Иду на таран

Воздушный таран советским пилотом

Воздушный таран советским пилотом

Боевая тревога на земле всегда выглядит одинаково. Только ВОЗДУШНЫЙ ПОЕДИНОК всегда НЕПОВТОРИМ!

В июле 1981 года в газетах промелькнуло небольшое, странное сообщение ТАСС, набранное мелким шрифтом. Оно не бросалось в глаза среди других официальных сообщений. «Иностранный самолёт вошёл в воздушное пространство СССР, на запросы земли о своей принадлежности не отвечал, на запросы о помощи тоже молчал. Столкнулся с советским самолётом, разрушился и сгорел». О состоянии нашего лётчика не сказано ни слова. На самом деле в воздухе произошла ГОРЯЧАЯ ДУЭЛЬ! У советского лётчика не было возможности применить оружие, но приказ уничтожить нарушителя никто НЕ отменял и лётчик его выполнил! Валентин Куляпин совершил таран на реактивном самолёте в мирное время и остался жив. ПЕРВЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ТАРАН в мировой истории авиации совершил русский лётчик штабс-капитан Пётр Николаевич Нестеров. Это произошло в годы Первой Мировой войны.

Воздушный таран во времена Нестерова

Воздушный таран во времена Нестерова

В августе 1914 года над позициями русских войск под Львовом безнаказанно летал австрийский пилот-разведчик барон Розенталь. Пехота не могла с ним ничего поделать. Уничтожить австрийского лётчика мог только лётчик на другом самолёте. Однако единственным вооружением самолётов, на тот момент, был личный пистолет самого пилота, и чтобы победить противника, нужно было проявить незаурядные способности в воздухе. Для победы над противником наверняка, нужно было применить какое-то необычное решение. Восьмого сентября 1914 года штабс-капитан Пётр Нестеров взлетел на самолёте «Муран» и выполнил своё обещание – сбить австрийца. Нестеров рассчитывал ударить самолёт неприятеля сверху своими колёсами, но сделать по расчету не получилось. Получилось просто столкновение двух самолётов и оба пилота погибли. После этого случая родилась легенда, что русские пилоты это такие отчаянные ребята, которые бездумно идут на смерть. На самом деле Нестеров планировал, идя на таран, сохранить свой самолёт целым.  Дело в том, что в то время ещё не существовал индивидуальный парашют для спасения жизни пилота самолёта (смотри статью «Глеб Евгеньевич Котельников»). Нестеров НЕ был самоубийцей и взлетел НЕ для того, чтобы красиво умереть. Просто осуществить задуманное точно, не удалось. После этого случая стало совершенно ясно, что боевой самолёт должен иметь серьёзное вооружение.

Воздушный таран в годы Второй Мировой войны

Воздушный таран в годы Второй Мировой войны

Восемнадцатого июля 1981 года на самолёте «Су-15», Валентин Куляпин взлетел на перехват самолёта-нарушителя. Всё вооружение самолёта Су-15 состояло всего лишь из двух радиолокационных ракет «Р-98». Нарушитель прилетел с территории Ирана. Данные о самолёте-нарушителе Куляпин получил уже в полёте. Цель крупноразмерная, скорость 400 км/ч, на запросы земли не отвечает. Задача сопровождать самолёт-нарушитель. Только вот перехватчик Су-15 для этой задачи НЕ приспособлен. Концепция постройки этого самолёта была основана на том, что он без особых манёвров пускает ракеты, уходит на свой аэродром и всё. Нарушителем границы оказался транспортный самолёт «CL-44» с опознавательными знаками южно-американской компании. Увидев советский истребитель, нарушитель повернул в сторону границы. Куляпину передали ПРИНУДИТЬ самолёт нарушителя к ПОСАДКЕ. А как его принудить к посадке, если он идёт буквально вдоль границы. Куляпин попытался его оттереть своим самолётом, то есть, идя, буквально в 20-ти метрах от противника сделал крен в его сторону. Нарушитель НЕ РЕАГИРУЕТ. Тогда сделал ещё раз крен в сторону противника. Опять БЕЗРЕЗУЛЬТАТНО. Произвёл 3-й раз сближение и подошёл к нему уже на минимально возможное расстояние. Куляпин передал на землю, что нарушитель на его манёвры НЕ реагирует. С земли ответили принудить нарушителя к посадке.

