Угон Миг-29 в Турцию

МиГ-29

Миг-29

Происшествие случилось 20-го мая 1989 года. В этот день ранним утром на турецком военном аэродроме в городе Трабзоне приземлился советский истребитель Миг-29. Истребитель остановился в конце взлётно — посадочной полосы. Произошёл угон Миг-29 в Турцию. Из кабины вышел раненый советский военный лётчик, офицер в звании капитана Александр Зуев. Он был сразу отправлен в турецкий военный госпиталь на лечение. В турецком военном госпитале он попросил политического убежища в США.

МиГ-29 Отрыв

Миг-29 Отрыв

Событие начало развиваться за год до угона Миг-29 в Турцию, на базе ВВС «Цхакая». В этой части служили два советских молодых офицера Зуев и Саламов. В это время в эту часть поступили на вооружение два новейших советских истребителя Миг-29. В то время, это были истребители с лётно-техническими характеристиками на уровне мировых, поэтому впоследствии Зуеву не составило труда совершить угон Миг-29 в Турцию. В авиаполку полным ходом шло изучение нового истребителя, но Зуев и Саламов были отстранены от обучения на новые машины. Официальная формулировка отстранения звучала так – низкие морально нравственные качества. По инициативе политработников было решено не доверять новые самолёты морально не устойчивым молодым офицерам.

После этого лётчики решили расстаться с армией, подали рапорта и ждали распоряжения об увольнении. В это время у Зуева, совершившего впоследствии угон Миг-29 в Турцию, начались серьёзные трения с женой. Она была против увольнения мужа из авиационной воинской части. Под её влиянием и по просьбам работников отдела кадров, Зуев всё-таки остался, дальше проходить службу в авиационном полку. Но к полётам его по-прежнему не допустили.

МиГ-29

Миг-29

Зуев был очень амбициозен и в таком неуравновешенном состоянии находился целый год. Возможно, это и подвигло его на не стандартные действия, которые могли бы заставить обратить на себя внимание. Он стал уговаривать Саламова совершить угон Миг-29 в Турцию на двух новейших советских истребителях. Саламов отказался.

За час до ЧП события на базе ВВС «Цхакая» развивались так. Зуев, в очередной раз, заступил дежурным руководителем полётов. Во время дежурства капитан Зуев объявил всем, что у него родился сын. На самом деле жена должна была родить позже. Под таким предлогом Зуев, купив огромный торт, раздал его всем, находившимся на смене. Торт был накачан сильным снотворным. Когда Зуев убедился, что вся дежурная смена заснула, перерезал кабели сигнализации и телефонной связи и направился к самолёту, чтобы совершить угон Миг-29 в Турцию.

МиГ-29 на аэродроме

Миг-29 на аэродроме

Самолёт охранял часовой. Часовым оказался солдат солидной комплекции, проходящий первый год службы. Военнослужащие, находящиеся в начале службы в нестандартных ситуациях предпочитают преимущественно поступать по уставу. Часовой, не под каким предлогом не подпускал капитана к боевой машине. Вся тщательно спланированная операция оказалась под угрозой срыва. Тогда Зуев решился на крайнюю меру, чтобы совершить угон Миг-29 в Турцию. Он схватился с часовым и начал с ним бороться. Побороть часового Зуеву не удалось, тогда Зуев выхватил пистолет, который ему было положено иметь по службе, и выстрелил в часового 4 раза. После этого Зуев побежал к самолёту. Часовой с такими тяжёлыми ранениями, в тот момент, оказался всё-таки живым. Он успел выстрелить в Зуева весь рожок, но попал Зуеву только в правую руку и легко царапнул голову.

МиГ-29 Взлёт

Миг-29 Взлёт

Зуева эти ранения не остановили. Он сел в самолёт, запустил один левый двигатель и начал выруливать на взлётную полосу, чтобы совершить угон Миг-29 в Турцию. Дело в том, что Миг-29 способен, даже при полном взлётном весе, взлететь на одном двигателе и запустить второй двигатель уже в полёте. Зуев продолжил управлять самолётом. Взлетел, сбросил дополнительный топливный бак, который был установлен на самолёте. Сделал боевой разворот и попытался расстрелять стоящие на аэродроме самолёты, чтобы те не пустились за ним в догонку. Пушка оказалась заблокированной. Выстрелов не последовало. Тогда он больше не стал терять время, продолжая угон Миг-29 в Турцию, снизился на высоту 50 метров, установил скорость 1 000 км/час и взял курс на Трабзон.

