждения Сталина стали выпускать по 40 штурмовиков Ил-2 в день!

Сергей Владимирович Ильюшин легендарный авиаконструктор

Сергей Владимирович Ильюшин легендарный авиаконструктор

В 1944-м году появился новый мотор для штурмовика Ил-2 с мощностью на 500 л. с. больше. Благодаря этому в КБ Сергея Владимировича Ильюшина была создана модификация Ил-2, которую назвали «Ил-10». На Ил-10 кабина была уже полностью бронированная, в том числе и для стрелка. Была увеличена скорость и дальность полёта. В 1944-м году было выпущено более 2 000 штук Ил-10. Всего во время Великой Отечественной войны было выпущено около 43 000 штук ШТУРМОВИКОВ «Ил». Даже сами немцы признавали его высокие лётно-технические характеристики.

Сергей Владимирович Ильюшин на стоянке штурмовиков Ил-2

Сергей Владимирович Ильюшин на стоянке штурмовиков Ил-2

Сергей Владимирович Ильюшин прославился как МАСТЕР ПРОСТЫХ  решений. Трудовые затраты на производство одного самолёта «Ил» составляли 4 200 часов. Это было существенно меньше, чем для других самолётов. Однако, это НЕ значит, что создавать хорошее простое легко! Всего за годы Великой Отечественной войны в СССР было произведено 137 000 самолётов, созданных   10-тью конструкторскими бюро, из них 48 000 составляли САМОЛЁТЫ «Ил»!

Ещё в 1943-м году, то есть во время войны, Сергей Владимирович Ильюшин сказал: «Надоело летать на «Дугласе», пора создавать «своё» и начал работать над ПАССАЖИРСКИМ «Ил-12».

Сергей Владимирович Ильюшин после Великой Отечественной войны

Сергей Владимирович Ильюшин после Великой Отечественной войны

В июне 1945-го года Ил-12 был готов! На Ил-12 впервые на пассажирском самолёте было применено НОАОВОЕ шасси. Экономичность Ил-12 оказалась в 2 раза больше, чем у Дугласа! Надёжность Ил-12 стала легендой! Модификация Ил-12, пришедшая ему на смену, была названа «Ил-14».

Ил-14

Ил-14

С появлением следующего самолёта Сергея Владимировича Ильюшина, Ил-14, граждане нашей страны получили возможность покупать АВИАБИЛЕТЫ по цене ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ! Ил-14 летал буквально во всех уголках нашей планеты, во всех мыслимых и немыслимых климатических условиях, включая Арктику и Антарктику! За 40 лет эксплуатации Ил-14 НИ ОДНОГО серьёзного ОТКАЗА!!! Говорят, что когда списывали крайний самолёт Ил-14, лётчики ЦЕЛОВАЛИ его КРЫЛЬЯ!

Сергей Владимирович Ильюшин никогда НЕ шёл на неоправданный риск! Для обеспечения ПРОЧНОСТИ КОНСТРУКЦИИ самолёта он предпочитал заложить пусть лучше несколько лишний вес, но получить НАДЁЖНУЮ конструкцию. При испытаниях новой техники, если возникала неуверенность в работе какого-либо агрегата, то испытания проводились до тех пор, пока не возникнет УВЕРЕННОСТЬ В НАДЁЖНОСТИ данного агрегата! Сергей Владимирович Ильюшин никогда НЕ торопился выпускать новый самолёт в жизнь, пока не был в нём уверен на 100%!

Сергей Владимирович Ильюшин авиационными конструкторами

Сергей Владимирович Ильюшин авиационными конструкторами

В 1946-м году совершил первый полёт самолёт «Ил-18». Первый вариант Ил-18 был с поршневыми моторами. В этом же году Сталин заказал нескольким конструкторским бюро реактивный бомбардировщик. Конструкторское бюро Сергея Владимировича Ильюшина менее чем через 1 год представило свой вариант такого самолёта, «Ил-22». Это был первый в Мире реактивный бомбардировщик с 4-мя двигателями, расположенными НА ПИЛОНАХ под крыльями. Но в серийное производство он НЕ пошёл и только проложил дорогу другому знаменитому самолёту Сергея Владимировича Ильюшина, «Ил-28».