В это время на перехват нарушителя был послан ещё один истребитель. Это был МиГ-21 ВВС. Куляпин не имел возможности применить ракеты ввиду того, что он находился в непосредственной близости от противника и его ракеты просто не видели цель. К этому моменту МиГ-21 ВВС подошёл к цели на расстояние пуска ракет. Руководство авиации ПВО, чтобы не отдавать первенство авиации ВВС, приказало Куляпину не терять время на занятие удобной позиции для стрельбы и немедленно уничтожить цель. Куляпин ответил – понял. В этот момент он сразу понял, что он будет делать. Прямого приказа идти на таран не было. К тому же, если бы Куляпин начал разворачиваться на позицию для стрельбы, нарушитель в это время мог бы уйти за границу потому, что до неё всего 2 км. Выход один – идти на таран. Решимость пойти на него приходит в последний момент и только в небе. У современных лётчиков на этот счёт единого мнения нет, во всяком случае, пока они на земле.

Воздушный таран немецкого штурмовика Ю-87

Воздушный таран немецкого штурмовика Ю-87

Сначала Куляпин планировал подойти под конец крыла нарушителя и ударить по КРЫЛУ нарушителя своим фюзеляжем снизу вверх. Капитан Куляпин маневрировал рядом с самолётом нарушителя, пытаясь принудить его к посадке. Тут нарушитель вдруг сам начал атаковать. Транспортник делает крен в сторону Су-15. Куляпину пришлось уйти вниз и назад. Скорость для Су-15 в 400 км/ч крайне мала. После этого Куляпин начал подкрадываться к нарушителю сзади под стабилизатор. Когда кабина Куляпина прошла под стабилизатором нарушителя, он потянул ручку вверх. Су-15 ударил по СТАБИЛИЗАТОРУ нарушителя ЗАКАБИННЫМ ГОРБОМ. Стабилизатор нарушителя отломился. Куляпин катапультировался. Самолёт нарушителя стал беспорядочно падать и разбился об землю. Что это был за самолёт до конца так и не выяснили. А вокруг тарана Куляпина начала происходить странная история. Сначала попытались стереть записи переговоров, в которых лётчику приказали сбить нарушителя. Всем участникам событий велели изменить показания. Работник политотдела говорил Куляпину, чтобы тот сказал, что это было случайное столкновение. Подвиг всё же признали. Куляпин всё-таки получил орден, хотя был достоен ЗВЕЗДЫ ГЕРОЯ. Но главная награда Куляпина была в том, что он остался ЖИВ и продолжил летать.

Воздушный таран ночью

Воздушный таран ночью

Первый воздушный таран в истории мировой авиации НОЧЬЮ, ОФИЦИАЛЬНО, совершил Виктор Васильевич Талалихин. Это произошло в ночь на 7 августа 1941 года под Москвой. Талалихин воевал на финской войне, у него было более 50 боевых вылетов, 4 сбитых самолёта. Талалихин был опытным пилотом и наверное знал, что реально он НЕ первый. Но, когда враг у ворот Москвы, нужен был пример высочайшего мужества. Всемирной легендой отчаянного самопожертвования стали японские лётчики КАМИКАДЗЕ. Но они шли на смерть ПРЕДНАМЕРЕННО. Это была часть многовековой незнакомой европейцам культуры. Таран применяли лётчики и других стран, почти всех, у которых была авиация. Но только в авиации Красной Армии он превратился в тактический приём на грани искусства. Такого количества таранов не было за всю историю авиации. Первый таран Великой Отечественной войны совершил младший лейтенант Кокарев через 15 минут после её начала и остался ЖИВ. Кстати сказать, что БОЛЬШИНСТВО советских пилотов, которые пошли на таран, остались в ЖИВЫХ.

В 1942 году 6-го августа под Сталинградом советский лётчик Михаил Баранов в одном воздушном бою пулемётным огнём сбил 3 вражеских самолёта. После того как у него кончились боеприпасы, совершил ДВА тарана, причём 2-й раз пошёл на фашиста в ЛОБОВУЮ атаку. При ударе оба самолёта разлетелись на куски, но старший лейтенант Баранов остался ЦЕЛ. Были и другие советские пилоты, которые ходили на таран дважды и даже трижды. Немецко-фашистским пилотам даже дали распоряжение, чтобы те не приближались к русским самолётам ближе 100 метров во избежание тарана.