На аэродроме, после прогремевшей стрельбы, подняли тревогу. В воздух взлетели два истребителя на перехват. Но было уже поздно. Меньше, чем через 10 минут истребитель уже был над территорией Турции и заходил на посадку на военный аэродром в городе Трабзон.

МиГ-29 Полёт

Миг-29 Полёт

Через сутки самолёт был возвращён на советскую базу ВВС «Цхакая». Но этот раз американским авиационным специалистам не удалось обследовать самолёт.

В Турции состоялся суд над Зуевым, но турецкие власти оправдали капитана. Зуев получил возможность уехать в США.

В СССР Зуева осудили за угон Миг-29 в Турцию заочно. Он обвинялся по нескольким статьям: Покушение на жизнь часового; Шпионаж потому, что у него с собой при побеге были какие-то записи; Нелегальный провоз оружия через границу; Незаконное пересечение государственной границы; Измена Родине. В общем полный букет статей.

В США Зуев устроился военным советником. И как говорили сами американцы, он оказал им неоценимую помощь при проведении операции «Буря в пустыне».

МиГ-29 .

Миг-29 .

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

5 комментариев к “Угон Миг-29 в Турцию”

  1. Владимир:

    на МиГ-29 Зуев не переучивался, не летал на нем, ладно, почитал втихоря инструкцию (в свое время из ГДР техник угнал самолет в ФРГ, на тренажере налетал больше чем весь летный состав полка), но, затем Зуев пытался сделать атаки по наземным целям (не сняв предохранительные чеки с вооружения-не до этого было), летал на высоте 50 метров и скорости 1000 км/ч, все это при том, что к тому времени у него был уже огромный перерыв в полетах. Наверное был очень опытный пилот. Помню его по училищу, в лазарете вместе лежали. А когда он угнал самолет, я служил в Шармелеке, нас предупредили, что бы никто не признавался чекистам, что был знаком с Зуевым, или будет так же, как с теми, кто учился и служил с Беленко. А вот Беленко возглавлял американское авиакрыло, летавшее по правилам советской тактики ВВС, америкосы тренировали своих летчиков в воздушных боях.
    Насчет бури в пустыне, что мог насоветовать капитан, ст. летчик американцам такого, что они без него не знали — фикция! Эт чтоб нам досадить. Насколько знаю, Зуев, как и Беленко, уже окончили свой бренный путь на этом свете, один в автокатастрофе, другой в авиакатастрофе.

    • admin:

      Я не в курсе учился ли Зуев на МиГ-29 и летал ли он на нём, но я в курсе, что он точно угнал его в Турцию!

    • admin:

      Понимаете, я думаю, что и история с Беленко и история с Зуевым настолько мутные, что нам простым людям наврятли можно точно понять — то ли они оба сейчас живы, то ли они оба уже на небесах! Если конечно Вы не принадлежите соответствующим кругам! А насчёт того, что мог рассказать капитан Зуев — вспомните, что мог рассказать капитан Беленко! Нам эти истории будут помниться как минимум ещё миллион лет!

    • admin:

      Забыл спросить, а, что было с теми кто знал Беленко?

    • admin:

      Шармелек — это где? Эти истории и с Беленко и с Зуевым настолько МУТНЫЕ, что я думаю, что нам простым людям наврятли можно точно узнать живы они сейчас или уже оба на небесах. Если Вы конечно не принадлежите определённым кругам. А на счёт того, что мог сказать капитан Зуев — вспомните, что мог сказать КАПИТАН Беленко! Нам эти истории будут аукаться ещё как минимум миллион лет!



Оставить комментарий

При участии проекта Сайт С Нуля
Яндекс.Метрика