Ил-28 – это был первый советский фронтовой бомбардировщик с современной системой навигации и локатором. Он имел возможность точно попадать в цель из-за облаков! Ил-28 стоял на вооружении до середины 70-х годов! Был так же и гражданский вариант Ил-28, он возил грузы и почту.

Летом 1952-го года Сергей Владимирович Ильюшин крайний раз побывал на встрече со Сталиным. После неё сказал друзьям и близким, что Сталин серьёзно болен и что у советской авиации могут начаться проблемы! Н.С.Хрущёва, Сергей Владимирович Ильюшин НЕ уважал и за это чуть не поплатился существованием самого конструкторского бюро! Но после того как Н.С.Хрущёв побывал внутри своего ОТЕЧЕСТВЕННОГО правительственного самолёта Ил-18, то был неожиданно удивлён качеству отделки и комфорту салона и поэтому решил НЕ трогать КБ Сергея Владимировича Ильюшина!

Сергей Владимирович Ильюшин (в центре) Владимир Коккинаки (слева) на фоне Ил-18

Сергей Владимирович Ильюшин (в центре) Владимир Коккинаки (слева) на фоне Ил-18

Ил-18 – это был лучший в Мире самолёт такого класса!

Как то, раз Н.С.Хрущёв прилетел в Женеву на поршневом Ил-14, а бОльшая часть правительств других стран на турбовинтовых, а кое-кто и на реактивных самолётах. После этого Н.С.Хрущёв, мало разбираясь в авиации, как впрочем, и во многом другом, заказывает Сергею Владимировичу Ильюшину универсальную машину, которая будет использоваться и как пассажирский и как грузовой самолёт. Сергей Владимирович Ильюшин был предельно ПРЯМОЙ и ЧЕСТНЫЙ человек. На совещании у Н.С.Хрущёва он заявил: «УНИВЕРСАЛЬНЫЙ самолёт – ЭТО всё равно, что УТКА, она УМЕЕТ ВСЁ – летать, плавать, ходить, но это всё она УМЕЕТ делать ПЛОХО! Я универсальную машину делать НЕ буду

В результате в СССР появились две машины, пассажирский Ил-18 Сергея Владимировича Ильюшина и грузовой «Ан-12» Олега Константиновича Антонова (смотри статью «Олег Константинович Антонов»). Ил-18 стал самым надёжным пассажирским самолётом своего времени, а Ан-12 массовым военным и гражданским грузовиком. Ил-18 было выпущено 564 машины.

Ил-38

Ил-38

Так же на базе Ил-18 был создан противолодочный ударный комплекс «Ил-38» с торпедами и глубинными бомбами.

Последний самолёт, в конструировании которого Сергей Владимирович Ильюшин принимал непосредственное участие, был «Ил-62». Проектирование Ил-62 длилось 10 лет.

Сергей Владимирович Ильюшин с конструкторами и начальниками отделов на фоне Ил-62

Сергей Владимирович Ильюшин с конструкторами и начальниками отделов на фоне Ил-62

Некоторые в министерстве гражданской авиации, да и в родном КБ Сергея Владимировича Ильюшина НЕ верили, что он получится!

Ил-62

Ил-62

Лайнер Ил-62 был самый красивый и оригинальный советский самолёт! Взлётный вес 162 тонны. Крейсерская скорость полёта 850 км/ч. Количество пассажиров 186 человек. Дальность полёта 11 000 км (модификация «М»). Пять Мировых рекордов! Медали ФАИ! В 1977 году рекорд дальности 10 036 км. В этом же 1977 году рекорд скорости 953 км/ч. Ил-62 было выпущено более 250-ти штук. На этом самолёте летали высшие должностные лица СССР и других стран!