Воздушный таран

Воздушный таран

Пятого июля 1943 года на Курской дуге звено из 4-х истребителей «Як-1» вылетело в район Малоярославца, где было обнаружено большое соединение немецких бомбардировщиков. Был дан приказ немцев уничтожить. В звене была только одна передающе приёмная радиостанцияу командира звена Колмакова. Ведомым командира звена был Виталий Поляков. На 3-х остальных самолётах были только приёмные устройства. Колмаков передал по радиостанции, что у него начались проблемы с мотором, и он возвращается на наш аэродром. Три самолёта остались без связи. Вообще надо сказать, что во время Великой Отечественной войны советские самолёты по техническим характеристикам всегда уступали немецким (смотри статью «Немецкие истребители Второй Мировой войны»). Раньше во всех средствах массовой информации сплошь утверждалось, что со второй половины 1943 года наши самолёты сравнялись по техническим характеристикам с немецкими истребителями это ПРЯМАЯ НЕПРАВДА.

Воздушный таран немецкого самолёта-разведчика

Воздушный таран немецкого самолёта-разведчика

Через несколько минут Поляков заметил в небе названную цель. Трудно было не заметить 200 бомбардировщиков с истребителями прикрытия. Трое без связи против более двухсот. Поляков покачал крыльями. На языке лётчиков это означает «ДЕЛАЙ КАК Я». Тройка ринулась сквозь строй истребителей прикрытия к головному бомбардировщику. В головном бомбардировщике должен был находиться КОМАНДИР фашисткой армады. Когда до головного бомбардировщика осталось 200 метров, самолёт Полякова прошила пулемётная очередь. Решение возникло мгновенно. Точный математический расчёт. Самолёт Полякову всё равно надо было покидать потому, что он горел. Что такое 200 метров до противника это 4 секунды полёта, в той ситуации. Поляков, чтобы не попасть под обстрел хвостового пулемётчика, сначала поднырнул под Хейнкель, потом подлетел к нему и рубанул по фюзеляжу винтом рядом с хвостом. Хвостовую часть Хейнкелю как топором отрубило, и он беспорядочно посыпался. Поляков даже не больно ударился об приборы в кабине и выпрыгнул с парашютом (смотри статью «Глеб Евгеньевич Котельников»). Позже Поляков узнал, что в сбитом Хейнкеле действительно находился немецкий комдив. Без управления немецкая армада беспорядочно сбросила бомбы и рассыпалась. Рекордсменом по количеству таранов стал советский лётчик Ковзан Борис Иванович. Он совершил 4 тарана, причём два из них на одном самолёте.

Воздушный таран

Воздушный таран

Двадцать восьмое ноября 1973 года. Истребитель «F-4» ВВС Ирана пересёк советскую границу и залетел на территорию Азербайджана. На его перехват был отправлен Геннадий Елисеев на МиГ-21. Ракеты прошли мимо, пушка отказала. Но приказ уничтожить нарушителя советский лётчик выполнил. Капитан Елисеев получил звание ГЕРОЯ ПОСМЕРТНО. Елисеев ПЕРВЫМ совершил ТАРАН в СССР на РЕАКТИВНОМ самолёте. Самый первый таран на реактивном самолёте совершил немецкий лётчик в конце Второй Мировой войны. Тогда у немцев появился реактивный «Ме-262» (смотри статью «Немецкие истребители Второй Мировой войны»). На этой машине 4-го апреля 1945 года оберт фельдфебель Эдуард Шальмозер таранил американский боевой самолёт и сумел даже вернуться на повреждённом самолёте на свой аэродром. Немецкие пилоты были замечательные лётчики. Они умели ходить на таран и оставаться в живых. Американские бомбардировщики были очень живучими самолётами. Они продолжали лететь, даже после нескольких попаданий в них и иногда их можно было сбить только тараном.

