Конкурс на создание нового учебно-тренировочного самолёта был объявлен ещё в конце 80-х годов. Новая машина должна была стать универсальной с 2-мя двигателями. Такой самолёт нужен был для того, чтобы готовить лётчиков по полной программе, начиная с умения просто летать, и кончая умением ведения воздушного боя, причём на разных типах самолётов! ВВС выбрали два проекта – Як-130 и МиГ АТ. Стоимость разработки и постройки каждой из машин, в то время, составляла 200 000 000 долларов. Таких сумм у фирм разработчиков не было, поэтому они начали создавать новые самолёты совместно с иностранными фирмами. МиГ АТ с французами, а Як-130 с итальянцами.
За соучастие в разработке самолёта Як-130 итальянская фирма «Аэромаки» получила всю техническую документацию по производству планера самолёта. В результате этого сотрудничества у итальянцев появился свой, но очень похожий на российский, самолёт под названием М-346 правда, только в учебном варианте.
Весной 1996 года обе машины и Як-130 и МиГ АТ совершили свои первые полёты. Обе машины довольно, неплохо себя показали. Но Як-130 – это самолёт учебно-боевой и может брать на борт до 3-х тонн различных вооружений. Для госкомиссии этот факт оказался решающим и в 2 002 году Як-130 был объявлен победителем конкурса.
Одним из основных достоинств Як-130 является его электронная начинка! В кабине Як-130 нет ни одного аналогового прибора. На приборной доске имеется 3 экрана и пилот на любой из них может вывести интересующую его информацию, как по управлению самолётом, так и по контролю за системами самолёта. Одной из особенностей электроники Як-130 является возможность её перепрограммировать и задавать ей разные свойства! Благодаря этому на Як-130 можно не только учить летать молодых пилотов, но и проводить переподготовку опытных пилотов. При этом можно задавать различные манёвренные характеристики, имитирующие различные типы самолётов не только истребителей, включая некоторые зарубежные типы самолётов, например F-22! Лётные характеристики Як-130 могут быть подобраны также и для обучения пилотов дозаправке в воздухе.
Як-130 имеет хорошие и лётные характеристики. Самолёт уверенно выдерживает восьмикратную перегрузку! Як-130 способен сохранять устойчивость и управляемость на углах атаки до 35 градусов!
Некоторые технические характеристики Як-130: Максимальная скорость на малой высоте – 1 070 километров в час: Практический потолок – 12 500 метров: Практическая дальность – 1 600 километров, с подвесными топливными баками – 2 300 километров: Максимальная взлётная масса – 10 290 килограммов: Два двигателя тягой по 2 500 килограммов в секунду каждый: Заправка топливом – 1 700 литров: Максимальный вес вооружения – 3 000 килограммов. Самолёт способен нести на подкрыльевых подвесках всю номенклатуру вооружения весом до 500 килограммов на одной точке. Всего точек подвески 10 штук. Также на Як-130 устанавливается навесная авиационная пушка ГШ-23 калибром 23 миллиметра, со скорострельностью 4 000 выстрелов в минуту! Она устанавливается под кабиной пилотов. Также на Як-130 устанавливается навесная авиационная пушка ГШ-23 калибром 23 миллиметра, со скорострельностью 4 000 выстрелов в минуту! Она устанавливается под кабиной пилотов.
На Як-130 некоторые технические решения созданы с учётом обучения начинающих пилотов. На самолёт установлена так называемая «Система приведения». При её включении, в случае, если пилот по какой-либо причине становится не в состоянии управлять самолётом, то система сама в автоматическом режиме выводит самолёт в пространстве в горизонтальное положение. Также на Як-130 есть система минимальной высоты. Эта система, при её включении, не даст пилоту снизиться ниже установленной высоты, даже если пилот попытается это сделать!
Кроме обучения пилотированию на Як-130 имеется режим «боевой тренировки». Вся тренировка происходит в реальном полёте в небе, только цели и боеприпасы виртуальные. После запуска режима «боевой тренировки» на экране ИЛС (индикатор лобового стекла) появляется синтетическая цель с заданными характеристиками полёта. Пилот ловит цель в прицеле и уничтожает её выбранным оружием. Такая тренировка на Як-130 не требует применения зачастую очень дорогих целей и боеприпасов, но полностью сохраняет все элементы реального воздушного боя! Результаты стрельбы фиксируются системой объективного контроля. Это позволяет проанализировать тренировку и повышает её эффективность.
Катапультируемое кресло Як-130 спасёт пилота даже, если самолёт ещё не взлетел, а только разбегается по взлётной полосе! В полёте катапультируемое кресло срабатывает при любом положении самолёта в пространстве! Фонарь кабины не отбрасывается назад, а разрушается с помощью пирошнура, но совершенно безопасно для пилота. Як-130 имеет возможность взлетать с неприспособленных, грунтовых и даже песчаных взлётных полос. Для этого на нём предусмотрены заглушки воздухозаборников двигателей, а воздух в двигатели в этом случае поступает через жалюзи, находящиеся сверху на крыле!
Ещё на стадии конструирования Як-130 планировалось создавать в нескольких модификациях – это лёгкая ударная модификация, палубный самолёт, а также беспилотный вариант! Специалисты считают, что, учитывая возможность размещения на Як-130 высокоточного оружия, он может применяться и как средство борьбы с террористами.
Самолёт Як-130 может быть не только учебным, но и боевым – конкретно лёгким штурмовиком. В качестве штурмовика он может применяться в тех случаях, когда у противника нет средств ПВО. Кроме того Як-130 сам может выполнять задачи ПВО, в тех случаях, когда он действует против беспилотных самолётов разведчиков, вертолётов и транспортных самолётов.
Потребность в самолётах Як-130 только внутри России минимум 250 штук, а на Мировой рынок необходимо ещё в 40 раз больше!