В 1958-м году Сергей Владимирович Ильюшин делает своим заместителем Генриха Васильевича Новожилова. Тогда конструктору первой категории Новожилову было 33 года! В 1970-м году Новожилов получил за Ил-62 Ленинскую премию (в 1970-м году 10 000 рублей – это два автомобиля «Москвич» или одна «Волга»)! Новожилов совершил потрясающую карьеру от  диплома МАИ до второго человека в империи Сергея Владимировича Ильюшина всего за 10 лет! Новожилов так же как Ильюшин никогда НЕ принимал скоропалительных решений, был сдержан и никогда НЕ ставил решающих подписей 13-го числа!

В 1970-м году Сергей Владимирович Ильюшин добровольно ушёл с работы, мотивируя это тем, что он не может работать полный рабочий день! Коллектив конструкторского бюро просил его остаться, предлагал Сергею Владимировичу Ильюшину работать половину рабочего дня, выходить на работу с обеда. Но Ильюшин сказал, что он НЕ МОЖЕТ РАБОТАТЬ, ЕСЛИ он ПРИХОДИТ на работу НЕ ВМЕСТЕ со ВСЕМИ и НЕ УХОДИТ ПОЗЖЕ ВСЕХ!

Ил-76

Ил-76

В 1971-м году 25-го марта Сергей Владимирович Ильюшин последний раз побывал на первом взлёте нового самолёта. Это был транспортный самолёт «Ил-76». Данный тип самолёта установил 8 Мировых рекордов. Ил-76 выпускался во множественных модификациях. Самолёт грузовой, десантный, пожарный, летающий госпиталь, самолёт дальней радиолокационной разведки и т.д. и т.п. Всего 17 модификаций общим количеством около 900 штук!

Сергей Владимирович Ильюшин за рабочим столом

Сергей Владимирович Ильюшин за рабочим столом

После ухода на пенсию Сергей Владимирович Ильюшин всё-таки приходил несколько раз в кабинет генерального конструктора Новожилова, и они обсуждали вместе с ним авиационные вопросы.

Ил-86

Ил-86

Обсуждали вопросы по проектированию самолёта Ил-76 и даже по будущему самолёту «Ил-86»! В наставление по проектированию Ил-86 Сергей Владимирович Ильюшин сказал, что это должен быть самолёт с высочайшим уровнем БЕЗОПАСНОСТИ! Кстати сказать, фирма «Боинг» была поставлена в известность по системам безопасности на Ил-86 и она их ВЫСОКО ОЦЕНИЛА!

Сергей Владимирович Ильюшин был ещё жив, когда взлетел первый образец Ил-86.

Памятник Сергею Владимировичу Ильюшину на могильной плите

Памятник Сергею Владимировичу Ильюшину на могильной плите

Его не стало через полтора месяца – 9-го февраля 1977-го года. Сын крестьянина, крайний – 11-й ребёнок в бедной семье стал ВЕЛИКИМ АВИАЦИОННЫМ КОНСТРУКТОРОМ! Нашей стране Сергей Владимирович Ильюшин оставил в наследство мощнейшее авиационное конструкторское бюро и опытное производство, СЕБЕ НЕ ВЗЯЛ НИЧЕГО!

Ил-96

Ил-96

Крайний самолёт, спроектированный в КБ имени Сергея Владимировича Ильюшина на сегодняшний день, «Ил-96». Военные самолёты Сергея Владимировича Ильюшина внесли одну из основных ролей в разгром фашизма в Великой Отечественной войне! А его гражданские самолёты были ОБРАЗЦОМ пассажирского АВИАСТРОЕНИЯ в СССР и России!

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

При участии проекта Сайт С Нуля
Яндекс.Метрика