Тринадцатое сентября 1987 года. На базу в Типлявре вернулся старший лейтенант Василий Цимбал. Авиатехник заметил, что один из хвостов самолёта повреждён. Наверно поймал птицу – подумал он. На следующий день авиабазу заполонили высокие комиссии. В европейских газетах появились сообщения, что советский истребитель протаранил норвежский самолёт. Норвежский самолёт даже успел сфотографировать советский истребитель. Сначала долго думали — наградить или обвинить Василия Цимбала. У нас такое бывало очень ЧАСТО. В тот день Цимбал выполнял дежурный полёт над Баренцевым морем, где проходили учения Северного флота. Над группой советских кораблей появился норвежский самолёт. Это был разведчик «P-3 Орион». Он стал сбрасывать в воду акустические буи для обнаружения и прослушивания подводных лодок. Норвежец действовал нагло. Это было в нейтральных водах, поэтому стрелять по нему было нельзя.

Воздушный таран немецкого бомбардировщика Ю-88

Воздушный таран немецкого бомбардировщика Ю-88

Цимбал получил приказ норвежца отогнать. Цимбал стал действовать так. Он стал выныривать из-под норвежца перед самым его носом на форсаже, чтобы противник попал в так называемый «СПУТНЫЙ СЛЕД». Спутный след это образование за самолётом ТУРБУЛЕНТНЫХ воздушных потоков, которые образуют за самолётом коридор, который сохраняется за самолётом на определённом расстоянии некоторое время. Чем больше при этом скорость и чем ближе при этом выныривать перед носом противника, тем эффект больше. Дело в том, что если применять этот манёвр ещё и на малой высоте, то можно вполне реально так ЗАВАЛИТЬ самолёт. Настоящая проверка нервов. Большие самолёты, огромные скорости, а счёт на МЕТРЫ. Очередной раз Цимбал в азарте вынырнул так близко, что задел одним из своих хвостов лопасть винта норвежца. Лопасть оторвало, и она пробила фюзеляж норвежского самолёта. Он разгерметизировался и получил вибрацию. Однако норвежец всё-таки в таком состоянии дотянул до своего аэродрома. Хвост Цимбала получил минимальные повреждения.

Скандал в прессе замяли дипломаты. Василия Цимбала перевели служить в другую часть. Приказ то он выполнил, а оружие НЕ применял. Вскоре он погиб в несчастном случае. Таран Цимбала доказал, что этот приём воздушного боя не ушёл в прошлое. Воздушный таран является настоящей проверкой таких качеств пилота как крепость нервов, хладнокровный расчёт и профессиональные навыки. После возвращения на аэродром пилоты не всегда докладывают, КАК, они выполнили приказ. Приёмы бывают за гранью риска! Оказывается, что истребитель может прогнать даже морской корабль-разведчик.

Воздушный таран немецким пилотом

Воздушный таран немецким пилотом

В сентябре 1987 года над Баренцевым морем начали проводить провокационные полёты английские палубные вертолёты «Линкс». Они провоцировали наши истребители ПВО на стрельбу в нейтральных водах. Прекратил эти провокации советский лётчик Владимир Чернявский. Он взлетел на очередное дежурство в район, где обычно летали эти вертолёты. Погода выдалась прекрасная. Оба пилота увидели друг друга, и пошли точно в лобовую атаку. Казалось ещё секунда и в небе вспыхнет огненный шар. Когда расстояние между машинами стало критически малым, Чернявский чуть отдал ручку от себя, а Линкс взял ручку на себя. Линкс прошёл точно между хвостами «Су-27» Чернявского. Когда жизнь висит на волоске, время течёт по-другому – оно ЗАМЕДЛЯЕТ ход. Пилоты навсегда запомнили глаза и взгляды друг друга. У Чернявского после расхождения с противником появилась лёгкая дрожь в коленях. Наверно у тех тоже! Затем Чернявский подошёл к Линксу с боку, ещё раз посмотрели друг на друга и Линкс молча, повернул и сел на свой корабль. Командование так и не узнало, почему провокации английских вертолётов прекратились. Лётчик умолчал о своих приёмах, которые он применил. Приказ выполнен – точка!

Таран – этого слова никогда не было в уставах и наставлениях русской авиации. Ему НЕ УЧАТ. Его не существует как официального тактического приёма. Тех, кто всё-таки идёт на таран, в лобовые атаки не всегда встречают как героев. Потом на земле они и сами не могут понять почему в ситуации на грани жизни и смерти, вдруг исчезает страх. Появляется холодный, точный расчет. Как вообще приходит РЕШИМОСТЬ!

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий

При участии проекта Сайт С Нуля
x
Яндекс.Метрика